Факультативное занятие в 4-м классе "Путешествие в темные глубины"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • Образовательные: расширять знания детей о жизни животных в море и океане, познакомить с отдельными видами животных и рыб;
  • Развивающие: обогащать словарный запас обучающихся; развивать познавательные способности;
  • Воспитательные: воспитывать интерес к познанию окружающего мира, экологическое воспитание.
  • Общеучебные: умение выделять главное, ориентироваться в неформальной обстановке, работать с медиа; уметь работать самостоятельно, четко осознавать цель своей работы, устанавливать причинно – следственные связи, уметь пользоваться справочной и энциклопедической литературой.

Оборудование: мультимедиа проектор; карточки для самостоятельной и групповой работы; акваланги (две пластиковые бутылки, скрепленные лентой в виде ремней); доска задрапирована голубой шторой, на шторе прикреплены булавками иллюстрации животных, обитающих в морских глубинах; перед доской стол, посыпанный песком; на песке ракушки, засушенные морские звездочки; на 2 столах приклеена фотография батискафа; на 2 столах – энциклопедии, дополнительная литература; на 2 столах – пузырек с нефтью, морская соль, баночки с водой, пипетка, салфетки; географическая карта.

Тип: формирование умений и навыков

Методы: словесный, практический, наглядный.

Вид: урок – путешествие

Ход урока

1. Организационный момент.

Подготовка рабочего места к уроку.

2. Сообщение темы и задач урока.

Послушайте стихотворение и скажите, о чем пойдет речь на занятии факультатива.

Колышется даль голубая,
Не видно нигде берегов.
Мы с детства о море, о море мечтаем,
О дальних огнях маяков.
Летят белокрылые чайки –
Привет от родимой земли!
И ночью и днем
В просторе морском
Стальные идут корабли. (О море.)

Сегодня мы совершим путешествие в темные глубины. Узнаем, чем богат подводный мир морей и океанов. Нужно ли охранять моря и океаны? (Ответы детей.)

Каким способом можно об этом узнать? (Из дополнительной литературы, СМИ, от учителя, родителей.)

– А мы сегодня на занятии будем изучать с поверхности моря и путем погружения под воду.

3. Работа над темой.

Представьте, что мы находимся на научно – исследовательском судне “Искатель”. Для нашей работы необходимо создать 3 группы сотрудников:

1-я группа – будут работать с поверхности моря.
2-я группа – будут погружаться на морское дно.
3-я группа – экологи.

Каждая группа будет выполнять свои функции.

Если мы посмотрим на карту, то увидим, что большую часть поверхности Земли занимают океаны: Индийский, Тихий, Атлантический, Северный Ледовитый. Океаны у берегов суши образуют моря. Море – это часть океана, которая впадает в сушу.

Назовите и покажите моря, которые омывают берега нашей страны. (Работают у карты: показывают моря, омывающие берега нашей страны)

Пришло время II-й группе опуститься на глубину. Что для этого необходимо? (Презентация.) (Слайды)

(Работают по карточкам, а затем проверяют по контрольному листу на компьютере. Называют оборудование, при помощи которого погружаются в воду.)

Кто будет опускаться на небольшую глубину, берут акваланги, кто глубже – погружается в батискафе. (Ребята берут акваланги, сконструированные из пластиковых бутылок и одевают за плечи.)

Сотрудники I-й группы нам более точно расскажут об этом оборудовании. (Работают с энциклопедией – готовят рассказы об этом оборудовании.)

Пока ребята спускаются на глубину. Слово предоставляю экологам.

Можно ли пить морскую воду? (Готовятся, проделывают опыт – на столах морская соль, банка с водой.)

Вывод: Нет, так как в ней растворено много различных солей (35 граммов в 1 литре) – демонстрируют

Это примерно спичечный коробок на литровую банку. В морской воде также есть йод, поэтому вода имеет неприятный солено-горьковатый вкус и запах йода.

Купание в морской воде очень полезно для здоровья. В аптеках продается морская соль, для того чтобы люди могли принимать морские ванны в домашних условиях.

Какое свойство воды использует человек для получения соли из морской воды? (Переход из жидкого состояния в газообразное.)

Что произойдет, если всю воду в море опреснить? (Погибнут все живые организмы.)

Как вы думаете, стоит это делать или нет? (Нет – ответы детей.)

Что же увидели при погружении наши сотрудники? (Показ слайдов, иллюстраций из дополнительной литературы.) Называют животных, которые им встречаются.

Физкультминутка.

I-я группа – собирают сведения об этих животных. (Самостоятельная работа. Работают по карточкам.)

III-я группа – экологи.

Шел по морю лайнер.
В тот миг роковой
Кипела вода за кормой.
Но прямо по курсу сквозь грохот и гул
Услышал старпом за бортом: “Караул”.

Как вы думаете, ребята, чей это крик о помощи?

За последнее время люди нанесли огромный ущерб морю и его обитателям. Например, плыл по морю огромный танкер, вез в своих трюмах нефть. Беда случилась перед рассветом. Корабль наскочил на подводную скалу, и нефть широко разлилась по поверхности воды. Какие свойства нефти вы знаете? (Маслянистая, темно – бурая жидкость. Она легче воды, поэтому растекается по поверхности моря огромным черным пятном. (Демонстрируют) – нефть на столах, капают немного в воду и наблюдают, что происходит.)

После этого в первую очередь страдают птицы. Чайки, гагары, утки, садясь на воду, уже не могут взлететь, потому что нефть склеивает их перья, и они гибнут.

Тонкая нефтяная пленка не пропускает солнечный свет. Морские растения, лишившись солнечных лучей, уже не могут вырабатывать кислород. Рыбам становится нечем дышать, и они погибают. В последнее время в водоемы попадает очень много выбросов бытового мусора (бутылок, банок, полиэтиленовых пакетов, промышленных отходов). Однажды у далеких берегов случилась беда: стали гибнуть киты. Они просто стали задыхаться, так как их дыхательные пути были забиты пакетами, которые принесло морское течение.

4. Подведение итогов.

Понравилось ли вам занятие?

Что понравилось?

Что не понравилось?

Как вы считаете, хорошо работали группы?

Чем богат подводный мир?

Что интересного вы узнали о животных, живущих в темных глубинах?

Нуждаются океан и моря в защите?

5. Д/з.

Каждой группе приготовить:
1 – рассказы о животном или растительном мире подводного царства;
2 – закладки или календари о животных моря и океана;
3 – запрещающие знаки по охране воды.