Сюжетно-ролевая игра "Веди, тропинка, через Арзамас"

Разделы: Внеклассная работа


Объяснительная записка.

Современная жизнь с ее социальными и нравственными проблемами требует особого внимания к духовному развитию личности. Одним из основных направлений в воспитательной работе ГПД является краеведение. Краеведение воспитывает любовь к малой родине через изучение истории своего города, улицы, дома, семьи. Дмитрий Лихачев говорил: “Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, в вещах, которые им принадлежали, – значит он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохенькие, – значит, у него нет любви к своему родному городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, – он, как правило, равнодушен к своей стране ”.

Цель работы: приобщение детей младшего школьного возраста к историческим и духовным ценностям родного края, воспитание уважения к культурным и национальным традициям, формирование поисковой мотивации к краеведческой деятельности. Задачи: знакомить с краеведческим материалом, пробуждать в детях интерес к познанию истории родного края, привлекать к посильному участию в мероприятиях по краеведению детей и родителей. Режим работы ГПД позволяет эффективно использовать свободное от занятий время для экскурсий, встреч с интересными людьми, посещения музеев, выставок, библиотек, мини-экспедиций, игровых занятий и других форм организации детей, способных заинтересовать и помочь детям в усвоении краеведческих знаний. Мероприятие “Веди, тропинка, через Арзамас” стало итоговым в системе занятий по краеведению.

Сюжетно-ролевая игра Веди тропинка, через Арзамас.

(Сценарий внеклассного мероприятия по нравственно-патриотическому воспитанию младших школьников в условиях ГПД.)

Цель мероприятия:Воспитание у учащихся младшего школьного возраста любви и бережного отношения к малой родине.

Задачи мероприятия:

  • приобщение учащихся младшего школьного возраста к историческим, культурным и духовным ценностям;
  • расширение знаний о своем родном городе;
  • развитие познавательной активности, творческих способностей учащихся;
  • самореализация детей с помощью средств театрального искусства и ролевой игры;
  • развитие у учащихся чувства коллективизма, внимания, быстроты реакции, ориентации в пространстве.

План проведения:

I. Организационный момент – 1 мин.
II. Ход мероприятия.
1. Встреча с “инопланетянином” – 1 мин.
2. “Экскурсия по городу” – 10 мин.
а) видеозапись,
б) рассказы детей,
в) сценки,
г) выступление гостей.
3. Ф/минутка – 2 мин.
4. Рассказ о школе – 10 мин.
а) выступление детей,
б) выступление учителя,
в) выступление гостей.
5. “Наши дела” – 3 мин.
6. Викторина “Лучший знаток Арзамаса” – 3 мин.
Ш. Итог – 3 мин.
а) подарок инопланетянину,
б) танец “Большой хоровод”,
в) стихотворение.

Действующие лица.

  • Ведущий.
  • Инопланетянин.
  • Ученики-рассказчики.
  • Купчиха.
  • Купец.
  • Гости:
    – главный реставратор города.
    – библиотекарь,
    – выпускница нашей школы.
  • Герои гайдаровских книг.

Ход

I. Организационный момент.

Ведущий входит в класс:

Здравствуйте, ребята! Посмотрите на небосклон. Почему-то очень темно. Но вот зажглась первая звезда (все делают хлопок в ладоши), вторая звезда (хлопок), третья звезда (хлопок), много-много звезд (быстро, громко захлопали в ладоши, улыбнулись друг другу и гостям). Стало светло и тепло.

Но вот появилась какая-то необычная звездочка. Она движется прямо к нам. Музыкальный фон, появляется инопланетянин.

II. Ход мероприятия.

1. Встреча с инопланетянином.

Ведущий: Кто ты, незнакомец? Откуда?

Инопланетянин: Я космический путешественник. Побывал на многих планетах.

На одной из них познакомился с Маленьким Принцем, увидел, как он заботится о своей планете, как бережет свою единственную Розу. А сейчас куда я попал? Кто вы?

Ведущий: Мы жители планеты Земля (глобус), страны Россия (флаг),края Нижегородского, славного города Арзамаса.

