Цели и задачи урока:
- познакомить детей с хвойными деревьями, показать их красоту; учить распознавать сосну и ель по общему виду, веточкам, хвоинкам, шишкам;
- содействовать развитию навыков самостоятельного поиска информации, логического мышления, умения анализировать, делать выводы, прослеживать причинно-следственные связи; формировать навыки первичной исследовательской деятельности (наблюдение, анализ, вывод);
- содействовать воспитанию интереса к изучению природных явлений, чувства прекрасного; способствовать расширению и углублению экологических знаний.
Прогнозируемые результаты: первоклассники научатся классифицировать деревья; распознавать сосну и ель по общему виду, шишкам, веточкам, хвоинкам.
Средства обучения: учебник “Окружающий мир” А.А. Плешакова, “Рабочая тетрадь”, атлас– определитель, листья деревьев, проектор, презентация (иллюстрации с изображениями сосны, ели и лиственницы), коллекции “Сосна” и “Ель” (в которые входят ветки и шишки деревьев), цветные карандаши, лупы.
Ход урока
I. Самоопределение к деятельности (организационный момент).
Дети хором говорят стихотворение:
Вот опять звенит звонок,
Начинается урок.
Мы за парты дружно сели и на доску поглядели.
– Как всегда на урок “Окружающего мира” к нам пришли наши помощники Муравей Вопросик и Мудрая Черепаха. Я желаю вам успешной работы на уроке. Пожелайте друг другу удачи! (Дети хлопают в ладони друг другу с соседом по парте.)
II. Актуализация знаний.
а) – На какой вопрос Муравьишки мы отвечали на прошлом уроке? (Что это за листья?)
– Как по листьям можно определить деревья? (Нужно внимательно рассмотреть лист.) Чем различаются листья разных деревьев? (Размерами, формой, а осенью еще и цветом.) Какие деревья растут возле нашей школы? (Береза, тополь, клен американский, вяз, черемуха, ива, дикая яблоня.) А какие кустарники ? (Сирень, бузина красная, шиповник.)
На прошлом уроке мы с вами учились узнавать листья разных деревьев. Посмотрим, как хорошо вы все запомнили. Предлагаю вам сыграть в игру.
Игра “ С какого дерева листок?”.
Класс делится на несколько групп. У каждого ребенка коробочка с листьями. Учитель показывает ветку какого-то дерева. По команде: “Раз, два, три-с какого дерева лист покажи!” – все группы учащихся должны найти нужный лист и поднять его.
б) – Мудрая Черепаха хочет сама проверить, как вы научились определять листья деревьев.
На экране с помощью видеопроектора проводится тест “Что это за листья?”.
III. Мотивация учебной деятельности
– Сегодня мы продолжим разговор о деревьях. О каких именно – вы узнаете, отгадав загадки. Прежде, чем дать ответ, посовещайтесь в группах.
Что же это за девица
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год?
(Ель.)У меня длинней иголки, чем у елки,
Очень прямо я расту в высоту.
Если я не на опушке,
Ветви только на макушке.
(Сосна.)
– Эти деревья отличаются от всех других. Чем? (У них нет листьев.) А что же растет на их ветках? (Хвоя.)
Вопрос нашего урока – что такое хвоинки? (Вопрос записан на доске. Дети читают.)
IV. Открытие нового знания.
– Рассмотрите иллюстрацию на странице 30 учебника. Найдите лишний рисунок. Почему вы решили, что он лишний? (Береза, дуб, клен – лиственные деревья, а ель – нет.)
На экране – изображения сосны и ели.
– Всем вам хорошо известны эти деревья. Их называют вечнозелеными, или хвойными. Такие ли они вечнозеленые? Почему хвойные? Вспомните, меняют ли ель и сосна цвет осенью?
Всю зиму они остаются зелеными. Значит ли это, что они вечно одинаковые и у них ничего не меняется? Бывает ли у них листопад? Да и где их листья? Попробуем во всем этом разобраться.
Хвоя – это тоже листья, только особой формы – длинные и узкие. Они способны пережить зиму, потому что достаточно прочны. Восковая кожица не дает им пересохнуть. Они и зимой обеспечивают дерево небольшим количеством пищи. Эти листья живут несколько лет. Затем они буреют и опадают. Но не все сразу, так что на дереве всегда сохраняется листва. Вот отсюда и название “вечнозеленые”.
– Откройте страницу 31 в учебнике. Рассмотрите общий вид сосны и ели. Сравните расположение веток у этих деревьев.
Шумят сосновые леса,
И сосны стройные, литые,
Как будто стрелы золотые,
Уходят словно в небеса.
