Урок английского языка "Дом, который мы строим вместе" в контексте стандартов второго поколения. 5-й класс

Разделы: Иностранные языки, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 5


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (21 МБ)


Новая российская общеобразовательная школа становится важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества.

В национальной образовательной инициативе “Наша Новая Школа” говорится, что обучение в школе должно помочь выпускнику самостоятельно ставить и достигать серьезных целей. В школе будущего “ребята будут вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности” [1]. В школе XXI века результатом образования будут не только знания по конкретным предметам образовательной программы, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшей жизни.

В связи с новыми требованиями к содержанию образования кардинально пересматривается урок в педагогическом процессе, взаимосвязь “учитель – ученик”. Появляются понятия “современный урок”, “современный учитель”, “современный ученик”.

Что такое современный урок? Это урок, “стоящий на уровне своего века, отвечающий духу и требованиям (вызовам) своего времени, потребностям” [2: 9]. Урок, позволяющий достичь поставленных целей и задач в соответствии со стандартами второго поколения. Урок, раскрывающий интеллектуальные, творческие, духовно-нравственные возможности каждого ученика. Задача учителя заключается в том, чтобы помочь ребенку найти себя в будущем, стать самостоятельным, творческим и уверенным в себе человеком.

В современной педагогике обозначились новые образовательные тенденции. Произошло усиление личностной ориентации содержания и технологий образования. Сейчас особое внимание уделяется индивидуализации образовательных маршрутов учащихся, творческой и развивающей направленностям основного обучения, технологизации и компьютеризации учебно-воспитательного процесса [3]. Применительно к предметам “русский и иностранные языки” произошло существенное изменение концепции обучения с ориентацией на речевой развитие и формирование коммуникативной компетентности.

Что ожидают в современных условиях от выпускника основной школы? Приведем требования к результатам обучения иностранному языку ученика, окончившего девятый класс. Среди личностных результатов отметим “стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом; формирование коммуникативной компетенции в межкультурной и межэтнической коммуникации; развитие таких качеств, как воля, целеустремленность, креативность, инициативность, эмпатия, трудолюбие, дисциплинированность; стремление к лучшему осознанию культуры своего народа; толерантное отношение к проявлениям иной культуры” [4: 9-10; 5].

К метапредметным результатам относятся “развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение; развитие коммуникативной компетенции; развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией; осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности” [4: 10].

Наконец, предметные результаты выпускника основной школы фиксируются в шести сферах: коммуникативной, познавательной, ценностно-ориентационной, эстетической, трудовой, физической. Владение иностранным языком как средством общения предполагает, что выпускник может свободно использовать речевую, языковую, социокультурную и компенсаторную компетенции. В познавательной сфере ученик должен уметь осуществлять индивидуальную и совместную проектную работу, пользоваться справочным материалом, владеть способами и приемами дальнейшего самостоятельного изучения иностранных языков. В ценностно-ориентационной сфере от выпускника требуются сформированное “представление о языке как средстве выражения чувств, эмоций, основе культуры мышления; представление о целостном полиязычном, поликультурном мире, осознание места и роли родного и иностранных языков в этом мире как средства общения, познания, самореализации и социальной адаптации” [там же: 13]. В эстетической сфере у выпускника должно быть “стремление к знакомству с образцами художественного творчества на иностранном языке и средствами иностранного языка; развитие чувства прекрасного в процессе обсуждения современных тенденций в живописи, музыке, литературе” [там же: 13]. Достижение предметных результатов в трудовой сфере предполагает “умение выпускника рационально планировать свой учебный труд, умение работать в соответствии с намеченным планом” [там же: 13]. Стремление вести здоровый образ жизни обеспечивает результативность в физической сфере.

Как достичь соответствия предъявляемых современных требований к результатам обучения иностранному языку в начальной, основной и старшей школе? В наибольшей степени, как нам видится, ответ на поставленный выше вопрос заключается в том, что учителю необходимо пересмотреть свой взгляд на урок, уйти от традиционной “знаниевой” парадигмы построения учебного процесса, перейти на инновационное видение своей педагогической миссии. В этом учителю поможет использование современных образовательных технологий.

Под термином “образовательная технология” мы понимаем зафиксированную последовательность действий и операций, гарантирующих получение заданного результата. Технология предполагает определенный алгоритм решения поставленных задач. Образовательная технология – комплекс, состоящий из представления планируемых результатов обучения, средств диагностики текущего состояния, набора моделей обучения [6]. Обязательными атрибутами образовательной технологии являются ее психолого-педагогическая обоснованность, воспроизводимость, гарантированность результата.

В настоящее время в педагогический школьный процесс активно внедряется и используется великое разнообразие образовательных технологий, глубоко пронизанных идеями субъектности, индивидуально-личностного подхода, мотивированности обучения, его активизации, рефлексивности.

Рассмотрим урок английского языка в пятом классе по теме “Дом, который мы строим вместе” (УМК “Английский в фокусе”; авторы Ваулина Ю.Е., Дули Дж., Подоляко О.Е., Эванс В.) в свете вышеупомянутых требований стандартов второго поколения. Целью урока является обобщение изученного материала по теме “Мой дом” (названия комнат, предметы мебели, грамматическая конструкция “there is – there are”), знакомство с типичным русским, английским, американским домами (внешний вид, внутреннее убранство, “сердце” дома), оснащение собственного дома предметами мебели.

