Введение.
“Ум ребенка находится на кончиках его пальцев”.
В.А.Сухомлинский
Цель работы: развитие и совершенствование тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук детей дошкольного возраста в период подготовки к школьному обучению.
Задачи:
- Формирование и коррекция всей речевой системы.
- Развитие высших психических функций в комплексе, в том числе слухового внимания, зрительной памяти.
- Развитие кинестетических ощущений, подражательных способностей.
Движения пальцев рук у людей совершенствуются из поколения в поколение, так как люди выполняют руками все более тонкую и сложную работу. В древние времена требовалось все большее общение, обмен мыслями. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции руки в человеческом мозге.
Аналогично этому идет ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев.
Наша речь имеет неврологические основы. Головной мозг – это высший отдел нервной системы. Он управляет деятельностью всех структур нервной системы, в том числе и речи. М.М.Кольцова в работе “Ребенок учится говорить” указывает на то, что речевые области формируются под влиянием кинестетических импульсов от пальцев рук.
Речь – это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Органы артикуляции лишь выполняют приказы, поступающие из мозга.
Сенсорная (импрессивная) речь – это восприятие и понимание речи. В 1874 году Э. Вернике было установлено, что в коре головного мозга имеется зона сенсорной речи. Ее назвали зоной Вернике.
Различают и моторную (экспрессивную) речь – произнесение звуков самим человеком. В 1861 году ее обнаружил нейрохирург П. Брока. Эта речевая моторная зона, или зона Брока, у правшей находиться в левом полушарии мозга, а у левшей в большинстве случаев в – правом. Речевая моторная зона Брока находится в непосредственной близости от двигательной зоны коры головного мозга. Поэтому наша речь и моторика (движение) тесно взаимосвязаны и развиваются параллельно.
Что такое тонкая моторика? Это система разнообразных движений, в которых участвуют мелкие мышцы кисти руки. Учеными была выявлена закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы и наоборот.
Пенфилд Д. – канадский нейрохирург, последние десятилетия вел большую работу по составлению “карты” речевых зон мозга. Если внимательно посмотреть на его “карту” головного мозга, то бросается в глаза, что двигательная речевая область (зона Брока) расположена совсем рядом с двигательной областью пальцев рук и является ее частью.
Обращает на себя внимание тот факт, что около трети всей площади двигательной проекции занимает кисть руки, расположенная очень близко от речевой моторной зоны. Здесь проекции частей тела в двигательной области показаны в образной форме.
Изучая взгляды Эльконина на развитие личности, мы узнаем, что основное понятие у него это ведущая деятельность, т.е. та деятельность, в которой происходят основные новообразования данного возраста. Что и является основой для организации развития и обучения детей. Ведущие деятельности последовательно сменяют друг друга.
Виды деятельности детей дошкольного возраста:
- Эмоциональное общение младенца с взрослыми (0–1 г.)
- Предметно-монипулятивная деятельность детей раннего возраста (1–3 л.)
- Ролевая игра (3–7 л.)
Тренировку пальцев рук уже можно начинать в возрасте 6–7 месяцев: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Проводится разминание, и поглаживание ежедневно в течение 2–3 минут.
Уже с десятимесячного возраста проводятся активные упражнения, вовлекая больше пальчиков с достаточной амплитудой.
Очень хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры – потешки, комплексы упражнений с одновременным проговариванием текста, четверостиший
Упражнения подбираются с учетом возрастных особенностей. “Ладушки”, “Сорока”, “Этот пальчик” – первые игры, с которыми знакомится ребенок. Они передаются из поколение в поколение не случайно – в них заложена вековая мудрость народа. Именно эти игры дают возможность устанавливать эмоциональный контакт между взрослым и ребенком, развивать понимание обращенной речи, активизировать работу пальцев рук, что в свою очередь имеет важное значение для развития внимания, памяти, аналитического мышления, зрительного и слухового восприятия, зрительно – моторной интеграции. В том числе и РЕЧИ, а в дальнейшем формированию письма.
Пальчиковая гимнастика включает в себя элементы, имеющие оздоровительную направленность.
По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. В восточной медицине существует убеждение, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, указательного – положительно воздействует на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинца – на сердце.
Учитывая тот факт, что активные движения тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук стимулируют развитие речи, целесообразно расширять объем пальчиковых игр и использовать их в работе с дошкольниками. Эти игры и упражнения дают пальцам полноценный отдых. Кроме того, они развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают снять моральное напряжение.
Она должна проводиться регулярно, только тогда будет, достигнут наибольший эффект.
Пальчиковая гимнастика включает в себя ряд блоков упражнений, целью которых является развитие тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук.
Рекомендации для проведения упражнений:
1) после каждого упражнения необходимо расслаблять пальцы (потрясти кистями
рук);
2) пальцы лучше нагружать равномерно;
3) поскольку пальчиковая гимнастика оказывает комплексное воздействие, она может
быть использована не только на занятиях по развитию речи, но и на других
занятиях, входить в режимные моменты, индивидуальную работу и другие виды
деятельности.