Сосны больше других деревьев любят свет, поэтому их ветви подняты высоко от земли, они тянутся к солнцу. Ели стоят, опустив колючие ветви почти до земли.
Физкультминутка.
Зайцы скачут: скок– скок– скок!
Да на беленький снежок.
Раз – согнуться, разогнуться.
Два – нагнуться, потянуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
Практическая работа.
Класс делится на группы. Ученикам раздают коллекции “Сосна” и “Ель”.
– У этих хвойных деревьев отличия не только во внешнем виде. Давайте сравним их ветки, хвоинки и шишки.
Наблюдение 1. “Ветки”.
Дети рассматривают ветки ели и сосны и определяют ,что и на тех, и на других есть хвоинки, но крепятся они по-разному. У сосны две хвоинки крепятся к ветке, а у ели – каждая хвоинка.
Наблюдение 2. “Хвоинки”.
Сравнивая хвоинки обоих деревьев, ученики замечают, что длина хвоинок у деревьев разная. У сосны хвоинки длинные, а у ели – короткие.
Наблюдение 3. “Шишки”.
Дети рассматривают шишки и обращают внимание на то, что шишки сосны меньше по размерам, чем шишки али и круглее. Шишки ели длиннее и вытянутой формы.
– Молодцы! Вы все правильно заметили. Муравьишка просит еще раз объяснить ему, как отличить сосну от ели.
Дети отвечают. Затем они выполняют задание № 3 на странице 20 рабочей тетради, обмениваются тетрадями, проверяют работы друг друга.
Физкультминутка.
|
Ходьба на месте Повороты Посмотреть на елочку в классе На сосну Прыжки Приседание
Потягивание |
Еще раз рассмотрите рисунок ели и сосны. Сравните эти деревья. Устно опишите по плану, данному в учебнике.
- Название дерева.
- Лиственное или хвойное.
- Общий вид, расположение веток.
- Особенности хвоинок.
- Особенности шишек.
Заслушивают 2–3 описания.
– Мудрая Черепаха подготовила задание для любознательных учеников. Рассмотрите дерево, изображенное у меня на слайде. Вы видите общий вид дерева и его веточки в разные времена года. Можно ли это дерево отнести к хвойным? Как расположены хвоинки? Чем это дерево отличается от других хвойных? Какие деревья сбрасывают листья на зиму? (Лиственные.)
– Из-за этой особенности хвойное дерево получило свое название – лиственница. О ней даже сочинили загадку.
Есть у родственницы елки
Неколючие иголки.
Но, в отличие от елки,
Опадают те иголки.
– Послушаем отрывки из проектных работ “Моя малая Родина”. Заслушиваются 3 отрывка-сообщения о лесах Бурятии, о сосне, ели, лиственнице, кедре.
V. Рефлексия учебной деятельности.
– С какими деревьями мы познакомились? На какие две большие группы можно разделить все деревья? Чем они различаются? Что такое хвоинки? Как различить ель и сосну? Чем лиственница отличается от своих “родственниц”? Какие цели мы ставили в начале урока? Какие достигли?
Прочитайте вывод на странице 31.
Учитель дает задание на самопроверку. (Тест на экране с видеопроектора.) После его выполнения дети сверяют свой ответ с модульным ответом, который учитель записывают на доске, и показывает оценку.
Дополнительный материал.
Бурятия – край гор и тайги. Где бы ты не находился на территории нашей республики, тебя окружают горы и холмы, покрытые зелеными лесами.
В лесах много сосны, кедра и лиственницы.
Сосна – коренная порода наших лесов. Это замечательное дерево легко приживается, не требует от природы особых условий. Сосна может дать человеку не только древесину, но, оказывается, и хлеб, и масло, а из ее плодов можно сварить вкусную кашу.
Лиственница – ценное твердое строительное дерево. Она выдерживает засуху, переносит большие морозы, не гниет в сырой земле. В отличие от других хвойных деревьев, лиственница ежегодно меняет хвою. Зимой она стоит голая, черная, как обгорелая. Весной покрывается мягкой, ароматной, нежно – зеленой хвоей. В нашем суровом крае лиственница встречается чаще других пород, она растет быстрее и выше всех деревьев.
Сибирский кедр, или сосна сибирская кедровая в высоту может достигать 44 метров. Максимальная продолжительность жизни 500 —850 лет. Хвоя у кедра растет пучками, по 5 хвоинок в пучке. Из древесины кедра делают карандаши. Кедровые орехи вкусные и очень полезные.
Самоанализ урока по предмету “Окружающий мир” в 1 Г классе учителя Габдуллиной И. Г.
Тема урока: Что такое хвоинки?
