Играем пальчиками и развиваем речь

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия, Коррекционная педагогика


Введение.

“Ум ребенка находится на кончиках его пальцев”.
В.А.Сухомлинский

Цель работы: развитие и совершенствование тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук детей дошкольного возраста в период подготовки к школьному обучению.

Задачи:

  1. Формирование и коррекция всей речевой системы.
  2. Развитие высших психических функций в комплексе, в том числе слухового внимания, зрительной памяти.
  3. Развитие кинестетических ощущений, подражательных способностей.

Презентация

Движения пальцев рук у людей совершенствуются из поколения в поколение, так как люди выполняют руками все более тонкую и сложную работу. В древние времена требовалось все большее общение, обмен мыслями. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции руки в человеческом мозге.

Аналогично этому идет ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев.

Наша речь имеет неврологические основы. Головной мозг – это высший отдел нервной системы. Он управляет деятельностью всех структур нервной системы, в том числе и речи. М.М.Кольцова в работе “Ребенок учится говорить” указывает на то, что речевые области формируются под влиянием кинестетических импульсов от пальцев рук.

Речь – это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Органы артикуляции лишь выполняют приказы, поступающие из мозга.

Сенсорная (импрессивная) речь – это восприятие и понимание речи. В 1874 году Э. Вернике было установлено, что в коре головного мозга имеется зона сенсорной речи. Ее назвали зоной Вернике.

Различают и моторную (экспрессивную) речь – произнесение звуков самим человеком. В 1861 году ее обнаружил нейрохирург П. Брока. Эта речевая моторная зона, или зона Брока, у правшей находиться в левом полушарии мозга, а у левшей в большинстве случаев в – правом. Речевая моторная зона Брока находится в непосредственной близости от двигательной зоны коры головного мозга. Поэтому наша речь и моторика (движение) тесно взаимосвязаны и развиваются параллельно.

Что такое тонкая моторика? Это система разнообразных движений, в которых участвуют мелкие мышцы кисти руки. Учеными была выявлена закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы и наоборот.

Пенфилд Д. – канадский нейрохирург, последние десятилетия вел большую работу по составлению “карты” речевых зон мозга. Если внимательно посмотреть на его “карту” головного мозга, то бросается в глаза, что двигательная речевая область (зона Брока) расположена совсем рядом с двигательной областью пальцев рук и является ее частью.

Обращает на себя внимание тот факт, что около трети всей площади двигательной проекции занимает кисть руки, расположенная очень близко от речевой моторной зоны. Здесь проекции частей тела в двигательной области показаны в образной форме.

Изучая взгляды Эльконина на развитие личности, мы узнаем, что основное понятие у него это ведущая деятельность, т.е. та деятельность, в которой происходят основные новообразования данного возраста. Что и является основой для организации развития и обучения детей. Ведущие деятельности последовательно сменяют друг друга.

Виды деятельности детей дошкольного возраста:

  • Эмоциональное общение младенца с взрослыми (0–1 г.)
  • Предметно-монипулятивная деятельность детей раннего возраста (1–3 л.)
  • Ролевая игра (3–7 л.)

Тренировку пальцев рук уже можно начинать в возрасте 6–7 месяцев: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Проводится разминание, и поглаживание ежедневно в течение 2–3 минут.

Уже с десятимесячного возраста проводятся активные упражнения, вовлекая больше пальчиков с достаточной амплитудой.

Очень хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры – потешки, комплексы упражнений с одновременным проговариванием текста, четверостиший

Упражнения подбираются с учетом возрастных особенностей. “Ладушки”, “Сорока”, “Этот пальчик” – первые игры, с которыми знакомится ребенок. Они передаются из поколение в поколение не случайно – в них заложена вековая мудрость народа. Именно эти игры дают возможность устанавливать эмоциональный контакт между взрослым и ребенком, развивать понимание обращенной речи, активизировать работу пальцев рук, что в свою очередь имеет важное значение для развития внимания, памяти, аналитического мышления, зрительного и слухового восприятия, зрительно – моторной интеграции. В том числе и РЕЧИ, а в дальнейшем формированию письма.

Пальчиковая гимнастика включает в себя элементы, имеющие оздоровительную направленность.

По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. В восточной медицине существует убеждение, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, указательного – положительно воздействует на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинца – на сердце.

Учитывая тот факт, что активные движения тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук стимулируют развитие речи, целесообразно расширять объем пальчиковых игр и использовать их в работе с дошкольниками. Эти игры и упражнения дают пальцам полноценный отдых. Кроме того, они развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают снять моральное напряжение.

Она должна проводиться регулярно, только тогда будет, достигнут наибольший эффект.

Пальчиковая гимнастика включает в себя ряд блоков упражнений, целью которых является развитие тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук.

Рекомендации для проведения упражнений:

1) после каждого упражнения необходимо расслаблять пальцы (потрясти кистями рук);
2) пальцы лучше нагружать равномерно;
3) поскольку пальчиковая гимнастика оказывает комплексное воздействие, она может быть использована не только на занятиях по развитию речи, но и на других занятиях, входить в режимные моменты, индивидуальную работу и другие виды деятельности.

