Сказка "Фея" Ш.Перро

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • Учить различать положительных и отрицательных героев сказок.
  • Учить работать с сюжетом сказки.
  • Выделять особенности сказки.
  • Обучать художественному рассказыванию сказок.
  • Воспитывать доброту, отзывчивость, любовь к животным, умение сопереживать.

Ход урока

Урок сопровождается компьютерной презентацией. Презентацию можно получить у автора статьи.

1. Организационный момент.

Приветствие гостей.

2. Постановка цели урока.

Учитель открывает на доске тему урока.

Учитель: Что такое сказка?

Дети: Это устный рассказ о чем-то необычном, во что трудно поверить, о невероятном фантастическом. Сказки бывают народные и литературные (авторские).

В мире много сказок
Грустных и смешных,
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
В сказке может все случиться:
Что-то ждет пас впереди?
Слышишь?
Сказка в дверь стучится,
Скажем сказке: "Заходи".

3. Знакомство со сказочником Ш. Перро.

Шарль Перро (12 января 1628, Париж – 16 мая 1703, там же) – известный французский писатель-сказочник, поэт и критик.

Родился в буржуазно-чиновничьей семье. Был юристом. Интересно, что свои сказки Перро издал не под собственным именем, а под именем своего молодого сына Перро д'Арманкура, пытаясь оберечь свою уже сложившуюся репутацию от обвинений в работе с “низким” жанром. В XX веке возникла дискуссия об авторстве сказок, в ходе которой пытались доказать, что сказки действительно написаны Перро-сыном. Все же, по-видимому, традиционная версия об авторстве более вероятна.

Некоторые известные произведения:

  • “Сказки моей матушки Гусыни, или Истории и сказки былых времен с поучениями”.
  • “Волшебницы”.
  • “Золушка”.
  • “Кот в сапогах”.
  • “Красная Шапочка” народная сказка.
  • “Мальчик с пальчик” народная сказка.
  • “Ослиная шкура”.
  • “Спящая красавица”.

4. Работа со сказкой, стр. 157 -160 Ш. Перро “Фея”.

Слушание сказки. (Читают сказку хорошо читающие дети.)

5. Беседа.

– Как начинается сказка?
– Помнишь ли ты сказку, которая начинается так же?
– Происходят ли в этой сказке чудеса? Какие?
– За что Фея наградила младшую дочь и наказала старшую?
– Какой была младшая дочь? Как она относилась к людям?
– Почему королевский сын женился на ней?
– Как автор описывает старшую дочь?
– Прочитай концовку сказки. Почему сказочник так заканчивает сказку?

6. Физкультминутка.

7. Составление схематической цепочки событий.

Схематическая цепочка событий.

Две дочери.
Младшая дочь и фея.
Подарки феи младшей дочери.
Фея и старшая дочь.
Подарки феи старшей дочери.
Младшая дочь и принц.
Судьба старшей дочери.

Сравнение героев сказки. Заполнить таблицу. Характеристика героев, данная автором: зачитывание слов, рассказывающих о каждом герое.

Положительные герои.
Отрицательные герои.
Добрая груба, спесива.
Приветливая, заносчива.
Кроткая, зла.

8. Словарная работа (спесива, заносчива, зла, кротка).

Спесива – высокомерная, надменная (стремление подчеркнуть свою важность и превосходство перед другими).
Заносчива – высокомерная, самоуверенная.
Кроткая – уступчивая, покорная.

9. Работа с тетрадью.

Поиск

– Какой была младшая дочь? Допиши предложение.
– А младшая дочка была вся в покойного отца.
– Соответствие Как наградила фея девушек?
– Что получила каждая из них?

10. Итог урока

Чем эта сказка похожа на русские народные сказки?

Чудеса: говорит, а с губ цветы, драгоценные камни падают жабы, гадюки плюхаются.

Превращения: в бедную женщину, в принцессу.

– Какие особенности? (Добро побеждает зло. Добро вознаграждается. Зло наказано.)
– Давайте еще раз прочитаем концовку.
– Почему автор так заканчивает сказку? (Зло наказано.)
– Что хотел сказать автор? (В сказках есть такая концовка: “Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок”.)
– Какой урок вы получили сегодня? (Одиночество – самое страшное в жизни, потому мы должны быть добрыми, милосердными.)

11. Рефлексия.

Закройте глаза, прислушайтесь к своему настроению, вспомните свою роль и участие в уроке, попробуйте оценить свою работу объективно и покажите, какую оценку вы себе поставили.

– Я с вами согласна, вы уже научились объективно себя оценивать, это важное умение, которое в дальнейшем обязательно поможет вам быть успешными в жизни.
– Мне хотелось бы закончить урок такими словами …
– Чему нас сказка учит?
– Что нового вы узнали о сказочнике Шарле Перро?
– Понравилась ли вам сказка?

Задание на дом: прочитать сказку Ш. Перро “Красавица и чудовище”.