“Перед прошлым склони голову,
перед будущим – засучи рукава”.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видят перед собой малыш, чему он удивляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще неосознанны дошкольником глубоко, но, преломленные впечатления через детское восприятие, они играют значимую роль в становлении культурной личности и личности гражданина. Родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.
Педагогический коллектив, работая над поиском эффективных технологий, пришел к пониманию о необходимости создания в ДОУ соответствующей развивающей среды. Так, многолетними усилиями педагогов, при активном участии родителей, были созданы мини-музей народно-прикладного искусства, стилизованная “Русская горница” и мини-картинная галерея. Разработаны и утверждены Положения о работе мини-музеях, закреплены приказом заведующего их руководители.
В разработанных педагогами дополнительного образования учебных программах, включая перспективное и календарное планирование, решаются вопросы формирования культуры личности. Главная идея программ, что дети в процессе ознакомления с родной культурой приобщаются к непроходящим общечеловеческим ценностям. Программы содержат новые организационно-методические формы работы, информационные материалы из различных литературных, исторических, этнографических, искусствоведческих и др. источников.
Знакомя детей с изделиями народных мастеров в мини-музее народно-прикладного искусства: резьбой по дереву, плетением из лозы и бересты, вышивкой, плетением кружев, лаптей, ткачеством и т.п. мы не только приобщаем детей к народной культуре, но и обогащаем внутренний мир ребенка, прививаем любовь к своему народу, воспитываем гордость за русский народ, поддерживаем интерес к его истории и культуре. Мини-музей прикладного искусства помогают детям увидеть красоту и неповторимость гжельских, хохломских, городецких, жестовских, дымковских и других мастеров народного творчества. <Рисунок 1>, <Рисунок 2>.
“Русская горница” создает атмосферу национального быта. Это уникальный музей – хранитель подлинных свидетельств прошлого, является впечатляющим проводником в мир истории и быта русского народа. <Рисунок 3>, <Рисунок 4>, <Рисунок 5>.
Знакомя с работой русских художников мини-картинной галереи <Рисунок 6>, <Рисунок 7>, важно сформировать вокруг дошкольника одухотворенную среду, развить эстетическое к ней отношение, подготовить ребенка не столько информационно, сколько эмоционально к восприятию произведений искусства.
Необходимо помнить, что приобщение к национальной культуре должно обеспечивать личностно-значимое обогащение общей культуры и эмоциональной сферы ребенка. Только в таких условиях мы сумеем сформировать полноценную личность, которая станет носителем и гарантом сохранности и приумножения русской национальной культуры, носителем черт русского характера, русской ментальности. Только зная и понимая прошлое, можно понять настоящее и предвидеть будущее.
Все мини-музеи оказывают неоценимое и уникальное воспитательное воздействие на формирование внутреннего мира дошкольника. Работа коллектива в этом направлении носит актуальный характер. Педагогический коллектив продолжает работу над созданием целостной системы по приобщению детей 2–7 лет к русской национально культуре. Предлагаем познакомиться с одним из компонентов этой работы – кружком по приобщению к русской народной культуре “Родничок”.
Программа рассчитана для детей старшего дошкольного возраста и основана на интеграции различных видов детской деятельности: познавательной, художественно-речевой, музыкальной, игровой и театрализованной. Формой взаимодействия педагога с детьми является непосредственная образовательная деятельность, включающая в себя:
- ознакомление с предметным миром крестьянского быта;
- устное народное творчество;
- народную музыку;
- декоративно-прикладное искусство;
- народные игры и хороводы;
- ознакомление с историей празднеств на Руси.
В планируемых результатах работы ожидается сформированность у детей старшего дошкольного возраста представлений о традициях и обычаях, быте и особенностях ведения хозяйства русского народа; знание фольклорных форм (песен, закличек, скороговорок, докучных сказок, сказаний и преданий); наличие представлений о русских народных промыслах.
Перспективное планирование по приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре. 2011–-2012 учебный год.
