Цель:
- Продолжить знакомство учащихся с понятиями: схема, чертеж, рисунок, график;
- Развивать умения работать со схемой: находить главное и второстепенное и заполнять её.
- Развивать способность наблюдать, быть внимательным, видеть «незаметное»,
- Развивать речь, логическое мышление, внимание, строить последовательные умозаключения.
Оборудование:
- Приложение (модель схемы «Паучок»).
- Индивидуальные листы с изображением модели схемы.
- Презентация (Птицы. Зимующие птицы.)
- Листы формата А4 для выполнения парной работы (изготовление листовок «Берегите птиц!»).
- Жетоны с изображением «Умной совушки» для поощрения за хорошую работу или правильный ответ.
Ход занятия
I. Организационный момент.
– Ребята, встаньте в круг. Улыбнитесь друг другу. Я хочу помочь вам наполнить себя свежей силой для новой работы. Сделайте глубокий выдох. Затем наберите полные легкие воздуха и снова выдохните. Но в этот раз выдохните со звуком. Пропойте во все время выдоха долгое «Аааааа». Представьте себе, что при этом из вас вытекают ощущения усталости, утомления, скуки. А на вдохе представьте себе, что вы вдыхаете вместе с воздухом веселые и радостные мысли. На каждом выдохе пропевайте звук «Ааааа» все громче и громче, пока вся ваша усталость и неприятные ощущения не покинут вас полностью… (1 минута).
– А теперь соприкоснитесь ладошками со своими соседями по кругу. Поделитесь каждый своим теплом друг с другом. Сегодня мы – команда. Нам предстоит сегодня хорошо потрудиться и узнать что-то новое.
– На наших занятиях каждый из вас может получить символ исследователей «умную совушку», накапливать их и на последнем занятии мы сможем узнать, кто у нас лучший исследователь.
II. Актуализация знаний.
– Как называется наш факультатив? (Наш факультатив называется «Я – исследователь»)
– Что же такое исследование? (Исследовать – подвергнуть изучению, выяснить, осмотреть, изучить что-то)
– Кто такой исследователь? (Человек, занимающийся научными исследованиями)
III. Сообщение темы и цели занятия.
– Ребята, сегодня мы с вами продолжаем работать со схемами.
– Как создаются схемы?
– Что для этого нужно сделать?
(Первое – это определить главную мысль своей работы, второе – выделить второстепенное, третье – подумать, какую схему мы сможем построить).
IV. Практическая работа по заполнению схемы.
Приложение.
(т.к. это занятие второе, у учащихся на отдельных листах уже изображена схема, которую составили на первом занятии)
– Какова главная идея, мысль нашей работы? (Пришла зима)
– Где мы записали главную мысль? (В центре схемы)
– По каким признакам, фактам, мы определили, что пришла зима? (Учащие, по частично заполненной схеме, называют признаки зимы)
Физкультминутка.
Сейчас свершится волшебство (звучит музыка)
Мы превращаемся в снежинок. (Первый признак зимы)
(легкий бег на месте, кружатся на носочках, руки не должны быть напряженными, взмахивают руками вниз – вверх. По окончании музыки – садятся за рабочие места)
– Внимательно рассмотрите схему, у нас осталась не заполненной одна ножка паучка.
– Как вы думаете, что мы не учли, какой признак упустили? (После рассмотрения особенности последней ножки паучка, учащиеся определяют, что забыли включить в схему еще один признак зимы – отлет птиц в теплые края)
– На какие две группы можно разделить птиц, живущих в Хабаровском крае? (Перелетные и зимующие, оседлые птицы)
Слайд 1
Работа по схеме.
(Изображение птиц, с разбиением на две группы)
– Какие птицы остаются зимовать?
Слайд 2
– А есть птица, которая наоборот прилетает к нам, не боятся холода.
Отгадайте загадку.
Зимой на ветках яблоки
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки
Ведь это…… (снегири)
Слайд 3
– Почему зимующие птицы зимой стараются ближе полетать к жилищу человека?
– Что мы с вами можем сделать, чтобы зимующие птицы смогли дожить до весны?
(Сделать кормушки)
Читает ученик
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма,
Горсть одна нужна.
Горсть одна –
И не страшна
Будет им зима.
Столько гибнет их,
Не счесть,
Видать тяжело!
А ведь в вашем сердце
Есть
И для них тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Слайд 4
– Какой корм мы можем использовать для птиц?
(ответы детей)
Слайд 5
V. Практическая работа в парах. Изготовление листовок «Берегите птиц!»
– А как мы можем призвать всех людей, чтобы они не забывали вешать кормушки и кормить птиц? (сделать рисунки)
VI. Итог занятия.
– Что вы сегодня расскажете дома о нашем занятии?
– А теперь, ребята, встаньте в круг. Возьмитесь за руки. Поблагодарите друг друга за совместную работу. Как вы думаете, мы были сегодня командой?
– Спасибо за занятие, до новой встречи, ребята!