Добро пожаловать! Будь нашим гостем. Для тебя почетное место.

1-й ученик:

Он красиво вознесен над Тешею,
Он великолепен без прикрас!
Песнею, стихами задушевными
Мы недаром славим Арзамас.

(Отрывок из стихотворения арзамасского поэта А. Плотникова “Благословенный Арзамас”.)

2-й ученик: Мы – арзамасцы – жители города и очень гордимся этим. Видеозапись.

На экране фрагмент. Дети своими рассказами, как экскурсоводы, “ведут” инопланетянина по родному городу.

Ученик: “Мой город” Владимир Сатирский, арзамасский поэт.

Поют соловьи голосисто
На Родине малой моей,
Мой город – зеленая пристань
С годами еще красивей.
Как тихо в березовой роще!
Тропинкою выйду к пруду.
Потом на Соборную площадь
По улице тихой пойду.

Твой космический корабль приземлился на Соборной площади. Отсюда берет начало вся Арзамасская земля.

3-й ученик: (держит в руках “Арзамасского гуся”).

Раньше площадь была торговой, и можно было наблюдать увлекательное зрелище – гусиные бои. Арзамасские гуси привлекали внимание своим внешним видом и драчливым нравом. Любители гусиного боя вызывали друг друга на заклад. В назначенное время и место привозились с обоих сторон по два и три избранных гуся в разноцветных лентах на шеях и даже на крыльях и хвостах; затем их выпускали с противоположных сторон и стравливали специальными способами.

В один из приездов Екатерины II в Арзамас ее сопровождал граф Орлов – директор Российской Академии наук. Пока царица принимала знатных вельмож, графы Орлов и Чернышов изволили лицезреть гусиный бой. Они побились об заклад. Пари выиграл Орлов. Ему-то хозяин птицы и преподнес своего бойца и очень этим ему угодил.

Графу Орлову очень понравился этот живописный уголок нашего горда и в скором времени он выстроил двухэтажный дом – особняк, с которого и началась улица Сальникова (теперь улица Карла Маркса). Видеозапись.

4-й ученик: Стихотворение А. Плотникова.

Сквозь века проносит славу город,
Мастера в России – высший класс!
Дивною короною Собора
Царственно увенчан Арзамас!

Воскресенский собор – жемчужина нашего горда. Задумали строить его в честь победы русских войск над французами в Отечественной войне 1812 г.

Недолго думали горожане, кому доверить святое дело – Коринфскому, потому как он Казанский Собор в Петербурге строил. Место выбрали видное, да людное. Продолжалось строительство 28 лет и стало грандиозным событием в жизни арзамасцев. Только о нем и говорили в домах и на улицах.

Сценка “За самоваром”, автор Е.И. Дрешина. (Приложение 1)

Выходит купчиха.

Купчиха: Вот уж Прасковья и самовар поставила. Расторопная девка, хорошая работница знает, когда к чаю подавать.

Выходит купец.

Купчиха: Здравствуй, Прокопий Лукьянович! Здравствуй, батюшка! Как почивалось тебе?

Купец: Славненько, славненько. Купчиха: Вот уж и на стол накрыли.

Купец: (потягивается, чешет затылок, садится за стол, расправляет бороду, кряхтит): Кхе! Кхе!

Купчиха: наливает купцу, затем – себе и из чашки переливает в блюдечко.

Купец: (прихлебывает) Хорош чаек-то!

Купчиха: Смотри-ка, а вон спозаранку сам Михаил Петрович пошел. Купец: Это который профессор-то, Коринфский?

Купчиха: Да, да. Сам ходит, следит, чтобы сделали все, как он задумал. Ох, старается батюшка, старается. Тут Анисья видела, как он учил каменщиков кирпич класть. Вот какой беспокойный.

Купец: Глянь, вон-вон опять сборщик идет. Говорят, малевать уж в соборе-то начинают, а денег-то похоже не хватило.

Купчиха: К нам не зашел, мимо прошел. Ну и Бог с ним.

