Цель:
- Закрепить умения различать парные звонкие и глухие согласные.
- Формировать умения обосновывать написание парных согласных на конце слов путем подбора проверочного слова.
- Способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного материала.
- Развивать орфографическую зоркость, воображение, речь, внимание, умение логически мыслить.
- Воспитывать любовь к родному языку, прививать навыки красивого, гигиенического письма.
Оборудование: Схема маршрута, рисунки: Иван-Царевич, Елена Прекрасная, Баба-Яга в избушке на курьих ножках, ступа, Кощей Бессмертный, шкатулка с заданием, задания на карточках /шифровки/, картинки с рисунками.
Ход урока
I. Организационный момент. Психологическая установка на урок.
– Улыбнулись друг другу, дети. Садитесь удобно, красиво и правильно.
II. Сообщение темы и цели урока:
Учитель: – На прошлом уроке мы учились подбирать проверочные слова к словам с парными согласными на конце слова. Сегодня нам эти знания пригодятся, потому что мы попадем в сказку, где нас ждет много испытаний.
– Вы готовы к работе?
– Тогда сказка начинается.
III. Минутка прекраснописания.
Учитель: – Жили-были Иван-Царевич и Елена Прекрасная. Однажды гуляли они в роще, вдруг налетел вихрь и унес Елену Прекрасную. Опечалился Иван-Царевич, залился горючими слезами, а березка ему шелестит: “Не плачь, добрый молодец, найдешь ты свою Елену Прекрасную у Кощея Бессмертного в невиданной стране. Отправился Иван-Царевич в путь. Долго ли, коротко ли шел он – на пути встретилась река, а моста нет. Только веревка с одного берега на другой протянута, а на веревке той задание.
Справится с ним Иван, значит, перейдет реку.
– Поможем Ивану – Царевичу?
Учитель: Откройте тетради. Запишите число. Классная работа.
– Задание на веревочке такое:
– Запишите букву, которая пишется на конце слова – мост, на конце слова – берег.
(До середины строки записывают – т, от середины – г.)
– На второй строчке запишите слово мост, берег вместе с проверочными словами.
– Что вы знаете об этих словах?
IV. Словарная работа.
Учитель: – С вашей помощью Иван – Царевич благополучно миновал речку. А за ней – лес. Лесная тропинка привела Ивана к избушке на курьих ножках. Вошел он в избу и видит Бабу-Ягу на лавке. Она и говорит: “Знаю, зачем пришел. Но сначала помоги мне разобраться с этими словами”
– Поможем?
На доске:
биле...
горо...
заво...
концер...
наро...
Проверка (с помощью сигналов).
– Что вы можете сказать об этих словах?
– Что интересного вы заметили в группе этих слов?
– Назовите парные звонкие и глухие согласные.
V. Подбор проверочных слов к парным согласным на конце слова.
Учитель: – Вот теперь,– говорит Баба-Яга, – могу дать тебе волшебный клубочек, который укажет тебе дорогу к Кощею.
– Нет, – говорит Иван-Царевич, – мне надо скорее. Дай мне свою ступу.
– Что ж бери. Да только, чтобы она взлетела, надо выполнить правильно следующее
задание:
– Найдите ошибки, которые допустил при письме Незнайка.
(На доске прикреплена нарисованная ступа, на ней написаны слова.)
В классе пишут под диктовку:
“Я принес из леса гриб”.
Лишь Незнайка выводит ловко:
“Я принес из леса грипп”.
По реке плывет плод.
А в саду растет плот”
– Какие же ошибки допустил Незнайка? На какое правило допущены ошибки? Что такое плот?
По словарю Ожегова ученик зачитывает:
плот – скрепленные в несколько рядов бревна для переправы по воде, для
перевозки людей и грузов, плавучая площадка.
Учитель: – Выпишите слова с парной согласной на конце, подбери проверочные.
Проверка (с помощью сигналов).
– Какое правило надо помнить?
гриб – грибы
плот – плоты
плод – плоды
VI. Индивидуальная работа с перфокартами.
Учитель: – Молодец, Иван-Царевич! Открою тебе два секрета Кощея:
1) Игла, в которой заключена смерть Кощея, хранится в шкатулке под троном. Открыть эту шкатулку можно, выполнив задание, написанное на ней.
2) А чтобы войти во дворец Кощея, надо справиться с замком, на котором много цветных кнопок.