Комплекс упражнений пальчиковой гимнастики.

Сжимание – разжимание кулачков.
Дети вытягивают руки вперед, сжимают и разжимают кулачки. Повторяют упражнение несколько раз.

Две веселые лягушки
Ни минуты не сидят.
Ловко прыгают подружки,
Только брызги вверх летят.

Напряжение – расслабление пальцев.

Дети сплетают пальцы, соединяют ладони и стискивают их как можно сильнее. Потом опускают руки и слегка трясут ими.

Наши пальчики сплетем
И соединим ладошки.
А потом как только можем
Крепко – накрепко сожмем.

Потягивание.

Упражнение выполняют стоя. Дети сплетают пальцы, вытягивают руки ладонями вперед, а потом поднимают их вверх и тянутся как можно выше

Мы наши пальчики сплели
И вытянули ручки.
Ну, а теперь мы от Земли
Отталкиваем тучки.

Сгибание – разгибание всех пальцев вместе и по очереди

Дети сгибают руки в локтях, держат кисти рук перед лицом, сгибают и разгибают пальцы по очереди, начиная с большого пальца правой руки.

Мы рисуем бегемота.
Кто желает поработать?
Каждый палец рвется в бой
И кивает головой.

Упражнение для кончиков пальцев.

Дети постукивают по парте подушечками пальцев одновременно.

Пальцы в гости приходили,
Тук, тук, тук – стучались в дверь.
Только дверь им не открыли:
Думали, там страшный зверь.

Вращение пальцами.

Дети сжимают правую руку в кулачок, вытягивают указательный палец вверх и вращают им сначала в одну, а потом в другую сторону.

Палец указательный
Умный и внимательный.
Занят делом постоянно.
Он – помощник капитана.

Покачивание пальцами.

Дети сжимают правую руку в кулачок, вытягивают мизинец вверх и качают им во всех направлениях.

Посмотрите, что за пальчик!
Ловко прыгает, как зайчик.
На бревно и на пенек
Скок да прыг и прыг да скок!

Выгибание прямых пальцев.

Дети сгибают правую руку, опускают локоть вниз, кисть смотрит вверх. Потом сгибают руку в запястье и левой рукой отгибают вниз большой палец, стараясь прижать его к запястью.

Репа здесь у нас растет.
Открывай пошире рот.
Нужно рот сильней открыть,
Чтобы репу проглотить.

Разные движения пальцами.

Дети сжимают оба кулачка, вытягивают указательные и средние пальцы, как бы образуя две пары ножниц. Затем начинают “резать” ими воображаемую бумагу.

Пара ножниц есть у нас,
Пригодятся нам не раз.
Кто из нас такой отважный,
Что разрежет лист бумажный.

Растягивание.

Дети сцепляют большие пальцы и тянут в разные стороны.

Тренируются весь день
И бороться им не лень.
Вот какие молодцы,
Настоящие борцы!

Вращение пальцев с упором.

Дети сжимают правую руку в кулачок, вытягивают безымянный палец, нажимают им на ладонь левой руки и делают вращательные движения в одну и в другую сторону.

Если пальчик пожалеть,
Пальчик может ослабеть.
Мы болезней ждать не будем,
Безымянным пальцем крутим.

Упражнения для запястья.

Дети складывают ладони вместе, пальцы смотрят вверх, локти – в разные стороны. Затем, не разжимая ладони и не опуская локти, опускают кисти рук вниз, прогибая запястья.

Мы ладони сложим вместе,
Словно их слепили тестом.
Начинаем опускать.
Только, чур, не разжимать!

Касание подушечками пальцев соответствующей ладони.

Дети растопыривают пальцы, а затем начинают одновременно сгибать средние, касаясь подушечками соответствующей ладони.

Средний палец – старший брат,
Он помочь братишкам рад.
Засучивши рукава,
Начал он колоть дрова.

Массаж пальцев.

Дети растирают безымянный палец левой руки указательным и средним пальцами правой.

Долго – долго суп варился,
Котелок наш закоптился.
Будем мы его тереть,
Чтобы начал он блестеть.

Упражнение для ладоней.

Дети хлопают тыльными сторонами ладоней.

Руки вытянем вперед,
А потом свои ладошки
Развернем наоборот
И похлопаем немножко

Потягивание пальцев одной руки другой рукой.

Дети тянут мизинец левой руки большим и указательным пальцами правой.

Самый маленький из пальцев
Хочет вырасти чуть – чуть.
Надо, братцы, постараться
И мизинчик потянуть.

Вращение пальцев одной руки с помощью другой руки.

Дети берут средний палец левой руки правой рукой и вращают его в одну и в другую стороны.

За столом сидит Антошка
И в стакане крутит ложкой.
А зачем же, отвечай?
Просто он мешает чай.

Упражнение для подушечек пальцев.

