Методические подходы в обучении математике с применением информационных технологий

Разделы: Математика, Общепедагогические технологии


План по самообразованию на 2009–2016 гг.

Образование: высшее, в 1996г. окончила Белгородский государственный университет физико-математический факультет по специальности учитель математики и информатики в средней школе.

Последние курсы повышения квалификации: 2005 г. БелРИПКППС по теме “Единый государственный экзамен по математике”;

2009 г. НОУ ДПО “Институт “АйТи” Дистанционные курсы по информатике по теме: “Установка и администрирование пакета свободного программного обеспечения”;

2010 г. ГОУ ДПО БелРИПКППС по программе “Организация изучения курса информатики и ИКТ в общеобразовательной школе: теория, практика, опыт”;

2011 г. ГОУ ДПО БелРИПКППС по программе “Совершенствование содержания и методики преподавания математики в современной школе”.

Квалификационная категория первая, 2009 г.

Самообразовательная работа над темой:

“Воспитание, полученное человеком,
закончено, достигло своей цели,
когда человек настолько созрел,
что обладает силой и волей
самого себя образовывать
в течение дальнейшей жизни,
и знает способ и средства,
как он это может осуществить
в качестве индивидуума,
воздействующего на мир”.
А. Дистервег

Пояснительная записка.

Совершенствование качества обучения и воспитания в средней школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования учителя. Самообразование – есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия учителя.

Самообразование – процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности,

Вот как определяет понятие “самообразование” педагогический словарь:

Самообразование, целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п. В основе самообразования – интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала”.

(Источник: педагогический словарь на сайте dictionary.fio.ru)

Если процесс образования …:

  1. Осуществляется добровольно;
  2. Осуществляется сознательно;
  3. Планируется, управляется и контролируется самим человеком;
  4. Необходимо для совершенствования каких-либо качеств или навыков,
    … то речь идет о самообразовании.

Самообразование педагога.

Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того, чтобы учить других нужно знать больше , чем все остальные. Учитель должен знать не только свой предмет, и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике и др. . Учитель должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его учеников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом педагогического ВУЗа. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного учителя, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности и деятельности коллег.

Однако, как бы ни были высоки способности учителя к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют учителя – это отсутствие времени, нехватка источников информации, отсутствие стимулов и др. Это всего лишь проявление инертности мышления и ленности ума, так как самосовершенствование должно быть неотъемлемой потребностью каждого педагога. Определим составляющие этой потребности, мотивы, побуждающие учителя к самообразованию:

  • Ежедневная работа с информацией. Готовясь к уроку, выступлению, родительскому собранию, классному часу, общешкольному мероприятию, олимпиаде и др. у учителя возникает необходимость поиска и анализа новой информации
  • Желание творчества. Учитель – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.
  • Стремительный рост современной науки. Особенно психологии и педагогики. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой.
  • Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ учителя как “несовременного человека”
  • Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребенка в школу, просятся в класс к конкретному учителю, предметнику или классному руководителю. Если учитель на хорошем счету у администрации, методического совета, отдела народного образования, он имеет больше прав в выборе классов, нагрузки и др.
  • Общественное мнение. Учителю не безразлично, считают его “хорошим” или “плохим”. Плохим учителем быть обидно.
  • Материальное стимулирование. Категория учителя, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства учителя. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.
  • Интерес. Учиться просто интересно. Говорят: “Врачу – исцелись сам!” Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться. Вправе ли он тогда преподавать?

1. Общешкольная тема: “ Совершенствование учебно-воспитательного процесса на основе внедрения новых технологий, формирование творческого потенциала личности учащегося с ориентацией на гражданское становление личности в условиях сельской школы”.

2. Индивидуальная тема самообразования:
“Методические подходы в обучении математике с применением информационных технологий”.

3. Работа над темой начата в 2009 году.

4. Предполагается закончить работу над темой в 2016 году.

5. Цели и задачи самообразования:

Специфика педагогической деятельности такова, что для эффективной деятельности, учитель должен владеть знанием собственного предмета, методиками его преподавания, психологией и педагогикой, иметь общий высокий уровень культуры, знать приемы риторики, основы мониторинга, обладать большой эрудицией. Сегодня в век информационно– коммуникативных технологий в области образования я ставлю перед собой и своими учениками новые задачи и проблемы:

Проблема: повышение качества преподавания учебных предметов, внедрение в учебный процесс новых технологий обучения, формирование ключевых компетенций обучающихся по математике.

Целевые установки:

  • Повышение профессионального уровня.
  • Ведение активной подготовки к ЕГЭ.
  • Введение новой содержательной линии “Вероятность и статистика” в 5, 6, 7 классах.
  • Осуществление предпрофильной подготовки школьников.
  • Компьютеризация учебного процесса школьников.