Комплекс упражнений пальчиковой гимнастики.
Сжимание – разжимание кулачков.
Дети вытягивают руки вперед, сжимают и разжимают кулачки. Повторяют
упражнение несколько раз.
Две веселые лягушки
Ни минуты не сидят.
Ловко прыгают подружки,
Только брызги вверх летят.
Напряжение – расслабление пальцев.
Дети сплетают пальцы, соединяют ладони и стискивают их как можно сильнее. Потом опускают руки и слегка трясут ими.
Наши пальчики сплетем
И соединим ладошки.
А потом как только можем
Крепко – накрепко сожмем.
Потягивание.
Упражнение выполняют стоя. Дети сплетают пальцы, вытягивают руки ладонями вперед, а потом поднимают их вверх и тянутся как можно выше
Мы наши пальчики сплели
И вытянули ручки.
Ну, а теперь мы от Земли
Отталкиваем тучки.
Сгибание – разгибание всех пальцев вместе и по очереди
Дети сгибают руки в локтях, держат кисти рук перед лицом, сгибают и разгибают пальцы по очереди, начиная с большого пальца правой руки.
Мы рисуем бегемота.
Кто желает поработать?
Каждый палец рвется в бой
И кивает головой.
Упражнение для кончиков пальцев.
Дети постукивают по парте подушечками пальцев одновременно.
Пальцы в гости приходили,
Тук, тук, тук – стучались в дверь.
Только дверь им не открыли:
Думали, там страшный зверь.
Вращение пальцами.
Дети сжимают правую руку в кулачок, вытягивают указательный палец вверх и вращают им сначала в одну, а потом в другую сторону.
Палец указательный
Умный и внимательный.
Занят делом постоянно.
Он – помощник капитана.
Покачивание пальцами.
Дети сжимают правую руку в кулачок, вытягивают мизинец вверх и качают им во всех направлениях.
Посмотрите, что за пальчик!
Ловко прыгает, как зайчик.
На бревно и на пенек
Скок да прыг и прыг да скок!
Выгибание прямых пальцев.
Дети сгибают правую руку, опускают локоть вниз, кисть смотрит вверх. Потом сгибают руку в запястье и левой рукой отгибают вниз большой палец, стараясь прижать его к запястью.
Репа здесь у нас растет.
Открывай пошире рот.
Нужно рот сильней открыть,
Чтобы репу проглотить.
Разные движения пальцами.
Дети сжимают оба кулачка, вытягивают указательные и средние пальцы, как бы образуя две пары ножниц. Затем начинают “резать” ими воображаемую бумагу.
Пара ножниц есть у нас,
Пригодятся нам не раз.
Кто из нас такой отважный,
Что разрежет лист бумажный.
Растягивание.
Дети сцепляют большие пальцы и тянут в разные стороны.
Тренируются весь день
И бороться им не лень.
Вот какие молодцы,
Настоящие борцы!
Вращение пальцев с упором.
Дети сжимают правую руку в кулачок, вытягивают безымянный палец, нажимают им на ладонь левой руки и делают вращательные движения в одну и в другую сторону.
Если пальчик пожалеть,
Пальчик может ослабеть.
Мы болезней ждать не будем,
Безымянным пальцем крутим.
Упражнения для запястья.
Дети складывают ладони вместе, пальцы смотрят вверх, локти – в разные стороны. Затем, не разжимая ладони и не опуская локти, опускают кисти рук вниз, прогибая запястья.
Мы ладони сложим вместе,
Словно их слепили тестом.
Начинаем опускать.
Только, чур, не разжимать!
Касание подушечками пальцев соответствующей ладони.
Дети растопыривают пальцы, а затем начинают одновременно сгибать средние, касаясь подушечками соответствующей ладони.
Средний палец – старший брат,
Он помочь братишкам рад.
Засучивши рукава,
Начал он колоть дрова.
Массаж пальцев.
Дети растирают безымянный палец левой руки указательным и средним пальцами правой.
Долго – долго суп варился,
Котелок наш закоптился.
Будем мы его тереть,
Чтобы начал он блестеть.
Упражнение для ладоней.
Дети хлопают тыльными сторонами ладоней.
Руки вытянем вперед,
А потом свои ладошки
Развернем наоборот
И похлопаем немножко
Потягивание пальцев одной руки другой рукой.
Дети тянут мизинец левой руки большим и указательным пальцами правой.
Самый маленький из пальцев
Хочет вырасти чуть – чуть.
Надо, братцы, постараться
И мизинчик потянуть.
Вращение пальцев одной руки с помощью другой руки.
Дети берут средний палец левой руки правой рукой и вращают его в одну и в другую стороны.
За столом сидит Антошка
И в стакане крутит ложкой.
А зачем же, отвечай?
Просто он мешает чай.
Упражнение для подушечек пальцев.
