Новая российская общеобразовательная школа становится важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества.
В национальной образовательной инициативе “Наша Новая Школа” говорится, что обучение в школе должно помочь выпускнику самостоятельно ставить и достигать серьезных целей. В школе будущего “ребята будут вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности” [1]. В школе XXI века результатом образования будут не только знания по конкретным предметам образовательной программы, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшей жизни.
В связи с новыми требованиями к содержанию образования кардинально пересматривается урок в педагогическом процессе, взаимосвязь “учитель – ученик”. Появляются понятия “современный урок”, “современный учитель”, “современный ученик”.
Что такое современный урок? Это урок, “стоящий на уровне своего века, отвечающий духу и требованиям (вызовам) своего времени, потребностям” [2: 9]. Урок, позволяющий достичь поставленных целей и задач в соответствии со стандартами второго поколения. Урок, раскрывающий интеллектуальные, творческие, духовно-нравственные возможности каждого ученика. Задача учителя заключается в том, чтобы помочь ребенку найти себя в будущем, стать самостоятельным, творческим и уверенным в себе человеком.
В современной педагогике обозначились новые образовательные тенденции. Произошло усиление личностной ориентации содержания и технологий образования. Сейчас особое внимание уделяется индивидуализации образовательных маршрутов учащихся, творческой и развивающей направленностям основного обучения, технологизации и компьютеризации учебно-воспитательного процесса [3]. Применительно к предметам “русский и иностранные языки” произошло существенное изменение концепции обучения с ориентацией на речевой развитие и формирование коммуникативной компетентности.
Что ожидают в современных условиях от выпускника основной школы? Приведем требования к результатам обучения иностранному языку ученика, окончившего девятый класс. Среди личностных результатов отметим “стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом; формирование коммуникативной компетенции в межкультурной и межэтнической коммуникации; развитие таких качеств, как воля, целеустремленность, креативность, инициативность, эмпатия, трудолюбие, дисциплинированность; стремление к лучшему осознанию культуры своего народа; толерантное отношение к проявлениям иной культуры” [4: 9-10; 5].
К метапредметным результатам относятся “развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение; развитие коммуникативной компетенции; развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией; осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности” [4: 10].
Наконец, предметные результаты выпускника основной школы фиксируются в шести сферах: коммуникативной, познавательной, ценностно-ориентационной, эстетической, трудовой, физической. Владение иностранным языком как средством общения предполагает, что выпускник может свободно использовать речевую, языковую, социокультурную и компенсаторную компетенции. В познавательной сфере ученик должен уметь осуществлять индивидуальную и совместную проектную работу, пользоваться справочным материалом, владеть способами и приемами дальнейшего самостоятельного изучения иностранных языков. В ценностно-ориентационной сфере от выпускника требуются сформированное “представление о языке как средстве выражения чувств, эмоций, основе культуры мышления; представление о целостном полиязычном, поликультурном мире, осознание места и роли родного и иностранных языков в этом мире как средства общения, познания, самореализации и социальной адаптации” [там же: 13]. В эстетической сфере у выпускника должно быть “стремление к знакомству с образцами художественного творчества на иностранном языке и средствами иностранного языка; развитие чувства прекрасного в процессе обсуждения современных тенденций в живописи, музыке, литературе” [там же: 13]. Достижение предметных результатов в трудовой сфере предполагает “умение выпускника рационально планировать свой учебный труд, умение работать в соответствии с намеченным планом” [там же: 13]. Стремление вести здоровый образ жизни обеспечивает результативность в физической сфере.
Как достичь соответствия предъявляемых современных требований к результатам обучения иностранному языку в начальной, основной и старшей школе? В наибольшей степени, как нам видится, ответ на поставленный выше вопрос заключается в том, что учителю необходимо пересмотреть свой взгляд на урок, уйти от традиционной “знаниевой” парадигмы построения учебного процесса, перейти на инновационное видение своей педагогической миссии. В этом учителю поможет использование современных образовательных технологий.
Под термином “образовательная технология” мы понимаем зафиксированную последовательность действий и операций, гарантирующих получение заданного результата. Технология предполагает определенный алгоритм решения поставленных задач. Образовательная технология – комплекс, состоящий из представления планируемых результатов обучения, средств диагностики текущего состояния, набора моделей обучения [6]. Обязательными атрибутами образовательной технологии являются ее психолого-педагогическая обоснованность, воспроизводимость, гарантированность результата.
В настоящее время в педагогический школьный процесс активно внедряется и используется великое разнообразие образовательных технологий, глубоко пронизанных идеями субъектности, индивидуально-личностного подхода, мотивированности обучения, его активизации, рефлексивности.
Рассмотрим урок английского языка в пятом классе по теме “Дом, который мы строим вместе” (УМК “Английский в фокусе”; авторы Ваулина Ю.Е., Дули Дж., Подоляко О.Е., Эванс В.) в свете вышеупомянутых требований стандартов второго поколения. Целью урока является обобщение изученного материала по теме “Мой дом” (названия комнат, предметы мебели, грамматическая конструкция “there is – there are”), знакомство с типичным русским, английским, американским домами (внешний вид, внутреннее убранство, “сердце” дома), оснащение собственного дома предметами мебели.