Задачи:

  1. Усиление роли гражданской позиции уроков математики, как одного из условий подготовки школьников, использование материалов истории математики на уроках и во внеклассной работе.
  2. Реализация творческих возможностей учителя, как основы успешной учебной деятельности учащихся.
  3. Повышение влияния инновационных процессов на качество учебно-воспитательной работы по математике.

6. Основные вопросы, намечаемые для изучения:
в ходе реализации поставленных задач в первую очередь предстоит:

1. Изучение педагогических программных средств по своему предмету и оценке их достоинств и недостатков.

2. Внедрение в свою практику новых технологий обучения таких как:

Метод проектов – это такой способ обучения, при котором учащийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс; он самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя “по кирпичикам” новое знание и приобретая новый учебный и жизненный опыт.

Модульная технология обучения и воспитания обеспечивает ученику развитие его мотивационной сферы, интеллекта, самостоятельности, коллективизма, склонностей, умений осуществлять самоуправление учебно-познавательной деятельностью. Модульное обучение и воспитание интегрирует в себе все то прогрессивное, что накоплено в педагогической теории и практике: накопленные обобщения теории и практики дифференциации, оптимизации обучения, проблемности.

Компьютерные технологии обучения – совокупность методов, приемов, способов, средств создания педагогических условий на основе компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи и интерактивного программного продукта, моделирующих часть функций педагога по представлению, передаче и сбору информации, организации контроля и управления познавательной деятельностью

Дифференциация обучения – обучение строю на основе дифференциации, позволяющей учитывать индивидуальный темп продвижения школьника, корректировать возникающие трудности, обеспечить поддержку его способностей.

Мультимедиа технологии – способ подготовки электронных документов, включающих визуальные и аудиоэффекты, мультипрограммирование различных ситуаций. Применение мультимедиа технологий открывает перспективное направление развития современных компьютерных технологий обучения.

3. Укрепление материально – технической базы кабинета. Научить каждого ученика умению работать на компьютере.

План реализации проблемы:

7. Изучить литературу по данной проблеме:

“На свете есть с десяток книг, которые действительно
стоит прочитать.
Но, для того, чтобы понять,
что это за книги,
нужно прочесть тысячу”.
Сократ

  • Леонтович А.В. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование, № 10, 1999.
  • Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат – М.:2000
  • Пахомова Н.Ю. Проектное обучение – что это? // Методист, №1, 2004. – с. 42.
  • Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. – М.: Народное образование, 2001. – 272 с.
  • Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования // Ученик в обновляющейся школе: Сб. науч. трудов / Под ред. Ю.И.Дика. А.В.Хуторского. М., 2002.
  • http://www.ioso.ru/distant/proiect/meth%20proiect/metod%20pro.htm
  • http://www.iteach.ru/index/news.html
  • Изучить вопрос “Профессиональная компетенция учителя математики
  • Документы Правительства РФ, Министерства образования РФ, относящихся к стратегии модернизации образования.
  • журнал “Математика в школе”;
  • журнал “Математика для школьников”;
  • газета “Первое сентября. Математика” -из Интернета;
  • журнал “Завуч”;
  • журнал “Классный руководитель”;
  • мировая компьютерная сеть Интернет.

Учебная исследовательская работа:

а) Включить в план по реализации проектной деятельности на уроках математики и предложить для разработки учащимся примерные темы проектов. (Темы представлены с учетом прикладной направленности курса математики в условиях профилизации образования.)

  • Геометрические формы в искусстве
  • Графы и их применение в архитектуре.
  • Симметрия в природе.
  • Математический бильярд.
  • Алгебра логики в информационных процессах.
  • Моделирование экологических процессов.
  • Приложение математики в педиатрии. А именно: расчет максимального и минимального артериального давления (формула Молчанова); расчет прибавки массы детей; расчет прибавки роста детей; расчет питания (объемный и калорийный способы);
  • Вирусы и бактерии. (Геометрическая форма, расположение в пространстве, рост численности.)
  • Финансовая математика.
  • Чертежи, фигуры, линии и математические расчеты в кройке и шитье.

б) Принять участие в областной научно-практической конференции “.

в) Разработать программу и задания по диагностике знаний учащихся (материал скачать с Интернет и из методической литературы использовать материал сайтов образовательных ресурсов) – проводить диагностику 1-2 раза в год.

8. Изучение опыта учителей – новаторов, методистов, передового опыта.

