Цель: закрепление знаний по истории Отечественной войны 1812 года, воспитание чувства гордости и любви к Родине на примерах подвигов российского народа; развитие мышления, воображения, умения работать в группах, взаимодействия со сверстниками.
Вид: игра-путешествие команд по станциям (команды могут быть составлены из одного классы, либо из разных)
Оборудование: печатные материалы для команд, маршрутные листы, бланки для жюри, помощников, компьютер, мультимедийный проектор.
Ход мероприятия
1. Организационный этап
Учитель:
Раздался звук трубы военной,
Гремит сквозь бури бранный гром:
Народ, развратом воспоенный,
Грозит нам рабством и ярмом!
Теперь ли нам дремать в покое,
России верные сыны?!
Пойдем, сомкнемся в ратном строе,
Пойдем — и в ужасах войны
Друзьям, Отечеству, народу
Отыщем славу и свободу
Иль все падем в родных полях!
(Ф. Глинка)
Учитель истории: Эти стихи написал поэт, участник Отечественной войны 1812 года Ф. Глинка. Каким патриотизмом, проникновенностью наполнены эти строки.
2012 год – год 200-летия победы в Отечественной войне 1812 года. Страна готовится отметить этот юбилей с размахом и торжественностью. Каждый гражданин нашей страны должен знать, помнить и чтить эти героический страницы истории нашей Родины.
Мероприятие называется «Конкурс знатоков Отечественной войны 1812 года». Помогать в проведении этого конкурса будут старшеклассники, они будут помощниками на станциях и членами жюри. У них есть листы с заданиями для каждой станции. Пройдет оно в форме путешествия по станциям. Команды получат маршрутные листы. Команды будут выполнять различные задания в зависимости от станций, на выполнение задания отводится от 3до 5 минут. После команды «время», участники переходят на следующую станцию, которая указана в маршрутном листе. Там же указано сколько баллов вы можете получить за это задание.
2. Игра
Учитель истории: Представители команд получают маршрутные листы (Приложение 1). Расходятся по станциям.
1. Станция «Униформенная» (Приложение 2)
Здесь командам предстоит по иллюстрациям определить к какому роду войск они относятся.
2. Станция «Бородинская» (Приложение 3)
Команды должны будут ответить на вопросы, касающиеся Бородинского сражения.
Задание 1. В одном источнике указано: “Бородинское сражение началось рано утром 26 августа 1812 года”. Французский историк Рамбо, описывая сражение при Бородине, писал: “7 сентября 1812 года бой завязался в 5 часов утра”. Как объяснить это расхождение в источниках? Кто прав?
(Ответ: Правы оба, т. к. одно свидетельство по юлианскому календарю, а другое по григорианскому.)
Задание 2. Внимательно рассмотрите картину, на которой изображёна сцена из Бородинского сражения. На иллюстрации изображён раненый при Бородино генерал. Назовите этого генерала.
(Ответ: П.И. Багратион)
3. Станция «Литературная» (Приложение 4)
Командам будут предложены отрывки из литературных произведений, посвящённых войне 1812 года. Предстоит определить название и автора этого произведения.
Задание 1.
Волк ночью, думая залезть в овчарню,
Попал на псарню.
Поднялся вдруг весь псарный двор -
Почуя серого так близко забияку,
Псы залились в хлевах и рвутся вон на драку;
Псари кричат: "Ахти, ребята, вор!"-
И вмиг ворота на запор;
В минуту псарня стала адом.
Бегут: иной с дубьем,
Иной с ружьем.
"Огня!- кричат,- огня!" Пришли с огнем.
(Ответ: И.А. Крылов «Волк на псарне»)
Задание 2.
В шапке золота литого
Старый русский великан
Поджидал к себе другого
Из далеких чуждых стран.За горами, за долами
Уж гремел об нем рассказ,
И померяться главами
Захотелось им хоть раз.
(Ответ: М.Ю. Лермонтов «Два великана»)
Задание 3.
Мы долго молча отступали,
Досадно было, боя ждали,
Ворчали старики:
"Что ж мы? на зимние квартиры?
Не смеют, что ли, командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки?"
(Ответ: М.Ю. Лермонтов «Бородино»)
4. Станция «Героическая» (Приложение 5)
Здесь придётся собрать исторические пазлы и узнать, кто изображён на получившейся иллюстрации. (Иллюстрация из приложения разрезается в виде пазл)
(Ответ: М.И. Кутузов)
5. Станция «Краеведческая» (Приложение 6)
На этой станции команды отгадывают кроссворд, связанный с историей Владимирского края в Отечественной войне 1812 года.
6. Станция «Французская» (Приложение 7)
Командам предстоит ответить на несколько вопросов, касающихся пребывания французов в России в годы войны.
Задание 1. О чём Барклай де Толли писал: «Шестнадцать иноплеменных народов, томящихся под железным скипетром его (Наполеона) властолюбия, привел он на брань против России».
(Ответ: об армии Наполеона)
Задание 2. Кто и когда мог выслать такую депешу: “Москва пылает. Холодно. Голодно”?
(Ответ: Наполеон в сентябре-октябре 1812 г.)
Задание 3. Перед вами портрет кисти художника В.Верещагина. Определите, кто изображён на картине.
(Ответ: Наполеон)
7. Станция «Географическая» (Приложение 8)
Командам на карте предстоит определить и вписать названия населённых пунктов, где состоялись важнейшие сражения Отечественной войны 1812 года и заграничных походов русской армии.
(Ответ: 1 – Бородино; 2 – Смоленск; 3 – Малоярославец; 4 – Лейпциг; 5 – Ватерлоо)
После прохождения станций жюри подводит итоги, используя итоговую ведомость (Приложение 9)
Объявляются победители, призёры, называются места.