Дети ставят на парту подушечки обоих средних пальцев и нажимают ими на парту, перенося на них часть своего веса.

Пальцы в парту упираем,
Потихоньку нажимаем.
Если же сильней нажмем,
Дырку в парте мы проткнем.

Растягивание пальцев.

Упражнение удобнее выполнять стоя. Дети ставят подушечку среднего пальца правой руки на край парты и опускают руку как можно ниже, растягивая палец.

Средний палец – самый длинный
Разогнул свою он спину,
В полный вытянулся рост –
Будет через речку мост.

Сжимание края парты пальцами.

Дети ставят подушечки больших пальцев сверху на парту, а подушечки других пальцев – снизу и зажимают край парты кончиками пальцев как можно сильнее.

Мы на парту пальчик ставим.
Снизу – четверо друзей.
А теперь сильнее давим –
Будут пальчики сильней

Составление из пальцев различных фигур.

Ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются: средний палец правой руки поднят вверх, кончики мизинцев касаются друг друга, выполняя прямую линию.

Дом стоит с трубой и крышей
На балкон гулять я вышел.

Гимнастика с учебными предметами.

Дети кладут ручку на средний палец правой руки, большим пальцем прижимают ручку, указательным начинают покачивать ее.

Мы ручку правильно берем,
Кладем на средний палец,
Теперь большим его прижмем,
А указательным ведем,
Чтобы она качалась.

Пальчиковое чтение и пальчиковая азбука.

Пальчиковая гимнастика может быть частью занятий по обучению грамоте в старших группах. После знакомства с первыми согласными звуками детей можно обучать чтению по подставляемым ориентирам. В слоге слиянии “согласный – гласный” таким ориентиром является гласный звук. Для этого пригоден метод “пальчикового” чтения с использованием символов гласных звуков:
а – большой круг, указательный пальчик;
у – маленький кружок, средний пальчик;
о – овал, безымянный пальчик;
и – полоска, мизинец.

Большой палец – согласный звук.

Согласный звук подставляется по мере изучения, место гласного не меняется.

Сначала на пальчики детям надеваются колпачки с символами звуков, затем они работают по памяти, меняя согласный звук.

Метод “пальчикового” чтения помогает активизировать детей, вызывать у них интерес к чтению, поскольку предлагается в игровой, занимательной форме.

Обучение на основе усвоения детьми позиционного принципа чтения слогов типа согласный – гласный, доведенное до автоматизма “пальчиковым” чтением, позволяет быстро и без проблем считывать слоги.

Еще одним интересным методом обучения чтению детей дошкольного возраста, является пальчиковая азбука. Каждая пальчиковая комбинация представляет зрительно – пространственный образ буквы русского алфавита. Ее неоднократное повторение значительно развивает мелкую моторику, речь, внимание, память, мышление, зрительно – пространственное восприятие и конструктивный праксис.

Пальчиковая азбука – одно из средств профилактики оптической дисграфии и дислексии. Ее использование способствует эффективной подготовке ребенка к школе. Интерес к выполнению заданий и процессу чтения в целом значительно повышается при ознакомлении детей со стихами, посвященными каждой букве пальчиковой азбуки.

Вывод. Двигательная и речевая функция ребенка, так же как и другие высшие психические функции, не дана ему изначально, она преодолевает длинный путь, начиная с внутриутробного периода. Этот путь индивидуален и не равномерен. В определенный период все процессы синхронизируются, чтобы создать в совокупности целостный ансамбль речевой деятельности, способный адекватно реагировать на те требования, которые предъявляет ребенку социальное окружение.

Очень важно, чтобы родители знали нормы двигательного и речевого развития ребенка, отслеживали этапы становления различных навыков. Вовремя принятые необходимые меры могут вернуть ребенку полноценное развитие (Приложение).

Повторимся, что движения тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук, имеют особое развивающее значение, так как оказывают огромное влияние на развитие речевой и всей высшей нервной деятельности ребенка.

И это только основа для творческой деятельности педагога. Если проводить пальчиковую гимнастику под музыку, то она превращается в пальчиковые танцы. А если объединить все упражнения одним сказочным сюжетом, то это уже пальчиковый театр. Согласитесь есть место для фантазии.

Список использованной литературы.

  1. Анищенко. Е.С Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников / Е.С. Анищенко – М.: Астрель, 2006 г.
  2. Узорова.О.В, Нефедова. Е.А Пальчиковая гимнастика /О.В.Узорова, Е.А.Нефедова – М.:Астрель, 2004 г.
  3. Поваляева. М.А “Справочник логопеда” Р.на Д. – 2003 г.
  4. Цвынтарный. В “Играем пальчиками и развиваем речь” / Цвынтарный. В СПб.: Лань, 1996 г.
  5. Петербургский научно-практический журнал “Дошкольная педагогика” № 7 – 2008 г., № 3 – 2005 г.
  6. Рыжанкова Е.Н. “Пальцы развиваем, буквы составляем” М.: Сфера, 2009.

Приложение