Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Цели:
Дидактическая:
- Расширение кругозора учащихся, пополнение знаний учащихся по теме «Меры длины»
- Активизировать деятельность учащихся за счёт разнообразности видов деятельности.
Развивающая:
- Развивать и совершенствовать умение применять имеющиеся у учащихся знания в новой ситуации;
- Способствовать развитию умения определять черты сходства и различия в изучаемых объектах;
- Способствовать умению делать выводы и обобщения.
Воспитательная:
- Способствовать выработке у школьников желания и потребности изучаемых фактов;
- Воспитывать самостоятельность и творчество, умение достигать поставленную цель, искать необходимый материал в литературе.
- Воспитывать уважение к знаниям предков, беречь эти знания и применять.
Задачи урока
- Познакомить со старинными мерами длины, научить ими пользоваться.
- Научить решать задачи, в которых применяются старинные единицы измерения
Формы организации деятельности на уроке:
- Фронтальная
- Индивидуальная
Структура урока:
- Организационный момент;
- Мотивационная беседа;
- Актуализация знаний;
- Цель урока
- Теоретическая часть (выступления учащихся);
- ФМ
- Разминка (устно решить три задачи)
- Русские меры длины в пословицах и поговорках.
- Решение задач (в тетрадях, с проверкой)
- Закрепление изученного материала:
- Рефлексия.
Методы:
- словесные;
- наглядные;
- практические.
Оборудование:
- компьютер;
- проектор;
- дополнительная литература по теме.
- Презентация «Старинные русские меры длины» (приложение 2)
Раздаточный материал:
- каточки с задачами
- таблицы мер длины
Прогнозируемый результат: Формирование у учащихся целостной картины о старинных русских мерах длины, умения переводить старинные русские меры длины в современные.
Ход урока
1. Организационный этап.
(Приветствие, фиксация отсутствующих, проверка подготовленности учащихся к учебному процессу, проверка подготовленности классного помещения к занятию, организация внимания школьника.)
Учитель: Здравствуйте! Я рада вас видеть, и очень хочу начать работу с вами! Сегодня у нас необычный урок. Мы сделаем экскурс в историю. А с какой целью, я думаю, вы сможете определить сами чуть позже.
2. Актуализация темы, постановка вопроса перед учащимися.
Ребята, я сейчас зачитаю вам отрывки из книги С.П.Кораблёва «Этнографический и географический очерк г. Каргополя», а вы, послушав, ответьте на вопрос. Что необычного (непривычного) вы услышите. (Отрывок) - непривычные нашему слуху слова «верста» и «сажень»
Что измеряют эти величины? (длину)
Какие ещё старинные русские меры длины вы знаете?
Какими мерами длины пользуемся сейчас? (метр и т.д.)
Вывод: Действительно, в старину система мер дли, была у всех народов своя. Существующая система мер была принята в 1963 году.
Тема нашего урока: Старинные русские меры длины (Слайд 1, приложение 2).
3. Цель урока:
Ребята, попробуйте сформулировать цель нашего урока. (Мнение учащихся)
Учитель: Сегодня на уроке вы познакомитесь со старинной системой мер длины.
Научиться решать задачи, в которых применяются старинные единицы измерения.
В конце урока, я думаю, вы сможете перевести, прочитанные отрывки.
Запись темы урока в тетради: Старинные русские меры длины. (Слайд 2, приложение 2)
4. Теоретическая часть
Учитель: С древности, мерой длины и веса всегда был человек: на сколько он протянет руку, сколько сможет поднять на плечи и т.д.
Система древнерусских мер длины включала в себя следующие основные меры: версту, сажень, аршин, локоть, пядь и вершок.
(Таблички с терминами на доску.)
Выступления учащихся: Приложение 1.
САЖЕНЬ (слайд 3, приложение 2) - одна из наиболее распространенных на Руси мер длины.
АРШИН (Слайд 4, приложение 2) - старинная русская мера длины, равная, в современном исчислении 0,7112м. Аршином, так же, называли мерную линейку, на которую, обычно, наносили деления в вершках.
ПЯДЬ (пядница) (слайд 3, приложение 2) - древняя русская мера длины.
ВЕРШОК (слайд 5, приложение 2) равнялся 1/16 аршина, 1/4 четверти. В современном исчислении - 4,44см. Наименование "Вершок" происходит от слова "верх". В литературе XVII в. встречаются и доли вершка - полвершки и четвертьвершки.
Учитель: Ребята, сейчас я вам покажу очень уникальную вещь. Это настоящий старинный аршин.
Он был изготовлен в 7432 году в переводе на наше время исчисления = это 1852 год
Посчитай те, сколько лет этому инструменту. (148 лет)
А книга, из которой я вам зачитывала отрывки, была составлена и издана в 1851 году. В одно и тоже время. Какой инструмент пришёл ему на смену. (Метр)
Знакомство с аршином и зарисовка в тетради (слайд 6, приложение 2)
ВЕРСТА (слайд 7, приложение 2) - старорусская путевая мера (её раннее название - ''поприще'').
Вывод: (записать в тетрадь) (слайд 8, приложение 2)
Верста = 500 саженей (1,067 км)
Сажень = 3 аршина = 7футов (2,1 м)
Аршин = 4 четверти = 16 вершков (71 см)
Локоть = 44 см
Четверть (пядь) = 4 вершка (18 см)
Вершок = 4 см
(слайд 9, приложение 2)
Указ 1835 г. определил соотношение русских мер с английскими:
Сажень = 7 футам
Аршин = 28 дюймам
Упраздняется ряд единиц измерения (подразделения версты), и входят в употребление новые меры длины: дюйм, линия, точка, заимствованные из английских мер.