Купец: Да что ты, Марфа. На службу пойдешь, положи денег-то. Вон какую красоту строят. Грех – не подашь. Сами будем ходить молиться. Ведь обо всем арзамассском народе заботится. Для хорошего дела и денег не жалко.

Купчиха: Ох, уж какой ты, батюшка, добренький!

Купец: Не гневи Бога! Что Богу дается, то сторицей воздается! Лушка тут вот намедни рассказывала, что сверток с деньгами в кирпичах то нашли. Подбросил кто-то на строительство Храма. Вот люди-то хорошие какие на земле арзамасской.

Купчиха: А вот и работники потянулись. Ой, сколько их там! Такую-то махину втроем не выстроишь. Как мухи ползают, да сколько гибнет от тяжелой работы.

Купец: расписывать-то сказывали приглашают самого Ступина с учениками.

Купчиха: Да, хороший человек этот художник. Это надеже, школу художественную открыл и детей крепостных обучает. Ни в какие столицы теперь не надо на учебу ездить.

Купец: Ох, хорош чаек-то. Налей-ка еще, матушка!

Купчиха: Да ты уже пятую чашку допиваешь.

Купец: А я думал только третью. Ну тогда и хватит. Хорош чаек-то!

5-й ученик: А.Плотников “Размышления на Соборной площади”.

Поздновато мы обнаружили,
Что времен разорвана нить,
Слишком многое мы разрушили,
То, что надо бы было хранить.
Храмов царственное величие,
Всю старинную красоту,
Наши дедовские обычаи,
Христианскую доброту.
Исторические придания
Я услышать сегодня рад,
С уважением смотрю на здание,
Реставрированный Магистрат!

Ведущий: Но особое отношение к этому зданию у гостьи, бывшей моей ученицы, Алены Шкариной. (Примерный рассказ бывшей ученицы нашей школы, участницы реставрационных работ.)

А, Шкарина: Когда мы были такие же маленькие, как Вы, мы ходили очень много по музеям Арзамаса. Однажды в музе М.Горького мы увидели огромную фотографию старинного Арзамаса. На ней весь город был усыпан куполами церквей. Один из одноклассников воскликнул: “Надо же, какая красота! Как жаль, что мы никогда этого не увидим!” Потом в классе мы задумались: неужели невозможно вернуть нашему городу хоть частицу его прежнего облика. И мы обратились к главному реставратору города Анатолию Сергеевичу Петряшину, предложили свою помощь. Он очень удивился и обрадовался. Мы конечно были маленькие и не могли выполнять тяжелую работу, но и для нас нашлось посильное дело, мы начали во втором классе, а продолжили в третьем.

Мы гордились, что нашего труда частица родному краю пригодится! И вспоминаем об этом до сих пор. Тогда мы и узнали, что здание Магистрата построено было в 18 в. Это было очень важное здание в жизни любого города, в т.ч. и Арзамаса. В нем заседали городские власти. Зданий такого назначения сохранилось очень мало, особенно зданий в стиле барокко. А в нашем городе это здание реставрировалось, и до сих пор стоит на главной площади города. Ведущий: И теперь для тех ребят это не просто здание с красивым старинным названием, а родной уголок, в который вложена частица души и своего труда. Так начинались реставрационные работы в нашем городе. А как сейчас идут дела? Об этом нам поведает уважаемый гость Анатолий Сергеевич Петряшин (кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России АГПИ, член Союза архитекторов России).

А.С. Петряшин: рассказ о том, как в городе восстанавливаются около 10 храмов.

Ведущий: А теперь мы приглашаем инопланетянина пройти с площади Соборной по старой улице нашего города – улице К. Маркса (бывшей улице Сальникова). Эта улица словно вобрала в себя многовековую историю Арзамаса. Видеозапись.

6-й ученик: Первое свое название улица получила в честь купца и храмосоздателя Ивана Сальникова. Он сам жил на этой улице и его потомки до конца 19 в. Жили возле Спасской церкви, стоявшей на месте памятнику К. Маркса.

