Цель: расширить и углубить знания учащихся по творчеству Н.В. Гоголя, формировать интерес к его произведениям, документальным фильмам о писателе, развивать познавательные способности учащихся, воспитывать любовь к литературе.
Учитель: Сегодня мы собрались с вами, чтобы провести вечер-портрет “Литература заняла всю жизнь мою”, посвященный Н.В. Гоголю. Мы не только узнаем его биографию, но и проведем небольшую викторину по его произведениям и творчеству.
1 ученик: Николай Васильевич Гоголь, великий русский писатель, прозаик, драматург, критик, историк, публицист, родился 20 марта 1809 года в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии в семье помещика среднего достатка. У Гоголей было свыше 1000 десятин земли и около 400 душ крепостных. Отец писателя, Василий Афанасьевич Гоголь-Яновский (1777-1825), служил при Малороссийском почтамте, в 1805 уволился с чином коллежского асессора и женился на Марии Ивановне Косяровской. 20 марта родился сын. 22 марта Гоголь был крещен в Спасо-Преображенской церкви настоятелем храма отцом Иоанном Беловольским. Назвали Николаем в честь чудотворной иконы святого Николая, хранившейся в церкви села Диканька. В семье было шестеро детей: помимо Николая, сын Иван (умер в 1819), дочери Марья (1811-1844), Анна (1821-1893), Лиза (1823-1864) и Ольга (1825-1907).
2 ученик: Детские годы Гоголь провел в имении родителей Васильевке (теперь село Гоголево) в атмосфере малороссийских народных поверий, фольклорных традиций и исторических сказаний, наведываясь вместе с родителями в окрестные места - Диканьку, к которой Гоголь приурочил действие своих ранних повестей, в Обуховку, где жил писатель В.В. Капнист, но особенно часто в Кибинцы, имение дальнего родственника Гоголя со стороны матери. Гоголь получил возможность пользоваться богатой библиотекой имения. Здесь же он столкнулся с проявлениями барской вседозволенности и унижением человеческого достоинства. Уже в раннем детстве Гоголь сочинял стихи, получившие одобрение Капниста, который объявил родителям Гоголя: “Из него будет большой талант”.
3 ученик: В 1818-1819 Гоголь вместе с братом Иваном обучался в Полтавском уездном училище. После смерти Ивана отец забрал юного Гоголя из этого учебного заведения. В 1820-1821 Никоша брал уроки у полтавского учителя Гавриила Сорочинского, проживая у него на квартире. В мае 1821 года отец устроил его в только что основанную Нежинскую гимназию Высших Наук. Учился Гоголь довольно средне. Он не был прилежным учеником, но обладал прекрасной памятью, за несколько дней готовясь к экзаменам и переходя из класса в класс. В языках был слаб и делал успехи только в рисовании и русской словесности. В гимназии Гоголь исполняет обязанности библиотекаря, занимается живописью, участвует в спектаклях. Он был душой школьной труппы: выполнял обязанности режиссёра, художника-декоратора, превосходно играл комические роли. По словам очевидца, "у него был громадный сценический талант и все данные для игры на сцене: мимика, переменчивый голос и полнейшее перерождение в роли, какие он играл. Думается, что Гоголь затмил бы и знаменитых комиков-артистов, если бы вступил на сцену". "Гоголь был истинно неподражаем, особенно в комедии Фонвизина "Недоросль", в роли г-жи Простаковой", - вспоминал писатель Н.В. Кукольник, школьный товарищ Гоголя.
4 ученик: Мысль о писательстве еще "не всходила на ум" Гоголю, все его устремления связаны со "службой государственной", он мечтает о юридической карьере. В нем рано формируется особая этика долга, представление о своем особом общественном предназначении. В марте 1827 он сообщает родным о том, что ощущает "силы для поднятия труда важного, благородного, на пользу отечества, для счастия граждан, для блага жизни подобных". В последних классах гимназии Гоголь грезит Петербургом. Окончив гимназию в 1828, Гоголь в декабре вместе с другим выпускником А.С. Данилевским едет в Петербург. Начался петербургский период жизни и творчества Н.В. Гоголя. Столица его глубоко разочаровывает. Он долго не мог найти своего истинного призвания. Испытывая денежные затруднения, безуспешно хлопоча о месте (без связей и знатного происхождения в Петербурге должностей не давали), Гоголь делает первые литературные пробы. Первые его публикации появились в изданиях "Сын Отечества" и "Северный Архив". В ноябре 1829 ему удается определиться на службу в Департамент государственного хозяйства и публичных зданий Министерства внутренних дел на место канцелярского служащего. Серая чиновничья жизнь скрашивалась занятиями живописью в вечерних классах Академии художеств. Кроме того, властно влекла к себе литература. С апреля 1830 до марта 1831 служит в Департаменте Уделов вначале писцом, потом помощником столоначальника. Пребывание в канцеляриях вызвало у Гоголя глубокое разочарование в "службе государственной", но зато снабдило богатым материалом для будущих произведений.