Фут = 12 дюймов (30см)
Дюйм = 25 мм
6. Физкультминутка: (слайд 10, приложение 2)
Для улучшения головного кровообращения (наклоны головы)
Для снятия усталости с глаз (крепко зажмурить глаза, считать до 3, затем посмотреть вдаль.)
7. Разминка
Задача №1 (слайд 11, приложение 2)
Алиса встала и подошла к столу, чтобы выяснить, какого она теперь роста. Судя по всему в ней было не больше 2 футов и она продолжала стремительно уменьшаться. Какого роста была Алиса?
Задача № 2 (слайд 12, приложение 2)
«Отдал царевич приказание и вскоре явились во дворец 12 добрых молодцев, его верных слуг, все на одно лицо, голос в голос, волос в волос и ростом с сажень.»
Какого роста были добры молодцы?
Задача №3 (слайд 13, приложение 2)
Братья сеяли пшеницу, да возили в град-столицу; знать, столица та была вёрст 15 от села.
На каком расстоянии была столица от села? (Ответ округлите до целых)
8. Русские меры длины в пословицах и поговорках. (слайд 14 и 15, приложение 2)
Учитель: В русском языке много пословиц и поговорок со старинными мерами длины.
Существовал ли когда-нибудь человек "семи пядей во лбу"?
1 пядь = 18 см, 7 пядей = 18 * 7 = 126 см. Ответ отрицательный.
Каков рост, человека, которого прозвали "коломенской верстой"?
1 верста = 500 саженям = 1,08 км, 2,16 * 500 = 1080м.
Во время царствования Алексея Михайловича Романова вдоль дороги от Москвы до Коломенского были расставлены на расстоянии 700 саженей друг от друга верстовые столбы, высотой около 4м, с орлами. Впечатление людей было настолько велико, что осталось в народной речи (высота столба 2 сажени = 2*2,16 = 4,32 м).
Определите "рост" человека, о котором говорят "от горшка два вершка, а уже указчик" (высоту горшка считать 25 см.).
1 вершок = 4,5 см, 2 вершка = 4,5*2 = 9 см, 25+9 = 34 см.
Так говорили о человеке, который, не имел жизненного опыта, самонадеянно о чем-то судившем, поучавшем кого-то.
Куда это, "за семь верст киселя хлебать?"
1 верста = 1,08 км, 7 верст = 1,08*7= 7,56 км.
Как глубоко видит тот, о ком говорят: "на три аршина в землю видит?".
1 аршин = 71 см, 3 аршина = 71*3 = 213 см (1 сажень) = 2 м.
Так говорится о прозорливом, внимательном человеке, от которого ничего невозможно утаить.
9.Решение задач (в тетрадях, с проверкой) (слайд 16, приложение 2)
Двое вышли одновременно навстречу друг другу из двух городов, отстоящих друг от друга на 75 верст. Один проходит в час 4 версты, другой - 3 1/2 .Через, сколько часов они встретятся?
Решение: 75:(4+3 1/2)= 10(ч)
2 сажени 2 аршина 2 вершка - сколько вершков? сколько см.?
2 сажени 2 аршина = 8 аршинов, 8 аршинов 2 вершка = 8*16+2 = 130 вершков, 130*4,4 =572 (см).
1. "Собака и заяц". (Слайд 17, приложение 2)
Собака усмотрела зайца в 150 саженях от себя. Заяц пробегает за 2 минуты 500 саженей, а собака за 5 минут 1300 саженей. За какое время собака догонит зайца?
Решение:
1) 500:2=250 (саж.) - пробегает за одну минуту заяц,
2) 1300:5=260 (саж.) - пробегает за одну минуту собака,
3) 260 - 250= 10 (саж.) - за одну минуту сокращается расстояние между зайцем и собакой,
4) 150:10= 15 (мин.).
5) Ответ: собака догонит зайца за 15 минут.
2. Велосипедисты и муха. (слайд 18, приложение 2)
Два города А и В находятся на расстоянии 300 верст друг от друга. Точно в один день, час, минуту, секунду из этих городов выезжают друг другу навстречу два велосипедиста и мчатся, не останавливаясь, со скоростью 50 верст в час. Но вместе с первым велосипедистом из города А вылетает и муха, пролетающая в час 100 верст. Муха обгоняет велосипедиста и летит навстречу другому велосипедисту, выехавшему из города В. Встретив этого, она тот час поворачивает назад к велосипедисту А. Повстречав его, опять летит обратно навстречу велосипедисту В и так повторяет свое летание взад и вперед до той поры, пока велосипедисты не встретились. Тогда она успокоилась и села одному велосипедисту на шапку. Сколько верст пролетела муха "пока успокоилась и села?"
Решение: (слайд 19, приложение 2)Сюжет задачи занимателен, достаточно длинное условие, но суть задачи в том, что муха находилась в полете столько времени, сколько ехали до встречи велосипедисты:
1) 50*2=100 (верст в час) — скорость сближения,
2) 300:100=3 (часа) — время до встречи,
3) 100*3=300 (верст) — пролетела муха. Ответ: 300 верст пролетела муха.
10. Закрепление изученного материала:
Игра: « Добавь нужное» На доске прикреплены карточки с названиями старинных русских мер длин, нужно рядом прикрепить им соответствующий современный размер.
- Верста -1066,8км
- Сажень -2.1 м
- Аршин -71,1см
- Пядь – 17.78см
- Локоть – 44см
- Вершок – 4,4 см
Домашнее задание: (слайд 20, приложение 2)
Найдите в литературе пословицы, поговорки, крылатые выражения, высказывания из сказок, где упоминаются старинные русские меры. Задачи.
11. Рефлексия.
- Ребята, вам понравился наш урок?
- Что нового вы узнали на уроке?
- Что было интересного на уроке?