В начале урока проводится организационный момент, в ходе которого команды представляют себя, говорят название, девиз, показывают эмблему. Группа обучающихся из двенадцати человек поделена на три команды. Для включения в интенсивную работу проводится фонетическая зарядка, когда ребята ясно и четко произносят следующие фразы: East or west - home is best; There is no place like home; Home is where the heart is. Обучающиеся приобретают навыки адекватного произношения, соблюдают ударение и интонацию во фразах.

Первый конкурс “Что находится в гостиной, спальне, на кухне?” предлагает ребятам выбрать из предложенных предметов мебели те, которые находятся в заданной для них комнате. Были перечислены следующие предметы мебели: TV, wardrobe, sofa, cooker, fridge, bookcase, carpet, bed, armchairs, chairs, cupboard, pillows, pictures, cushions, sideboard, mirror, bedside table, coffee-table, writing-desk, dressing-table, wall-unit, computer, microwave oven, dishwashing machine. Ребята сравнивали языковые явления родного и английского языков на уровне отдельных лексико-грамматических единиц, употребляя грамматическую конструкцию “there is – there are”.

Далее обучающиеся работали с прослушанным текстом (диалогом) с целью извлечения запрашиваемой информации. Происходило приобретение умения пользоваться определенной стратегией аудирования в зависимости от коммуникативной задачи (слушать текст с разной глубиной понимания).

Физическая зарядка – неотъемлемый компонент урока. Соблюдается режим умственного и физического труда. Физкультминутка происходит в виде выполнения упражнений, иллюстрирующих ритмичную песню про дом:

This is my house
This is the door
The windows are clean
And so is the floor.
Outside there is a chimney
As tall as can be
With smoke that goes up
Come and see.

Главный этап урока посвящен знакомству с типичными русскими, английскими, американскими домами. Обучающиеся показывают предварительно подготовленные презентации и делают сообщения. При этом происходит формирование готовности к осуществлению индивидуальной и совместной проектной работы (ребята могли выполнить проекты по предложенным темам как в группах по два-три человека, так и индивидуально); умения пользоваться справочным материалом (справочниками, словарями, мультимедийными средствами). Непосредственно на уроке идет формирование речевой, языковой, социокультурной, учебно-познавательной компетенций.

Далее ребятам было предложено заполнить таблицу для обобщения и систематизации полученных сведений. Для этого учитель подготовил девять карточек, обучающиеся выбирали информацию, относящуюся к закрепленному за их командой дому.

One floor

Built of timber

Well near the house

Red Corner

Oven

Cradle

Brownies

Oven

Two floors

Back and front gardens

Garage next to it

Hall with a fireplace

First floor – utility rooms, kitchen

Second floor – bedrooms, nursery, study

Fireplace, paintings

Two floors

Garage next to it

First floor – hall, living-room,

dining-room

Second floor – bedrooms, bathrooms

Spacious living-room

 

  Русский дом Английский дом Американский дом
Типичный вид дома      
Внутреннее убранство      
“Сердце” дома      

Следует отметить, что ребята, готовясь к уроку, все вместе построили дом из картона, в котором находятся прихожая, кухня, гостиная, спальня. Игровой момент заключается в предоставлении возможности детям украсить свой дом кукольными предметами мебели. При этом обучающиеся описывают свои действия на английском языке. В гостиной на стене наклеены портреты ребят, подчеркивая, что этот дом – их общий дом. Учитель высказывает основную мысль урока, что несмотря на существование типичных русских, английских, американских домов и жилищ других народов, мы все живем в одном доме под названием Земля. Земля – наш общий дом. Таким образом, акцентируется и воспитательный потенциал урока: воспитание в духе толерантности, единения, любви.

В качестве домашней работы было предложено задание творческого характера: сочинить стихотворение на английском языке, используя на выбор следующие рифмы (happiness – coziness; smile – for a while; home – be alone; sun – for everyone).

Обязательный компонент урока – рефлексия. Для достижения метапредметных результатов необходимо осуществление обучающимися регулятивных действий самонаблюдения, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на английском языке. Учитывая возраст школьников (пятый класс) ребятам было предложено выбрать смайлик, характеризующий их настроение, удовлетворение собой и уроком. Все ребята поместили в окошки нашего общего дома (на интерактивной доске) улыбающиеся смайлики, что свидетельствует о полной реализации целей и задач урока, наличии выраженных результатов. Завершающим этапом стало выставление отличных оценок и исполнение песни “Дом, милый дом” (“Home, sweet home”):

I run home from school each day
I don’t want to be late
And when I get home sweet home
I always feel so great
Home is full of happiness
The perfect place for me
Home is always full of love
It’s where I want to be
When I walk through the door,
I always stop and smile
All my problems disappear
Just for a little while

Таким образом, на примере урока английского языка учитель продемонстрировал один из многочисленных способов достижения метапредметных, предметных, личностных результатов своими обучающимися в контексте стандартов второго поколения.

Список литературы

  1. http://www. educom.ru/ru/nasha_novaya_shkola/school.php Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа".
  2. Ермолаева М.Г. Современный урок: анализ, тенденции, возможности: Учебно-методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2008.
  3. Хуторской А.В. Современная дидактика. – СПб.: “Питер”, 2001.
  4. Примерные программы по учебным предметам. Иностранный язык. 5-9 классы. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – (Стандарты второго поколения).
  5. Сборник нормативных документов, Иностранный язык / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009.
  6. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии. – М.: Сентябрь, 1996.