Проблема:
Особую роль в подготовке детей к школе играет самостоятельное словесное творчество детей: сочинение сказок, историй, придумывание рассказов. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. А между тем, овладение речью в возрасте от 3 до 7 лет имеет ключевое значение, ведь этот период наиболее сензитивен к ее усвоению.
Одна из важнейших задач дошкольных учреждений – формирование правильной устной речи детей. Речь является инструментом общения, которое является необходимым инструментом познания.
Актуальность проблемы развития речи всегда будет стоять на первом месте в воспитании личности ребенка и подготовки его к школе, так как именно речь делает нас людьми. Недоразвитие речевой функции оказывает неблагоприятное влияние на обучение детей в школе и вызывает задержку в умственном развитии детей.
Цель:
- Развивать и обогащать словесное творчество детей на основе ознакомления с русскими сказками и сказками народов Севера .
- Способствовать сотворчеству детей и взрослых.
- Способствовать обогащению словаря, формировать навыки словоупотребления, языковое чутье, внимание и интерес к образному слову.
- Сформировать знания и умения, необходимые для самостоятельного литературного творчества, интерес к речевому творчеству.
- Побуждать детей сочинять и рассказывать сказочные истории, интонацией передавать характер героев и свое отношение к ним.
Задачи:
- Развивать умение детей отбирать для творческих рассказов самые интересные и существенные события и эпизоды, находя исходную форму передачи, включая в повествование описание природы, окружающей действительности.
- Развивать познавательные способности, творческое воображение, творческое мышление.
- Формировать интерес к самостоятельному речевому творчеству.
- Развивать интерес к литературному творчеству разных народов России.
Участники проекта: Дети, родители, воспитатели.
Предполагаемый результат:
– Сформирован устойчивый интерес к литературному творчеству разных народов
России.
– Сформирован интерес к собственному сочинительству.
– Оформление рукописных книг сказок, сочиненных детьми: “Зимние истории”,
“Заполярный круг”, “Любимые сказки на новый лад” и другие.
Срок реализации проекта – 3 месяца.
Этапы работы над проектом.
Предварительная работа:
- Знакомство с различными видами сказок (русские народные, литературные, сказки народов Севера), беседа о прочитанном.
- Рассматривание альбомов “Растения и животные Крайнего Севера и тундры”, “Край наш северный”, фотоальбома “Лапландский заповедник”, иллюстраций к сказкам “Сампо – лапаренок”, книг “Это праздник веселый – Кильвей” авт. А Кымытваль.
- Анализ композиции сказок (зачин, завязка, кульминация, развязка). Беседы с детьми на темы: “Как начинаются русские сказки”, “Что такое зачин”, “Особенности сказок народов Севера”.
- Определение различий между сказкой и рассказом. Беседа “Чем отличаются сказка и рассказ”, дидактические игры “Кто больше волшебных предметов назовет”, “Вспомни героев русских сказок”, “Назови героев сказок народов Севера”.
- Выделение и освоение логики и последовательности развития событий в сказке. Дидактические игры “Построй логическую цепочку”, “Что за чем”, “Из какой это сказки?”, использование карточек-схем для построения сюжета сказки.
- Объяснение слов и выражений:
– яранга, чум, ягель, северное сияние, оленья упряжка, Лапландия, унты, малица;
– лубяная избушка, снежный человек, гусли, лапти.
Работа с родителями:
- Консультации для родителей: “Почитай мне сказку, мама, или с какими сказками лучше дружить дошколятам”, “Книжная полка”, “Сказка – ложь, да в ней намек”, “Сочиняем сказки с детьми”.
- Посещение родителями открытых занятий по развитию речевого творчества детей.
- Сочинение сказок с детьми дома.
Работа с детьми:
- Придумывание эпитетов. Дети придумывают эпитеты, характеризующие тот или иной персонаж сказки. Для этого нужно вспомнить и сказать, какой он, найти самые точные и выразительные слова. Дидактические игры и упражнения: “Подбери словечко”, “Как еще можно сказать о герое?”.
- Придумывание сравнений. Выполнение этого задания помогает развивать ассоциативные связи. Дидактические игры и упражнения: “На что похоже?”, “Придумай и скажи”.
- Прием словоизменений. Этот прием помогает детям почувствовать разницу в оттенках слов. Дидактические игры: “Измени слово”, “Цепочка слов”.
- Придумывание синонимов и антонимов к словам. Дидактические игры “Скажи наоборот”, “Подбери похожее слово”.
- Сочинение сказочных историй с заранее обусловленным началом. Дидактическое упражнение “Продолжи историю”.
- Сочинение сказочных историй по картинкам, по сериям картинок.
- Коллективное составление сказок по картинкам, по сериям картинок. Один ребенок придумывает, что происходило с персонажами раньше, другой описывает события, изображенные на картине, третий – последующие действия, поступки героев, чем закончились их приключения.
- Сочинение историй по методу “бином фантазии” (интересная история, в которой увязываются два случайно выбранных и разных по смыслу понятия или герои различных сказок). Необходимость придумать необычную занимательную историю значительно повышает творческую речевую активность детей.
- Сочинение историй по методу “сказка-калька” (по схеме известной сказки создается новая, похожая по смыслу, но с другими персонажами, действиями, деталями). Это не копирование известной сказки, а лишь заимствование ее принципа, развитие самостоятельного сюжета.
- Придумывание собственных сказок.
- Создание самодельных книжек. В них записываются сочиненные детьми истории. Ребята самостоятельно иллюстрируют их содержание. Дети проявляют выдумку, фантазию при оформлении обложки, иллюстраций к сказке.
Продукт проектной деятельности:
Рукописные книги:
– “Наши сказки”
– “Любимые сказки на новый лад”
– “Волшебство Золотой рыбки”
– “Волшебная путаница”
– “Теремок на новый лад”
– “Зимние истории”.