В 19 в. Каждый хозяин дома сам мостил тротуар и уличную часть до середины. Известковый камень для мощения добывали в городских каменоломнях.

Первые дома строились деревянными, жили здесь люди богатые.

Улица начиналась от Торговых рядов и тянулась через Соборную площадь до Всесвятского кладбища (сейчас парк им. А.П. Гайдара). Видеозапись.

Ведущий: На перекрестке ул. К. Маркса и ул. М. Горького (бывшая Новоплотинная) расположен Гайдаровский комплекс. И наш гость – библиотекарь центральной детской библиотеки им. А. Гайдара продолжит экскурсию:

1. Литературный музей Гайдара.
2. Детская библиотека.
3. Дом-музей Гайдара.

Библиотекарь: Вопросы детям: Кто такой А.П. Гайдар?

Какие его книги вы знаете?

Это детский писатель, детство его прошло в Арзамасе. Мальчишкой по улицам расклеивал листовки. Дрался с бандами белых. Из 5 класса училища ушел на гражданскую войну, воевал на 6 фронтах. В 17 лет стал командиром полка. Погиб во вовремя Великой Отечественной войны. Вместе с мальчишками маленький Аркаша устраивал морские бои на Сорокинских прудах (теперь это Гайдаровские пруды).

Примерно вот так мальчишки собирались на “сражение”.

Сценка “На прудах”, автор Е.И. Дрешина. (Приложение 1)

С двух сторон выбегают два мальчика, встречаются.

– Привет!
– Привет! Ты идешь сегодня на пруды?
– Да вчера мне здорово попало. Приходила соседка, пожаловалась. Я перья выдрал из хвоста у ейного петуха. Вот кричала! Вот кричала! Не знай, пустит ли теперь мать.
– А мы сегодня будем сражаться с Колькой Чижиковым. Вот хвастун-то! Непобедимого из себя ставит. А я вот сделаю плот из садовой наметки, тогда посмотрим, чья возьмет! Вся команда ихняя будет бултыхаться. Петька сегодня придет. Ну ладно, я побег! А ты, Михан, все приходи. Подмога-то всегда нужна. Разбегаются.

Видеозапись.

Инопланетянин: А это что за дом с табличкой?

7-й ученик: Это дом купчихи Подсосовой. В нем 100 лет назад жил в ссылке писатель М. Горький. За ним день и ночь наблюдали полицейские, даже забирались на деревья и подсматривали в окна.

Но хотя Горькому и запрещали, он все-таки встречался со своими друзьями– писателями.

В городе не было ни одной библиотеки, и A.M. Горький подарил городу несколько сотен книг. Его примеру последовали и другие жители города. Так возникла библиотека им. Некрасова. Сейчас она носит имя Горького. Видеозапись.

Ведущий: В нашем городе чтут память А.П. Гайдара. Многие места носят его имя. Это и педагогический институт. А раньше в этом здании находилась духовная семинария. Видеозапись.

8-й ученик: А сейчас мы повернем на улицу Свободы (бывшую Алексеевскую). Она берет начало от Алексеевского монастыря (сейчас воинская часть) и ведет к Арзамасскому приборостроительному заводу. Сейчас и я живу на этой улице.

Физкультминутка.

Ведущий: А что это мы все идем, да идем, говорим, да говорим. Давайте пробежимся по этой улице прямо до речки Теши и обратно. Встали, побежали на месте – Кто самый быстрый? Смотрим вдаль – руку к глазам подносим. Что видим с откоса? Луга – руки разводим. Выездновскую церковь – руками делаем над головой купол. Внизу речка Теша – поворот вокруг себя, руками показываем волны. В реке карасики – показываем, как рыбка плывет. Огромный ж/дорожный мост – руками показали дугу. Что едет по мосту? Поезд – приседаем, показываем руками поезд. Посчитаем вагончики – рукой машем раз, два, три ... много похлопали. Помахали вслед – машем.

Возвращаемся – бежим на месте. Ух! Устали? Нет. – сели.

