Цели урока:
- Учить различать положительных и отрицательных героев сказок.
- Учить работать с сюжетом сказки.
- Выделять особенности сказки.
- Обучать художественному рассказыванию сказок.
- Воспитывать доброту, отзывчивость, любовь к животным, умение сопереживать.
Ход урока
Урок сопровождается компьютерной презентацией. Презентацию можно получить у автора статьи.
1. Организационный момент.
Приветствие гостей.
2. Постановка цели урока.
Учитель открывает на доске тему урока.
Учитель: Что такое сказка?
Дети: Это устный рассказ о чем-то необычном, во что трудно поверить, о невероятном фантастическом. Сказки бывают народные и литературные (авторские).
В мире много сказок
Грустных и смешных,
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
В сказке может все случиться:
Что-то ждет пас впереди?
Слышишь?
Сказка в дверь стучится,
Скажем сказке: "Заходи".
3. Знакомство со сказочником Ш. Перро.
Шарль Перро (12 января 1628, Париж – 16 мая 1703, там же) – известный французский писатель-сказочник, поэт и критик.
Родился в буржуазно-чиновничьей семье. Был юристом. Интересно, что свои сказки Перро издал не под собственным именем, а под именем своего молодого сына Перро д'Арманкура, пытаясь оберечь свою уже сложившуюся репутацию от обвинений в работе с “низким” жанром. В XX веке возникла дискуссия об авторстве сказок, в ходе которой пытались доказать, что сказки действительно написаны Перро-сыном. Все же, по-видимому, традиционная версия об авторстве более вероятна.
Некоторые известные произведения:
- “Сказки моей матушки Гусыни, или Истории и сказки былых времен с поучениями”.
- “Волшебницы”.
- “Золушка”.
- “Кот в сапогах”.
- “Красная Шапочка” народная сказка.
- “Мальчик с пальчик” народная сказка.
- “Ослиная шкура”.
- “Спящая красавица”.
4. Работа со сказкой, стр. 157 -160 Ш. Перро “Фея”.
Слушание сказки. (Читают сказку хорошо читающие дети.)
5. Беседа.
– Как начинается сказка?
– Помнишь ли ты сказку, которая начинается так же?
– Происходят ли в этой сказке чудеса? Какие?
– За что Фея наградила младшую дочь и наказала старшую?
– Какой была младшая дочь? Как она относилась к людям?
– Почему королевский сын женился на ней?
– Как автор описывает старшую дочь?
– Прочитай концовку сказки. Почему сказочник так заканчивает сказку?
6. Физкультминутка.
7. Составление схематической цепочки событий.
Схематическая цепочка событий.
Две дочери.
Младшая дочь и фея.
Подарки феи младшей дочери.
Фея и старшая дочь.
Подарки феи старшей дочери.
Младшая дочь и принц.
Судьба старшей дочери.
Сравнение героев сказки. Заполнить таблицу. Характеристика героев, данная автором: зачитывание слов, рассказывающих о каждом герое.
Положительные герои.
Отрицательные герои.
Добрая груба, спесива.
Приветливая, заносчива.
Кроткая, зла.
8. Словарная работа (спесива, заносчива, зла, кротка).
Спесива – высокомерная, надменная (стремление подчеркнуть свою важность и
превосходство перед другими).
Заносчива – высокомерная, самоуверенная.
Кроткая – уступчивая, покорная.
9. Работа с тетрадью.
Поиск
– Какой была младшая дочь? Допиши предложение.
– А младшая дочка была вся в покойного отца.
– Соответствие Как наградила фея девушек?
– Что получила каждая из них?
10. Итог урока
Чем эта сказка похожа на русские народные сказки?
Чудеса: говорит, а с губ цветы, драгоценные камни падают жабы, гадюки плюхаются.
Превращения: в бедную женщину, в принцессу.
– Какие особенности? (Добро побеждает зло. Добро вознаграждается. Зло
наказано.)
– Давайте еще раз прочитаем концовку.
– Почему автор так заканчивает сказку? (Зло наказано.)
– Что хотел сказать автор? (В сказках есть такая концовка: “Сказка ложь, да в
ней намек, добрым молодцам урок”.)
– Какой урок вы получили сегодня? (Одиночество – самое страшное в жизни, потому
мы должны быть добрыми, милосердными.)
11. Рефлексия.
Закройте глаза, прислушайтесь к своему настроению, вспомните свою роль и участие в уроке, попробуйте оценить свою работу объективно и покажите, какую оценку вы себе поставили.
– Я с вами согласна, вы уже научились объективно себя оценивать, это важное
умение, которое в дальнейшем обязательно поможет вам быть успешными в жизни.
– Мне хотелось бы закончить урок такими словами …
– Чему нас сказка учит?
– Что нового вы узнали о сказочнике Шарле Перро?
– Понравилась ли вам сказка?
Задание на дом: прочитать сказку Ш. Перро “Красавица и чудовище”.