ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Для эффективного использования новейших достижений науки и техники мышление человека должно быть логически правильным.
Люди с давних времен стремились познать законы правильного мышления, т. е. логические законы. Наука логика помогает познанию этих законов. Человек, овладевший логикой, мыслит более четко, его аргументация убедительна. Дейл Карнеги в книге “Как перестать беспокоиться и начать жить” пишет: “Разница между правильным и неправильным образом мыслей состоит в следующем: правильный образ мыслей основан на анализе причин и следствий, он ведет к логическому конструктивному планированию; неправильный образ мыслей часто ведет к напряжению и нервным срывам”.
Логическое мышление не является врожденным, но его можно и нужно развивать различными способами. Один из способов развития логического абстрактного мышления - это изучение законов логики. Другой способ развития мышления - это решение задач.
Актуальность данной программы в том, что воплощение в жизнь современных методов исследовательского обучения в образовании также не возможно без понимания роли информации и информационных процессов в обществе, умения анализировать, кодировать и представлять данные, систематизировать и структурировать информацию, прогнозировать вариативность результата.
Данная программа направлена на развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей ребёнка, на умение анализировать и логически мыслить.
Цель курса: формирование логического мышления, развитие интеллектуальных способностей.
Задачи курса:
- обучающие:
- учить анализировать и систематизировать информацию;
- учить проводить обработку данных с помощью компьютера;
- учить оценивать логическую правильность рассуждений;
- познакомить учащихся с вероятностным характером многих закономерностей окружающего мира;
- развивающие:
- способствовать развитию творческого и познавательного потенциала любого ребенка;
- воспитательные:
- воспитывать ответственное отношение к информации с учётом правовых и этических аспектов её распространения;
- избирательного отношения к полученной информации.
Отличительная особенность данной дополнительной образовательной программы - данный курс является основой для дальнейшего углубленного изучения информатики.
Программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования для углубленного изучения в профильных классах и программы А. Г. Щеголева “Информатика и диалектика”.
Программа научно-технической направленности рассчитана на 3 года (216 часов) по 2 часа в неделю и рекомендуется для учащихся 7-х, 8-х, 9-х классов, состоит из разделов: кодирование информации, элементы теории графов, основы алгоритмизации и программирования, основы логики, язык логического программирования Пролог, силлогизмы, элементы теории вероятностей и элементы комбинаторики.
Рекомендуемые формы контроля могут быть следующие:
- при текущем контроле: беседа; индивидуальные задания; самостоятельные и практические работы;
- при промежуточном контроле: марафоны, телеконференции, игры;
- при итоговом контроле: тестирование по пройденным темам и выполнение зачетных работ.
Ожидаемые результаты:
• имеет представление о роли информации и информационных процессов в обществе; о вероятностном характере многих закономерностей окружающего мира; о методах обработки, хранения и передачи информации из различных предметных областей;
• умение анализировать и систематизировать информацию на основе теории графов;
• умение организовывать поиск информации, необходимой для решения поставленной задачи;
• умение принятия нестандартных решений;
• умение планировать структуру действий, необходимых для достижения заданной цели при помощи фиксированного набора средств.
• имеет представление о вероятностном характере многих закономерностей окружающего мира;
В результате обучения учащиеся должны:
знать/понимать:
- правила техники безопасности при работе на компьютере;
- что такое информация;
- виды, свойства информации, информационные процессы;
- основные единицы измерения информации;
- понятие кодирование и декодирование;
- виды систем счисления;
- основные понятия теории графов: полный граф, степень вершины, путь в графе, цикл, связанность графа;
- понятие дерева, плоского и Эйлерова графа;
- понятие алгоритма;
- основные свойства алгоритма;
- основные объекты графического интерфейса среды ЛогоМиры.
- правила техники безопасности при работе на компьютере;
- понятия высказывания, суждения, понятия;
- логическую символику;
- законы алгебры логики;
- понятия база данных;
- понятия, база знаний;
- понятия умозаключения, силлогизма;
- случайные и детерминированные исходы процессов и явлений;
- понятия статистической частоты и вероятности исходов;
- перестановка, размещения, сочетания.