В начале урока проводится организационный момент, в ходе которого команды представляют себя, говорят название, девиз, показывают эмблему. Группа обучающихся из двенадцати человек поделена на три команды. Для включения в интенсивную работу проводится фонетическая зарядка, когда ребята ясно и четко произносят следующие фразы: East or west - home is best; There is no place like home; Home is where the heart is. Обучающиеся приобретают навыки адекватного произношения, соблюдают ударение и интонацию во фразах.
Первый конкурс “Что находится в гостиной, спальне, на кухне?” предлагает ребятам выбрать из предложенных предметов мебели те, которые находятся в заданной для них комнате. Были перечислены следующие предметы мебели: TV, wardrobe, sofa, cooker, fridge, bookcase, carpet, bed, armchairs, chairs, cupboard, pillows, pictures, cushions, sideboard, mirror, bedside table, coffee-table, writing-desk, dressing-table, wall-unit, computer, microwave oven, dishwashing machine. Ребята сравнивали языковые явления родного и английского языков на уровне отдельных лексико-грамматических единиц, употребляя грамматическую конструкцию “there is – there are”.
Далее обучающиеся работали с прослушанным текстом (диалогом) с целью извлечения запрашиваемой информации. Происходило приобретение умения пользоваться определенной стратегией аудирования в зависимости от коммуникативной задачи (слушать текст с разной глубиной понимания).
Физическая зарядка – неотъемлемый компонент урока. Соблюдается режим умственного и физического труда. Физкультминутка происходит в виде выполнения упражнений, иллюстрирующих ритмичную песню про дом:
This is my house
This is the door
The windows are clean
And so is the floor.
Outside there is a chimney
As tall as can be
With smoke that goes up
Come and see.
Главный этап урока посвящен знакомству с типичными русскими, английскими, американскими домами. Обучающиеся показывают предварительно подготовленные презентации и делают сообщения. При этом происходит формирование готовности к осуществлению индивидуальной и совместной проектной работы (ребята могли выполнить проекты по предложенным темам как в группах по два-три человека, так и индивидуально); умения пользоваться справочным материалом (справочниками, словарями, мультимедийными средствами). Непосредственно на уроке идет формирование речевой, языковой, социокультурной, учебно-познавательной компетенций.
Далее ребятам было предложено заполнить таблицу для обобщения и систематизации полученных сведений. Для этого учитель подготовил девять карточек, обучающиеся выбирали информацию, относящуюся к закрепленному за их командой дому.
One floor Built of timber Well near the house |
Red Corner Oven Cradle |
Brownies Oven |
Two floors Back and front gardens Garage next to it |
Hall with a fireplace First floor – utility rooms, kitchen Second floor – bedrooms, nursery, study |
Fireplace, paintings |
Two floors Garage next to it |
First floor – hall, living-room, dining-room Second floor – bedrooms, bathrooms |
Spacious living-room |
Русский дом | Английский дом | Американский дом | |
Типичный вид дома | |||
Внутреннее убранство | |||
“Сердце” дома |
Следует отметить, что ребята, готовясь к уроку, все вместе построили дом из картона, в котором находятся прихожая, кухня, гостиная, спальня. Игровой момент заключается в предоставлении возможности детям украсить свой дом кукольными предметами мебели. При этом обучающиеся описывают свои действия на английском языке. В гостиной на стене наклеены портреты ребят, подчеркивая, что этот дом – их общий дом. Учитель высказывает основную мысль урока, что несмотря на существование типичных русских, английских, американских домов и жилищ других народов, мы все живем в одном доме под названием Земля. Земля – наш общий дом. Таким образом, акцентируется и воспитательный потенциал урока: воспитание в духе толерантности, единения, любви.
В качестве домашней работы было предложено задание творческого характера: сочинить стихотворение на английском языке, используя на выбор следующие рифмы (happiness – coziness; smile – for a while; home – be alone; sun – for everyone).
Обязательный компонент урока – рефлексия. Для достижения метапредметных результатов необходимо осуществление обучающимися регулятивных действий самонаблюдения, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на английском языке. Учитывая возраст школьников (пятый класс) ребятам было предложено выбрать смайлик, характеризующий их настроение, удовлетворение собой и уроком. Все ребята поместили в окошки нашего общего дома (на интерактивной доске) улыбающиеся смайлики, что свидетельствует о полной реализации целей и задач урока, наличии выраженных результатов. Завершающим этапом стало выставление отличных оценок и исполнение песни “Дом, милый дом” (“Home, sweet home”):
I run home from school each day
I don’t want to be late
And when I get home sweet home
I always feel so great
Home is full of happiness
The perfect place for me
Home is always full of love
It’s where I want to be
When I walk through the door,
I always stop and smile
All my problems disappear
Just for a little while
Таким образом, на примере урока английского языка учитель продемонстрировал один из многочисленных способов достижения метапредметных, предметных, личностных результатов своими обучающимися в контексте стандартов второго поколения.
Список литературы
- http://www. educom.ru/ru/nasha_novaya_shkola/school.php Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа".
- Ермолаева М.Г. Современный урок: анализ, тенденции, возможности: Учебно-методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2008.
- Хуторской А.В. Современная дидактика. – СПб.: “Питер”, 2001.
- Примерные программы по учебным предметам. Иностранный язык. 5-9 классы. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – (Стандарты второго поколения).
- Сборник нормативных документов, Иностранный язык / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009.
- Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии. – М.: Сентябрь, 1996.