Родительское собрание "Выбор профессии – дело ответственное"

Разделы: Работа с родителями


Цель: Расширить представления 9-классников и их родителей о различных профессиях.

Оформление: мультимедийная установка, выставка сочинений "Моя будущая профессия", буклеты и брошюры с ЦЗН, выставка книг, презентации профессий, слайды.

Ход собрания

I. Вступительное слово классного руководителя.

– Здравствуйте, уважаемые родители, учащиеся! Тема сегодняшнего родительского собрания “Выбор профессии – дело ответственное”. Собрание наше необычное. Его мы решили провести вместе с детьми. Для этого мы разделились на 2 группы – на учащихся и на родителей.

Я думаю, что тема нашего разговора будет актуальной, потому что через несколько месяцев девятиклассники покинут стены нашей школы. (И перед родителями, и перед учащимися встанет вопрос: куда пойти учиться? Первое, что надо решить, – это какой путь избрать: продолжать общее образование в старшей школе или в профессиональных учреждениях техникумах, колледжах, профессионально-технических училищах, суворовском или нахимовском училищах и т. д.)?

Недавно девятиклассники писали сочинение на тему: “Кем я хочу стать?” Выяснилось, что многие пока не определились, в каком учебном заведении дальше будут обучаться и какую профессию хотят выбрать, т. е. они не знают, кем хотят стать. И я думаю, что это родительское собрание поможет больше узнать о мире профессий.

Уважаемые родители, поднимите руки те, кто считает, что главное при выборе профессии – это совет родителей? А кто считает, что главное – личный интерес вашего ребенка?

Чтобы правильно выбрать будущее дело по душе и по плечу, нужно сознательно и самостоятельно встать на позицию равного уважения к разным видам труда. Это совсем не просто. Нет “интересных” и “неинтересных” профессий.

Давайте подумаем: что такое профессия? Профессия – это социальная характеристика человека, указывающая на его принадлежность к определенной категории людей, которые занимаются одинаковым видом трудовой деятельности.

Сразу все не умеет делать никто. Сделать хороший выбор – значит, выбрать профессию, которая, во-первых, нужна людям, обществу, во-вторых, может быть доступной и посильной для вас в будущем, в-третьих, может приносить вам удовлетворение, радость. Коротко формула хорошего выбора выражается тремя словами: “нужно”, “смогу”, “хочу”.

Мир профессий обширен и многообразен. Число профессий неодинаково в разных странах. В России согласно “Единому тарифно-квалификационному справочнику” насчитывается более 7000 названий профессий, хотя спросом пользуются несколько сот. Чем меньше их известно, тем уже поле для выбора. Кроме того, даже те виды деятельности, которые, казалось бы, хорошо известны, далеко не всегда соответствуют нашим представлениям. Поэтому, прежде чем определиться в выборе профессии, надо постараться познакомиться со многими из них.

Существует три главных требования, которым должна удовлетворять выбранная профессия.

Во-первых, чтобы профессия была интересной.

Во-вторых, чтобы можно было найти работу по специальности.

В-третьих, чтобы профессия соответствовала возможностям данного индивида.

Многие выпускники школы мечтают об одной профессии, выбирают другую, а работают – в третьей. И это часто следствие ошибочных действий по профессиональному самоопределению.

Ошибки при выборе профессии:

  • увлечение внешней или частной стороной профессии;
  • незнание мира профессий, выбор “за компанию”;
  • неумение разбираться в своих способностях.

Рекомендации по выбору профессии (для детей и родителей):

  • Каждый сам выбирает свою профессию, и сам должен ошибаться и учиться на своих ошибках; советы нужно слушать, а решать и поступать по-своему.
  • Осознайте ценность выбора вашего ребенка (для себя и для общества), изучайте профессию и все, что с ней связано.
  • Сориентируйтесь в конкретной социально-экономической ситуации (потребность, престижность, зарплата и др.).
  • Произнося “Я хочу”, знайте, что вы можете и что надо в данных обстоятельствах.
  • Не бойтесь поиска, риска, смело исправляйте ошибки, возвращайтесь с неправильно избранного пути.
  • Выбирать следует не только профессию, а и связанный с ней образ жизни и подходящий для вас вид деятельности.
  • Будьте ответственны в решениях: жизнь не знает черновиков.
  • Имейте резервный вариант на случай неудачи по основному направлению.
  • Осознайте трудности (внешние и внутренние) на пути к намеченным целям.
  • Для приближения мечты надо много работать, читать, думать.
  • Родителям необходимо учитывать степень влияния сверстников на решение сына или дочери и на сколько такое влияние оказывается положительным.

II. Информация по профориентации. Беседа с учащимися.

1. Более известные профессии.

а) В ходе беседы объяснение значений профессий: менеджер, дилер, аудитор, маркетолог, дизайнер.

2. Менее известные профессии.

Есть много других профессий, о которых слышали, но мало знаем. (Представление на мультимедийной установке названий профессий: андеррайтер, беби-ситтер, интервьюер, логистик (с рисунками) и разбор их значений.)

– Сейчас посмотрим другую презентацию “Выбор профессии”, где свои знания о профессиях можно дополнить.

III. Игра “Характеристика профессий”.

– Давайте выясним, насколько вы много узнали о мире профессий. Сейчас вам будут предложены некоторые необычные характеристики профессий, а вы должны назвать те профессии, которые, по-вашему, в наибольшей степени соответствуют данной характеристике. Например, характеристика – самая денежная профессия. Какие профессии являются самыми денежными? Ответ: банкир. Итак, слушайте следующие характеристики:

  1. самая зеленая профессия (садовник, лесник),
  2. самая сладкая (пчеловод, кондитер, дегустатор, повар),
  3. самая волосатая (парикмахер),
  4. самая детская (воспитатель, помощник воспитателя),
  5. самая ответственная (судья, прокурор, хирург),
  6. самая смешная (клоун),
  7. самая общительная (учитель, журналист),
  8. самая серьезная (атомщик),
  9. самая умная (ученый, профессор),
  10. самая белая (врач),
  11. самая зубастая (стоматолог),
  12. самая начитанная (библиотекарь),
  13. самая требовательная (тренер),
  14. самая высокая (монтажник-высотник),
  15. самая быстрая (гонщик),
  16. самая техническая (инженер-конструктор),
  17. самая свободная (художник),
  18. самая смелая (милиционер),
  19. самая школьная (учитель),
  20. самая опасная (пожарник, спасатель).

IV. Игра “Узнай по букве”.

– А теперь сменим задание: я прошу вас назвать профессию, начинающуюся с первой буквы Вашего имени (например, Алена – архитектор).

А – архитектор, артист, аппаратчик, автослесарь, аудитор, агент, адвокат, аллерголог.
Н – наладчик, невропатолог, нарколог.
Л – литейщик, лесник.
С – слесарь, сварщик, сборщик, строгальщик, садовник, судья, строитель.
Г – гонщик.
К – кондитер, крановщик, клоун, кузнец.
Р – риэлтер, рабочий.

V. Заключительное слово учителя.

– Думаю, что сегодняшний разговор был для вас полезным и поможет каждому выпускнику определиться в будущей жизни. Желаю Вам успеха! На память о нашей встрече я хочу раздать родителям “Памятки родителям” и “Советы родителям”.