уметь:
- следовать требованиям техники безопасности, гигиены при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
- кодировать различные виды информации;
- находить значение небольших чисел в различных системах счисления;
- определять степень вершины;
- строить полный граф;
- строить дерево поиска решения;
- решать задачи с помощью графов;
- управлять движением Черепашки;
- составлять формулу суждения;
- строить таблицы истинности;
- упрощать логические функции;
- решать логические задачи различными способами;
- составлять факты, правила, запросы в Прологе;
- вывести умозаключение;
- находить статистическую частоту исходов испытаний;
- находить вероятности исходов различных испытаний;
решать простейшие комбинаторные задачи.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (приложение1).
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (приложение2).
Список литературы для учителя
- Гетманова А. Д. “Учебник по логике”, издательство “ВЛАДОС”, Москва 1994г.
- Андреева Т. А., Босова Л. Л., Фалина И. Н. “Математические основы информатики. Элективный курс: методическое пособие” 2-е изд., испр. М.: Бином. Лаборатория знаний 2007г.
- Владимир Курбатов “Как развить свое логическое мышление”, издательство “Феникс”, информатики”, издательство “АСТ”, Москва 2000г.
- О. А. Житкова, Е. К. Кудрявцева “Бейсик и паскаль: от простого к сложному” (8-11 классы). – Калуга: изд. Н. Бочкаревой, 1998г.
- В. Ю. Лыскова “Логика в информатике” – Москва.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001г.
- Л. Л. Босова “Арифметические и логические основы ЭВМ”. – Москва. Информатика и образование, 2000г.
- Л. З. Шауцукова “Основы информатики в вопросах и ответах”. Изд. Центр “ЭЛЬФА”,1994г.
- Л. Ю. Березина Графы и их применение: Пособие для учителей.- Москва: Просвещение, 1979 г.
- О. Оре “Графы и их применение”, перевод с английского Л. И. Головиной.- Москва.: изд “Мир”,1965 г.
- Н. В. Макарова “Информатика. Начальный курс”, издательство “Питер”, Санкт-Петербург Ростов - на - Дону 1997г.
- О. Ефимова, В. Морозов, Н. Угринович “Курс компьютерной технологии с Основами. 2010.
- Н. В. Макарова “Информатика. 7-9 класс”, издательство “Питер”, Санкт-Петербург 2010.
- Н. В. Макарова. “Информатика и ИКТ. Учебник 8-9 класс”, СПб.: Питер, 2010.
- Л. Л. Босова “Информатика. Учебник 6 класс”, издательство “Бином”, Москва 2007 г.
- Л. Л. Босова “Информатика. Учебник 7 класс”, издательство “Бином”, Москва 2007 г.
- И. Братко “Программирование на языке Пролог для искусственного интеллекта”, издательство “Мир”, Москва 1990г.
- Кутасов А. Д. Элементы математической логики. – Москва: “Просвещение”,1977г.
- Б. В. Гнеденко “Курс теории вероятностей”, издательство “Наука”, Москва 1969г.
- “Пособие по математике для поступающих в вузы” под редакцией Г. Н. Яковлева издательство “Наука”, Москва 1981г.
- Л. В. Тарасов “Неслучайная случайность” издательство Всероссийской Школы Математики и Физики “Авангард”, Москва 1993г.
- В. Н. Федосеев “Решение вероятностных задач” в 2х частях, издательство Всероссийской Школы Математики и Физики “Авангард”, Москва 1999г.
- Информатика и ИКТ. Задачник-практикум в 2т./ Под ред. И.Г. Семакина, Е. К. Хеннера 3-е изд. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2011
- Информатика и моделирование процессов в природе и обществе. Щёголев А. Г. М., Издательство Всероссийской школы математики и физики “Авангард”, 1992г.
- Бешенков С. А. , Ракитина Е. А. “Информатика. Системный курс. Учебник для 10-го класса”. М.: Лаборатория Базовых знаний, 2001г.
- Н. В. Макарова, Г. С. Николайчук, Ю. Ф. Титова “Информатика и ИКТ. Рабочая тетрадь №1. Начальный уровень” СПб издательство “Питер”, 2010.
- Н. В. Макарова, Г. С. Николайчук, Ю. Ф. Титова “Информатика и ИКТ. Рабочая тетрадь №2. Начальный уровень” СПб издательство “Питер”, 2010.
- Л. Л. Босова “Информатика: Рабочая тетрадь для 7 класса. 5-е изд., испр. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
- Андреева Т. А., Босова Л. Л., Фалина И. Н. “Математические основы информатики. Элективный курс : учебное пособие” 2-е изд., испр. М.: Бином. Лаборатория знаний 2007г.
Список литературы для учащихся