Учебно-воспитательные цели и задачи урока:
1) познакомить детей с хвойными деревьями, показать их красоту; учить
распознавать сосну и ель по общему виду, веточкам, хвоинкам, шишкам;
2) содействовать развитию навыков самостоятельного поиска информации,
логического мышления, умения анализировать, делать выводы, прослеживать
причинно-следственные связи; формировать навыки первичной исследовательской
деятельности (наблюдение, анализ, вывод); 3) содействовать воспитанию интереса к
изучению природных явлений, чувства прекрасного; способствовать расширению и
углублению экологических знаний.
Прогнозируемые результаты: первоклассники научатся классифицировать деревья; распознавать сосну и ель по общему виду, шишкам, веточкам, хвоинкам.
Урок проходил в 1 Г классе. В классе 30 учащихся, 15 мальчиков и 15 девочек. В начале года психологом школы был проведен диагностико– прогностический скрининг по выявлению готовности к школьному обучению. В результате данного скрининга были выделены 3 группы учащихся по уровню психического развития детей. К первой группе (высокая возрастная норма) относятся 3 детей из класса. Во вторую группу (“стабильная середина”) входят 16 учащихся. К третьей группе (“Группа риска”) можно отнести 11 учащихся класса .
Тип урока: урок введения нового знания . Это 10-ый урок в разделе “Что и кто?”.
Материал урока был подобран с учетом знаний, полученными учащимися ранее на предыдущих уроках окружающего мира, чтения (дети читают по слогам названия деревьев), математики (считают количество деревьев). Цели урока ставились с учетом типа урока и программного материала.
Первый этап урока – самоопределение к деятельности (организационный момент). Его цель: включение учащихся в деятельность на личностно– значимом уровне, создание положительной эмоциональной направленности. Использован следующий прием: высказываю добрые пожелания детям, предлагаю пожелать друг другу удачи (дети хлопают в ладони друг другу с соседом по парте).
Второй этап урока – актуализация знаний. Его цель: повторение изученного материала.
С помощью фронтального опроса, игры “С какого дерева листок?” и видеотеста выявлялась степень усвоения пройденного материала по теме “Что это за листья?”.
Третий этап урока – мотивация учебной деятельности, постановка учебной задачи. Его цель: обсуждение затруднений (“Почему возникли затруднения?”, “Чего мы еще не знаем?”); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить(“Что такое хвоинки?”). Здесь использован метод постановки учебной задачи: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме урока.
Четвертый этап урока – открытие нового знания. Его цель: решение задачи, поставленной в начале урока. Используемый метод – диалог, побуждающий к гипотезам и подводящий к открытию нового знания. Здесь проводится групповая практическая работа, включающая изучение веток, хвоинок и шишек хвойных деревьев (рассматривание, анализ, сравнение). С целью закрепления полученных новых знаний проводится самостоятельная работа в рабочей тетради. По окончании ее дети работают в парах – проверяют работы друг друга. В результате, на основании приобретенных знаний, дети устно дают описание деревьев по плану, записанному на доске. После этого класс заслушивает дополнительные сведения о хвойных деревьях, произрастающих на территории нашей республики (3 ученика рассказывают небольшие отрывки из своих проектных работ “Моя малая Родина”).
Пятый этап урока – рефлексия учебной деятельности ставит целью осознание своей УД, самооценки результатов деятельности своей и всего класса. Работа проводится в виде фронтальных ответов на вопросы и выполнения видеотеста.
На уроке мною были использованы следующие методы: стимулирования и мотивации учения; перцептивные методы – словесный (объяснение, беседа),наглядный , практический . А также: метод наблюдения, исследования , самообучения (метод открытий), видеометод, эвристической беседы, педагогической поддержки, создания ситуации успеха. Выбор данных форм методов обучения помогал в решении главной задачи урока– учить детей распознавать хвойные деревья по их признакам.
На уроке я использовала фронтальную, групповую, парную формы работы.
Считаю, что на уроке были созданы учебно-материальные, здоровьесберегающие, морально-психологические и временные условия. А также условия для реализации и развития познавательных (общеучебных и логических) УУД – осознанное, произвольное построение речевого высказывания в устной форме; поиск и выделение необходимой информации; рефлексия; контроль и оценка результатов деятельности, моделирование. Выбранные мною формы , методы и приемы работы способствовали формированию коммуникативных, регулятивных и личностных УУД. Предполагалось добиваться развития метапредметных результатов: активного использования речевых средств для решения познавательных и коммуникативных задач ;овладения детьми логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения; умения классифицировать, устанавливать аналогии и причинно– следственные связи, строить рассуждения; овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства их осуществления. Формировалось умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, определять наиболее эффективные способы достижения результата.