– Как с ним справиться – зашифровано на 3-х карточках. Поможем Ивану-Царевичу?
(Учитель раздает 3 ученикам перфокарты, они приступают к работе.)
шифровка № 1 | шифровка № 2 | шифровка № 3 |
арбуз...- б...реза- б...лет- в...рона- г...зета- горо...- ключ к шифру з-н о-а е-а а-т и-ж д-ь |
вет...р- медве...ь- в...робей- д...ректор- з...вод- за...ц- ключ к шифру е-ж и-т д-е а-у о-л я-ю |
к...рандаш- к...рова- моро...- наро...- вес...ло- вдру...- ключ к шифру а-к д-п о-н е-к з-о г-у |
II. Звуко-буквенный анализ слова.
Учитель: – Поблагодарил Иван Бабу-Ягу, сел в ступу и через некоторое время приземлился около огромного камня, который лежал на развилке дорог. Вылез он из ступы и призадумался, по какой дороге идти? Видит, на камне написано какое-то слово. Догадался он, что надо вставить пропущенную букву на конце слова, и тогда слово подскажет ему, куда идти. (На камне написано слово поворо…)
– Какая же буква пропущена? Докажите.
– Сделаем звуко-буквенный анализ этого слова и дадим характеристику последнему звуку.
Поворот – 3 слога, 3 ударный, 7 звуков, 7 букв, 3 гласных, 4 согласных.
т – согласный, парный, глухой, твердый.
Учитель: – Обрадовался Иван-Царевич, что нашел нужную дорогу, надо сделать поворот влево, и там находится Дворец Кощея Бессмертного. Но прежде, чем идти к Кощею, решил отдохнуть.
VIII. Физкультминутка:
Легкие прыжки – 1, 2, 3.
Мелкие шажки – 1, 2, 3.
Вот и вся зарядка – 1, 2, 3.
Мягкая посадка – 1, 2, 3.
IX. Упражнение в проверке парных звонких и глухих согласных на конце.
(Учитель собирает перфокарты у 3-х учащихся, работавших индивидуально.)
Учитель: – Увидел Кощей Бессмертный, что идет к нему Иван-Царевич, и решил притвориться добреньким, а сам задумал дело хитрое. Тем временем Иван-Царевич справился с шифровками и разгадал секрет замка: нажать желтую кнопку
(Учитель демонстрирует перфокарты.)
Учитель: – Иван-Царевич появился перед Кощеем, а тот и говорит ему так ласково: “ За Еленой Прекрасной пришел, добрый молодец! Давай мирно договоримся – выполни мое задание. Выполнишь – забирай Елену Прекрасную, а не выполнишь – голова с плеч долой!”
Иван согласился.
– Задание такое – говорит Кощей.
– Вот посмотри на предметы, изображенные на доске.
– Выпиши название предметов с парной согласной на конце в 2 столбика:
в 1 столбик – слова с парной звонкой согласной на конце,
во 2 столбик – слова с парной глухой на конце.
нож – ножи сапог – сапоги |
шкаф – шкафы гриб – грибы |
Проверка (сигналы).
– Какое правило надо помнить?
X. Закрепление изученного.
Учитель: – Выполнил Иван-Царевич задание, но не захотел Кощей Бессмертный выполнить свое обещание. Выхватил тогда Иван меч и стали они сражаться. Шаг за шагом все ближе и ближе подбирается Иван к трону. Вот уже и схватил он шкатулку с иглой. А на шкатулке – задание. В данном предложении указать изученные части речи.
Иван сделал доброе дело.
– Как вы понимаете это предложение?
Учитель: – Выполнил задание Иван-Царевич, в тот же миг шкатулка и открылась. Иван взял в руки иглу, переломил ее, Кощей Бессмертный упал замертво, а в стене открылась потайная дверь и вышла Елена Прекрасная. Поблагодарила она Ивана – Царевича и отправились они в свое царство. И стали жить в мире и согласии.
XI. Подведение итогов.
Учитель: – Вот и закончилась наша сказка. Понравилась она вам? А чему она учит? А урок вам понравился? Чему мы научились?
XII. Награждение.
Иван-Царевич награждает орденом своего царства хорошо работавших учеников.
XIII. Домашнее задание.
Из любимой сказки выписать 5 слов с парной согласной на конце, подобрать проверочные.
Спасибо всем за урок!