Дети ставят на парту подушечки обоих средних пальцев и нажимают ими на парту, перенося на них часть своего веса.
Пальцы в парту упираем,
Потихоньку нажимаем.
Если же сильней нажмем,
Дырку в парте мы проткнем.
Растягивание пальцев.
Упражнение удобнее выполнять стоя. Дети ставят подушечку среднего пальца правой руки на край парты и опускают руку как можно ниже, растягивая палец.
Средний палец – самый длинный
Разогнул свою он спину,
В полный вытянулся рост –
Будет через речку мост.
Сжимание края парты пальцами.
Дети ставят подушечки больших пальцев сверху на парту, а подушечки других пальцев – снизу и зажимают край парты кончиками пальцев как можно сильнее.
Мы на парту пальчик ставим.
Снизу – четверо друзей.
А теперь сильнее давим –
Будут пальчики сильней
Составление из пальцев различных фигур.
Ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются: средний палец правой руки поднят вверх, кончики мизинцев касаются друг друга, выполняя прямую линию.
Дом стоит с трубой и крышей
На балкон гулять я вышел.
Гимнастика с учебными предметами.
Дети кладут ручку на средний палец правой руки, большим пальцем прижимают ручку, указательным начинают покачивать ее.
Мы ручку правильно берем,
Кладем на средний палец,
Теперь большим его прижмем,
А указательным ведем,
Чтобы она качалась.
Пальчиковое чтение и пальчиковая азбука.
Пальчиковая гимнастика может быть частью занятий по обучению грамоте в
старших группах. После знакомства с первыми согласными звуками детей можно
обучать чтению по подставляемым ориентирам. В слоге слиянии “согласный –
гласный” таким ориентиром является гласный звук. Для этого пригоден метод
“пальчикового” чтения с использованием символов гласных звуков:
а – большой круг, указательный пальчик;
у – маленький кружок, средний пальчик;
о – овал, безымянный пальчик;
и – полоска, мизинец.
Большой палец – согласный звук.
Согласный звук подставляется по мере изучения, место гласного не меняется.
Сначала на пальчики детям надеваются колпачки с символами звуков, затем они работают по памяти, меняя согласный звук.
Метод “пальчикового” чтения помогает активизировать детей, вызывать у них интерес к чтению, поскольку предлагается в игровой, занимательной форме.
Обучение на основе усвоения детьми позиционного принципа чтения слогов типа согласный – гласный, доведенное до автоматизма “пальчиковым” чтением, позволяет быстро и без проблем считывать слоги.
Еще одним интересным методом обучения чтению детей дошкольного возраста, является пальчиковая азбука. Каждая пальчиковая комбинация представляет зрительно – пространственный образ буквы русского алфавита. Ее неоднократное повторение значительно развивает мелкую моторику, речь, внимание, память, мышление, зрительно – пространственное восприятие и конструктивный праксис.
Пальчиковая азбука – одно из средств профилактики оптической дисграфии и дислексии. Ее использование способствует эффективной подготовке ребенка к школе. Интерес к выполнению заданий и процессу чтения в целом значительно повышается при ознакомлении детей со стихами, посвященными каждой букве пальчиковой азбуки.
Вывод. Двигательная и речевая функция ребенка, так же как и другие высшие психические функции, не дана ему изначально, она преодолевает длинный путь, начиная с внутриутробного периода. Этот путь индивидуален и не равномерен. В определенный период все процессы синхронизируются, чтобы создать в совокупности целостный ансамбль речевой деятельности, способный адекватно реагировать на те требования, которые предъявляет ребенку социальное окружение.
Очень важно, чтобы родители знали нормы двигательного и речевого развития ребенка, отслеживали этапы становления различных навыков. Вовремя принятые необходимые меры могут вернуть ребенку полноценное развитие (Приложение).
Повторимся, что движения тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук, имеют особое развивающее значение, так как оказывают огромное влияние на развитие речевой и всей высшей нервной деятельности ребенка.
И это только основа для творческой деятельности педагога. Если проводить пальчиковую гимнастику под музыку, то она превращается в пальчиковые танцы. А если объединить все упражнения одним сказочным сюжетом, то это уже пальчиковый театр. Согласитесь есть место для фантазии.
Список использованной литературы.
- Анищенко. Е.С Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников / Е.С. Анищенко – М.: Астрель, 2006 г.
- Узорова.О.В, Нефедова. Е.А Пальчиковая гимнастика /О.В.Узорова, Е.А.Нефедова – М.:Астрель, 2004 г.
- Поваляева. М.А “Справочник логопеда” Р.на Д. – 2003 г.
- Цвынтарный. В “Играем пальчиками и развиваем речь” / Цвынтарный. В СПб.: Лань, 1996 г.
- Петербургский научно-практический журнал “Дошкольная педагогика” № 7 – 2008 г., № 3 – 2005 г.
- Рыжанкова Е.Н. “Пальцы развиваем, буквы составляем” М.: Сфера, 2009.