5 ученик: Сразу по прибытии в Петербург Гоголь обнаружил, что Малороссия возбуждает в столичном обществе неподдельный интерес и все малороссийское здесь “в большой моде”. Еще с первых месяцев 1828 Гоголь осаждает мать просьбами прислать ему сведения о малорусских обычаях, преданиях, костюмах, а также “записки, веденные предками какой-нибудь старинной фамилии, рукописи стародавние” и пр. Все это составило материал для рассказов из малороссийского быта, которые стали началом его литературной славы и были опубликованы в 1831-1832 двумя частями в Петербурге под названием "Вечера на хуторе близ Диканьки. "Вечера" были восторженно встречены Пушкиным: “Они изумили меня. Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности. А местами, какая поэзия! Какая чувствительность! Всё это так необыкновенно в нашей нынешней литературе, что я доселе не образумился. Это - новаторское произведение и по форме и по содержанию”. Книга вызвала почти всеобщее восхищение. Критика едва ли не единодушно приветствовала "Вечера", отметив их неподдельную веселость и искренность. “Все обрадовались этому живому описанию племени поющего и пляшущего”, - заметил А.С. Пушкин.
6 ученик: Литературная репутация Гоголя устанавливается окончательно, многие угадывают в его таланте силу, которой предстоит совершить переворот в отечественной литературе. Гоголь в июне 1832 впервые с момента отъезда в Петербург побывал на родине. Пребывание дома сначала вызвало у Гоголя тяжелое разочарование. Домашние дела были расстроены; сам он уже не был тем восторженным юношей, каким он оставил родину; жизненный опыт научил его вглядываться глубже в действительность и за внешней оболочкой видеть ее часто печальную, даже трагическую основу. Он продолжал писать и создавать замечательные произведения. 1835 год необычаен по творческой интенсивности и широте гоголевских замыслов. В начале марта 1837 впервые приезжает в Рим, который чрезвычайно ему полюбился и стал для него “второй родиной”. Его привлекали природа и произведения искусства, а Рим мог удовлетворить этим интересам идеально. Он изучал памятники древности, картинные галереи, посещал мастерские художников, любовался народной жизнью и любил показывать Рим, “угощать” им приезжих русских знакомых и приятелей. В Риме он и усиленно работал над своими произведениями.
7 ученик: Работа несколько оживилась с переездом в Ниццу, где Гоголь провел зиму 1843-1844. Гоголь заставляет себя писать, преодолевая душевную усталость и творческие сомнения. В начале 1845 у Гоголя, силы которого были подорваны, появляются признаки нового душевного кризиса. Писатель едет для отдыха и "восстановления сил" в Париж. Начинается полоса лечения и консультаций с различными медицинскими знаменитостями, переездов с одного курорта на другой - то в Галле, то в Берлин, то в Дрезден, то в Карлсбад. С мая по ноябрь 1846 Гоголь опять в разъездах. В апреле 1848 возвращается в Одессу, окончательно возвратившись на родину. Лето 1848 Гоголь проводит в Одессе, Васильевке. Лето и раннюю осень 1850 проводит в Васильевке.В октябре приезжает в Одессу. Состояние его улучшается: он деятелен, бодр, весел. Последние дни жизни Гоголь проводит в чрезвычайно строгом посте и молитве. Утром 21 февраля 1852 года он умер. Смерть Гоголя вызвала в русском обществе глубокое потрясение. Похороны писателя состоялись при огромном стечении народа на кладбище Свято- Данилова монастыря. На надгробном памятнике Гоголю была высечена цитата из библейской книги пророка Иеремии: “Горьким словом моим посмеюся”. В 1931 останки Гоголя были перезахоронены на Новодевичьем кладбище.
Учитель: Как мы видим, портрет писателя интересен, но не менее интересны и его увлечения.
8 ученик: Среди разнообразных увлечений Николая Васильевича Гоголя был интерес к растительному царству, к ботанике. Он с удовольствием читал о растениях, собирал их, узнавал полезные свойства, применение в быту и в медицине. Это увлечение было неразрывно связано с его творчеством.
Одним из первых, кто привил Николаю любовь к растениям, был, вероятно, домашний доктор семьи Гоголей.
В Нежинской гимназии высших наук, где учился будущий писатель, ботаника была не главным предметом, а всего лишь одним из разделов естественной истории. Тем не менее, опытные преподаватели сумели развить интерес юноши к изучению растений и заложили основы ботанических знаний. Неудивительно поэтому, что студент Николай Гоголь - Яновский окончил курс естественной истории в гимназии с превосходными успехами. В имении матери, Васильевке, Гоголь сеял и сажал деревья и кусты. Он со своей сестрой Ольгой собирал разные цветы, складывал в тетрадь под пресс. Это была толстая тетрадь с плотной картонной обложкой, вся заполненная тщательно засушенными цветами, на первой странице которой была надпись: “Дрок- когда бешеная собака укусит”.