– Опыт лучших учителей-математиков, чьи работы представлены в предметных журналах, на сайтах:

Газета “Математика” Издательского дома “Первое сентября”.
https://mat.1sept.ru

EqWorld: Мир математических уравнений.
http://eqworld.ipmnet.ru

Exponenta.ru: образовательный математический сайт.
http://www.exponenta.ru

Вся элементарная математика: Средняя математическая интернет-школа.
http://www.bymath.net

Геометрический портал.
http://www.neive.by.ru

Графики функций.
http://graphfunk.narod.ru

Дидактические материалы по информатике и математике.
http://comp-science.narod.ru

ЕГЭ по математике: подготовка к тестированию.
http://www.uztest.ru

Задачи по геометрии: информационно-поисковая система.
http://zadachi.mccme.ru

Задачник для подготовки к олимпиадам по математике.
http://tasks.ceemat.ru

Занимательная математика – школьникам (олимпиады, игры, конкурсы по математике).
http://www.math-on-line.com

Интернет-проект “Задачи”.
http://www.problems.ru

Математические этюды.
http://www.etudes.ru

Математика в помощь школьнику и студенту (тесты по математике online).
http://www.mathtest.ru

Математические олимпиады и олимпиадные задачи.
http://www.zaba.ru

Международный математический конкурс “Кенгуру”.
http://www.kenguru.sp.ru

Методика преподавания математики.
http://methmath.chat.ru

Сайт элементарной математики Дмитрия Гущина.
http://www.mathnet.spb.ru

Турнир городов – Международная математическая олимпиада для школьников.
http://www.turgor.ru

Использовать материалы сайта “Сеть творческих учителей” по вопросам использования ИКТ.

9. Творческое сотрудничество с учителем информатики Дундуковой В.И. по вопросам работы в программах: Графический редактор "Paint", редактора электронных таблиц Microsoft Excel, Miсrosoft Ofisse , Power Point.

а) Участие в системе школьной методической работы:

  • Провести открытые уроки, на которых показать применение указанных технологий.
  • Установить творческое сотрудничество с учителями начальных классов по вопросам темы самообразования.
  • Изучить передовой опыт учителей района по применению технологий.

б) Участие в заседаниях МО по математике, педагогических советах.

Контроль знаний, умений и навыков учащихся.
Применение здоровьесберегающих технологий в преподавании математики;
– Внедрение инновационных технологий
в преподавание математики.

10. Практические выходы (доклады, рефераты) – на районной секции учителей математики информатики, на занятиях школьного методического объединения, педагогические советы школы.

  • Участие во всех конкурсах районных и областных по информатике.
  • Участие в системе школьной методической работы: Участие в заседаниях МО школы по математике и по внеклассной работе, в работе педагогических советов и МО района по математике и информатике.
  • Подготовить задания по олимпиадам – математика, информационные технологии и информатика. Провести олимпиады в школе. (ежегодно).
  • Организовать участие детей в международном конкурсе по математике “Кенгуру” (Январь )
  • Подготовить и провести недели информатики и математики в феврале 2010 года.
  • Участие в неделе открытого урока (согласно общешкольного плана);
  • открытого внеклассного мероприятия (согласно общешкольного плана).

11. Изучение передового опыта:

  • Взаимные посещения уроков с целью обмена опытом работы;
  • Взаимопроверка тетрадей, проведение срезовых контрольных работ 1–2 раза в год;
  • Изучение нормативных документов и их обсуждение на секции МО и педсоветах;
  • Изучение трудных тем программы по математике;
  • Оказание методической помощи учителям начальных классов по преподаванию уроков информатики.
  • По мере необходимости оказывать помощь учителям при освоении информационных технологий;
  • Научить учителей работать с компьютерными технологиями, пополнять общешкольный cайт.
  • Подготовить выступления для педсовета, внеклассных мероприятий:
    a) Презентации учителя и учеников по проектам.
    b) Вредные привычки.
  • Участие во Всероссийском конкурсе “Фестиваль педагогических идей 2009–2010”.

Результаты самообразования на указанном этапе.

  • Повысить качество преподавания предмета до 70%.
  • Научиться работать в программе 3D See Builder.
  • На уроках алгебры использовать мультимедийное пособие "Функции и графики", которое прекрасно иллюстрирует построение графиков элементарных и более сложных функций и преобразование графиков.
  • Научиться:
    – Использовать мультимедийные средства при разработке комплексов учебно-методических материалов.
    – Определять в каком соотношении возможно включение различных мультимедиа эффектов по сравнению с обычным текстом.
    – Видеть границу применимости мультимедиа вставок в документ, поскольку нарушение гармонии, меры целесообразности применения ярких вставок и эффектов может привести к снижению работоспособности, повышению утомляемости обучающихся, снижению эффективности работы
  • Научить детей работать с Интернетом, грамотно использовать полученный материал в творческих работах, проектах.
  • Разработать и провести и открытые уроки по собственным, новаторским технологиям
  • создать комплекты педагогических разработок с применением новых технологий и поместить их на школьном сайте.
  • Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности, отчитываться о результатах работы над темой на МО и педсоветах.
  • Разработать дидактические материалы, тесты, создать собственную медиатеку, способствующие личностно-ориентированному подходу в изучении предмета.
  • Результаты работы над темой самообразования обобщить на педагогическом совете школы.

12. Выводы по окончании работы.