№ | Тема занятия | Цели и задачи занятия | |
1. | В тереме расписном я живу… | Познакомить детей с пословицами, поговорками, прибаутками. Дать детям представление о быте русского народа и его гостеприимстве. Воспитывать в детях интерес к народной культуре. | |
2. | Праздник “Осенины – осени именины”. | Дать представление детям об обычаях и традициях русского народа. Познакомить с народным праздником – Осинины. | |
3. | Мебель наших предков. | Продолжать развивать интерес к быту русской деревни. Познакомить с аналогом современного шкафа – старинным сундуком. | |
4. | Деревенская посуда. | Дать представление о старинной посуде, закрепить знания о современной посуде. Расширять словарный запас, активизировать мыслительную деятельность, учить разрешать проблемные ситуации | |
5. | Народные промыслы. | Дать общение представление о народных промыслах России. Рассказать почему возникли данные промыслы в этих местах. Воспитывать уважение к труду и мастеровому человеку. | |
6. | Ой вы гости, господа. | Знакомство детей с народным этикетом приема гостей и поведения в гостях. Разыгрывание сюжета сказки “Каша из топора”. | |
7. | Матрешка – игрушка на все времена. | Рассказать детям об истории возникновения народной игрушки, показать многообразие техники исполнения рисунка. Дать возможность детям почувствовать мастерами – расписать силуэты матрешек по образцам и замыслу. | |
8. | Рукомойник. | Продолжить знакомить детей с бытом и жизнью людей. Познакомить с рукомойником. Закрепить знания частей предмета и их назначение. | |
9. | Хохломские узоры. | Познакомить детей с историей народного промысла, его легендами и преданиями. Вызывать яркие эмоциональные чувства у детей, желание самим создавать узор. | |
10. | Нитки. Ткачество. | Продолжать знакомить детей с особенностями труда людей в деревне. Расширять знания и словарь по теме: прялка, веретено, растягивать, скручивать, прясть. | |
11. | Городецкая роспись. | Рассказать о городе Городце и Городецкой росписи. Познакомить с пословицами и поговорками о мастерстве. | |
12. | Одежда наших предков. | Познакомить детей с женскими и мужскими русскими народными костюмами, особенностями их изготовления и применения. | |
13. | Хлеб – всему голова: народные предания и пословицы. | Воспитывать у детей почтительное отношение к хлебу и людям, его сотворившим. Познакомить с народными традициями, связанными с хлебом, и посвященными ему пословицами. | |
14. | Дымковская игрушка. | Познакомить детей с народными дымковскими игрушками, с легендами и обрядами, связанными с народным промыслом, воспитывать эстетическое отношение к предметам, | |
15. | Женские головные уборы. | Познакомить детей с русскими головными уборами, особенностями их изготовления и применения. Развивать художественный вкус и творческое воображение. | |
16. | Гжельские узоры. | Познакомить с гжельскими узорами, учить выделять основные средства выразительности: яркость, нарядность, цвет, декоративность, разнообразие элементов росписи. | |
17. | Сказания и поверья русского народа. | Познакомить со сказаниями и поверьями русского народа, приобщать к духовному наследию, развивать воображение и творчество детей. | |
18. | Леший. | Дать детям представление о персонаже русского фольклора – лешем; познакомит со сказкой про лешего, учить анализировать ее текст, отвечать на вопросы. | |
19. | Масленица. | Продолжить знакомство с народными праздниками. Разучить с детьми песню-закличку. | |
20. | Сердце матери лучше солнца греет. | Этическая беседа о маме с включением народных пословиц и поговорок. | |
21. | Русская народная кукла. | Познакомить детей с многообразием русской народной куклы, ее изготовлением и значением в жизни людей. | |
22. | Жестовские подносы. | Познакомить с деревней Жестово и промыслом – изготовлением и характерной росписью подносов. | |
23. | Фольклор – народная мудрость. | Познакомить детей с русским фольклором. Познакомить с многообразием его форм. | |
24. | Русская печь. | Познакомить детей с главным предметом крестьянского жилища – печью. Рассказать об особом, почтительном отношении народа к печи, об обрядах, сопровождающих жизнь человека от рождения до последних дней. | |
25. | Какой бывает фольклор? | Развивать у детей образное мышление через знакомство с народным творчеством. Продолжить показывать многообразие форм – познакомить с докучными сказками и словесными народными играми. | |
6. | Комплексное занятие “Русская изба. Посиделки”. | Познакомить с избой – жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, прялка, посуда, сундук и др.); воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору; обогащать словарь народными пословицами, поговорками, загадками; учить составлять узор на разных материалах (бумага, ткань), красиво располагать его элементы, сочетать цвета; показать бережное отношение наших предков к природе. | |
27. | Москва: древняя столица. | Дать детям представление о становлении русской столицы, о первых ее жителях, первых постройках, животном и растительном мире того времени. | |
28. | Богатыри земли русской. | Познакомить детей с народными представлениями о волшебной силе богатырей. | |
29. | Русский самовар и чаепитие на Руси. | Познакомить детей с устройством самовара, показать роль и значение чаепитие для русского народа. | |
30. | Щи да каша – пища наша. | Дать представление о еде наших предков, развивать познавательный интерес детей, учить сравнивать, делать умозаключения после сравнения с кухней современного человека. | |
31. | Филимоноская игрушка. | Познакомить с народным промыслом, с характерными особенностями игрушек, отличающих их от всех остальных народных игрушек. | |
32 | Эх, лапти мои, лапти липовые. | Продолжать формировать потребность в познании рукотворного мира, совершенствовать знания о предметах народного быта. | |
33. |
Комплексное занятие “Рукодельница и себе и людям радость приносит”. | Знакомить с вышивкой, орудиями труда вышивальщиц; продолжать прививать интерес, любовь и бережное отношение к предметам русского быта, традициям; обогащать словарь пословицами, поговорками, словами “рукодельница”, “мастерица”, “вышивальщица”; развивать умение видеть красоту растений, упражнять в назывании цветовых оттенков, умении составлять орнамент, подборе сочетаний цветов. | |
34. |
Занятия и ремесленничество русского народа. | Дать представление о занятиях и ремесленничестве русских людей; рассказать о том, как рано дети начинали помогать родителям по хозяйству; знакомить детей с новыми словами; прививать любовь и уважение к труду людей. |