Обучение биологии в условиях АСО

Разделы: Биология


Каждый учитель знает, как трудно организовать самостоятельную работу всего класса и каждого ученика в отдельности с учетом его способностей и знаний. Адаптивная система обучения (АСО), описанная в книге А.С. Границкой «Научись думать и действовать» позволяет решить эту задачу.

Сущность АСО состоит в том, что учитель часть урока одновременно обучает всех учащихся, а в оставшееся время управляет самостоятельной работой, осуществляя включенный в самостоятельную работу контроль, также работает индивидуально, отключая учащихся от самостоятельной работы по очереди.

Адаптивная система обучения осуществляется поэтапно.

Этап I. Сетевой план и график самоучета. Управление всей самостоятельной работой учащихся осуществляется при помощи сетевого плана, состоящего из блоков заданий. Он является моделью учебного процесса, которая позволяет каждому ученику видеть наглядно все, что он должен выполнить за две недели, за месяц, за четверть. Сетевой план разрабатывается учителем на основе тематического календарного плана.

Схема 1

Сетевой план по теме «Клеточное строение растений»
(Биология, 6 класс)

Условные обозначения к плану

Переход к сетевому планированию обеспечит полную самостоятельность учащихся, если будет введен оперативный самоучет.

Таблица 1

График самоучета


п/п
Фамилия сентябрь октябрь
ЧО1 ЧД1 ЧО2 ЧО3 Л1 ЧО4 I.1 и.т.д
1 ………                  
2 ………                  
3 ………                  

В графике все задания для самостоятельной работы представлены в определенной последовательности. По мере выполнения заданий учащиеся в соответствующих клеточках проставляют условные обозначения (разные цвета), соответствующие полученной оценке. Например: синий – оценка «3», желтый – «4», красный – «5». А если задание не сделано, графа остается не закрашенной.

Этап II. Самостоятельная работа. Для того чтобы работать индивидуально с некоторыми детьми на фоне самостоятельно работающего класса, учителю необходимо предварительно специально обучить учащихся приемам самостоятельной работы, приемам взаимоконтроля и самоконтроля.

В связи с тем, что учащиеся при самостоятельной работе работают в разном темпе и требуют разной степени помощи, в АСО для этой цели учитель готовит многоуровневые задания с адаптацией. Объем и трудность заданий увеличиваются от уровня к уровню. Контроль качества выполнения заданий осуществляется в разных режимах.

Этап III. Работа в парах. Устная самостоятельная работа учащихся на уроке в рамках АСО ведется с использованием трех видов пар: статической (совместно работают учащиеся, сидящие вместе за одной партой), динамической (малая группа за соседними партами) и вариационной (малая группа из 4 человек, где каждый работает то с одним, то с другим соседом). Самостоятельная работа учащихся на уроке не только позволяет активизировать деятельность учащихся, но и создает условия для индивидуальной работы учителя с отдельными школьниками на уроке.

Этап IV. Индивидуальная работа. Индивидуальная работа ведется учителем один на один с учеником, без привлечения внимания остальных учащихся. Она осуществляется по особым дифференцированным материалам, которые ученику предлагаются для выбора. Замечания, произносимые учителем вполголоса, не травмируют ученика, так как их не слышат товарищи, занятые самостоятельной работой, то есть для учащихся создается благоприятный психологический микроклимат.

Индивидуальная работа направлена на развитие умений и навыков самостоятельной работы, умения добывать знания, решать проблемные ситуации, проявлять свое творчество при выполнении заданий

Время отключенной индивидуальной работы с отдельным учеником является самым ценным в учебном процессе. Оно должно быть справедливо распределено между всеми учащимися класса. Время, отводимое на каждого ученика при работе по теме можно рассчитать по формуле: ИР= (Чт х 20 мин)/Чуч, Чт – число часов по данной теме, ИР – время для индивидуальной работы, Чуч – число учащихся в классе. 20мин – время, которое отводится для самостоятельной работы на каждом уроке. При этом необходимо вести строгий учет по специальному графику индивидуальной работы.

Таблица 2

График учета индивидуальной работы

Фамилия, имя ученика 3 мин 3мин 3мин 3мин 3мин
Иванов В.          
Петров А.          
           

Таким образом, учитель от привычного планирования урока переходит к созданию новой модели урока.

Этап V. Графический анализ урока. Конструирование урока осуществляется на основе использования графической модели урока в АСО. Графический анализ позволяет не только выделить элементы урока, но и увидеть резервы урока, что облегчает учителю работу по созданию своего варианта конкретного урока.

Графическая модель и план урока по теме «Особенности растительной клетки»

Условные обозначения:

Таким образом, в условиях АСО обучение – это не только сообщение новой информации, но и обучение приемам самостоятельной работы, самоконтролю, взаимоконтролю, приемам исследовательской деятельности, умению добывать знания, обобщить и делать выводы, фиксировать главное в свернутом виде. Умение самостоятельно работать – это то, чему ученик должен научиться в школе.

Литература

  1. Границкая А.С. Научись думать и действовать: Адаптивная система обучения в школе: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1991. – 175с.
  2. Батан Л.Ф. Организация самостоятельной деятельности учащихся в адаптивной технологии обучения: Методическое пособие. Новосибирск, 1998. – 27с.