Н.В. Гоголь использовал любую возможность, чтобы как можно больше узнать о растениях и поделиться этими знаниями с другими. Во время поездки в Калугу Гоголь беспрестанно останавливал кучера, выскакивал из тарантаса, бежал через дорогу в поле и срывал какой-нибудь цветок. Потом садился, рассказывал довольно подробно, какого он класса, рода, какое его лечебное свойство, как называется он по-латыни и как называют его крестьяне.
Учитель: Были у Гоголя в жизни и курьезы.
9 ученик: Однажды Гоголь переоделся Пушкиным, пришел к Пушкину и позвонил. Пушкин открыл ему и кричит: "Смотри-ка, Арина Родионовна, я пришел!".
Однажды Гоголь переоделся Пушкиным и пришел в гости к Майкову.
Майков усадил его в кресло и угощает пустым чаем. "Поверите ли, - говорит, - Александр Сергеевич, куска сахара в доме нет. Давеча Гоголь приходил и весь сахар съел". Гоголь ничего ему не сказал.
10 ученик: На литературных вечерах у поэта Николая Языкова обычно царила атмосфера английского клуба: вялые беседы и скука. Гости молча сидели, курили, и лишь изредка обменивались короткими фразами. Однажды Гоголь не выдержал, встал после очередного мощного зевка и громко произнес:
"Господа! Пора нам заканчивать нашу шумную беседу!".
Учитель: Николай Васильевич Гоголь - любимый писатель в нашей стране. Его книги знают, читают и перечитывают. Он входит в нашу жизнь в самом начале и уже не покидает нас до конца. Вот и становятся понятны и всеобщий интерес, и любовь к Гоголю, и благодарность ему русского народа. Я просила вас посмотреть фильм Парфенова “Птица - Гоголь”. Насколько вы внимательно его посмотрели и сосредоточенно слушали сегодня, мы сейчас проверим. Я прошу разделиться на три команды и сказать мне названия ваших команд: “Сорочинцы”, “Диканька”, “Васильевка”. Итак, выбирайте вопросы.
Викторина по творчеству Гоголя.
Вопросы, оцениваемые в 5 баллов.
- Что означает нарицательное имя гоголь? (Птица семейства нырковых - селезень).
- В каком году и где родился Гоголь? (1809 году в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской области).
- В честь какого святого Гоголя назвали Николаем? (В честь Николая Чудотворца).
- Какой была фамилия матери? (Яновская).
- Где Гоголь провел детские годы? (В имении родителей Васильевке).
- Теряя силы, Гоголь умирает 21 февраля, какого года? (1852).
Вопросы, оцениваемые в 10 баллов.
- Под каким псевдонимом Гоголь издал свое 1 произведение? (В.Алов)
- Кем по родству приходилась ведьма Солоха кузнецу Вакуле? (Матерью).
- Назовите транспортное средство Вакулы при полете в Петербург? (Черт).
- Узнать произведение по цитате: “И долго еще пьяный Каленик шатался по уснувшим улицам, отыскивая свою хату” (Ночь перед Рождеством).
- Назовите увлечения Гоголя? (Ботаника).
- В какой роли Гоголь был особенно хорош? (Госпожа Простакова)
Вопросы, оцениваемые в 15 баллов.
- С каким человеческим органом связано произведение Гоголя? (Нос).
- Какой несуществующий месяц придумал Гоголь? (Сартобрь, сентявгуст, январт, декрель).
- Узнать героя по цитате: “Тому не нужно далеко ходить, у кого черт за плечами” (Пацюк).
- В каких изданиях появились первые публикации Гоголя? (“Сын Отечества”, “Северный архив”).
- Где за границей Гоголь любил бывать и долгое время жил? (Италия).
- Перевертыш. Дана повесть в перевернутом, противоположном по смыслу виде. Расшифруйте название. “Найденная бумажка” - “Пропавшая грамота”.
“Утро после распятия” - “Ночь перед Рождеством”
Вопросы, оцениваемые в 20 баллов.
1. Какое из этих выражений, встречавшихся в речи В.В. Путина, принадлежит Гоголю?
- От мертвого осла уши.
- Сапоги всмятку.
- Мотыжить, как святой Франциск.
- Пахать, как раб на галерах.
2. По просьбе Гоголя, сколько денег послал царь ему за границу? (500 червонцев).
3. Согласно Даниилу Хармсу, он обожал, переодевшись Солнцем русской поэзии, гулять по Тверскому бульвару, а то и попасться под ноги оригиналу. Назовите обоих. (Гоголь и Пушкин).
Учитель: Николай Васильевич Гоголь оставил потомкам великое литературное наследие. Велико оно не по объему, но по содержанию. Почему к произведениям Гоголя обращаются снова и снова? Почему каждое новое поколение находит в творчестве писателя что-то новое, ранее не замеченное? Почему и по сей день пишут о Гоголе, его судьбе, произведениях? Кажется, все уже прочитано и сказано, но мы вновь возвращаемся к Гоголю, потому, что он гений, и произведения его гениальны, а потому неисчерпаемы. И я желаю вам после сегодняшнего мероприятия открыть своего Гоголя, по-новому посмотреть на многие его произведения. До свидания, спасибо за внимание и игру.