9 ученик: На улице Свободы более 70 лет стоит большой дом. Это школа № 3. населяет ее неугомонный народец со звонким именем Чкаловцы, потому что школе было присвоено имя летчика-испытателя Валерия Павловича Чкалова. Он совершил перелет в Америку через северный полюс. Геройски погиб при испытании нового самолета, отведя беду от мирных жителей.

Его подвиг в 1971 году повторил выпускник нашей школы Виктор Долганов.

В годы войны учителя ушли защищать Родину. Добровольцами ушли и ученики 10 классов.

В школе размещался госпиталь. В классах, где мы сейчас учимся, лежали раньше бойцы, а ученики приносили им теплые веще, устраивали концерты, летом собирали ягоды, цветы.

Ведущий: В нашей школе я уже более 40 лет. Много лет назад я тоже была ученицей школы Чкалова.

С чувством огромной благодарности я вспоминаю учителей:

– Волкову Елизавету Михайловну,
– Кампова Льва Михайловича,
– Абрамович Инну Ивановну,
– Сперанскую Евгению Михайловну,
– Анастасова Геннадия Григорьевича,
– Беспалову Анну Сергеевну,
– Данилова Сергея Константиновича,
– Афиногенову Людмилу Михайловну,
– Сабурцеву Татьяну Ивановну,
– Макарова Николая Ивановича.

Несколько слов о нашей школьной жизни. Интересные дела в школьном комитете комсомола, в спорте. Сборы металлолома, макулатуры. Стенгазеты, поездки по городам – героям. Я была редактором школьной газеты “Чкаловец”.

Помню, как к 40-летию школы мы занимались поисковой работой, встречались с бывшими учителями и учениками, брали интервью, создавали большую школьную летопись. (Показываю большой школьный альбом.)

А потом, когда я пришла работать учителем, школьную летопись мы пробовали писать со своими учениками.

Как это получилось, спросим у моей ученицы, нашей гостьи Алены Шкариной.

А. Шкарина: Классный альбом – подарок каждому выпускнику начальной школы. В нем 100 фотографий о жизни класса с 1 по 3-й. (Рассказывает, показывает фотографии.)

Вы – наши продолжатели. А что интересно вы сможете рассказать через 10–15 лет ученикам нашей школы?

Дети перечисляют свои добрые и интересные дела.

Ведущий: Ребята! Вы много знаете о своем городе? А кто же лучший знаток Арзамаса?

5-минутная викторина.

Лучший награждается. Каждый ученик подготовил свой вопрос, и по кругу все по очереди задают. Если на чей-то вопрос затрудняемся ответить, мы его кладем в сундучок, побуждая детей к поисковой деятельности. Трудный вопрос признается лучшим. Вопросы могут задавать и гости.

Ведущий: В память о нашей встрече, дорогой инопланетянин, прими подарок.

Инопланетянин: берет лист, рассматривает его с обеих сторон. Но он чистый, на нем ничего нет.

Ведущий: Это необычный подарок, он волшебный. Наша любовь к родному краю помогает делать настоящие чудеса. Прикоснись кистью и ты увидишь, как он оживет.

Инопланетянин работает кистью на листе. “Оживает” Воскресенский собор – визитная карточка нашего города. (Приложение 1) Все хлопают.

Ведущий: Теперь ты знаешь, что у тебя есть много друзей на планете Земля в старинном городе Арзамасе.

Инопланетянин вместе со всеми детьми танцуют танец “Большой хоровод”. (Остаются на месте).

Ведущий: стихотворение ученицы нашей школы Мокрушиной Надежды

Приезжайте в гости к нам”

Приезжайте в Арзамас,
В городок наш небольшой.
На вокзале встретит вас
Воздух чистый, люд простой.
Ну и пусть, что город мал,
Но зато он знаменит.
Пугачева он видал,
Дом Гайдара здесь стоит.
Был проездом Пушки здесь,
Горький в ссылке пребывал.
И собор прекрасный есть,
Он достоин всех похвал.

Все хором.

Приезжайте в гости к нам!
Мы Вам многое покажем,
Вдоль всех улиц проведем,
Всю историю расскажем.

Гостям – подарки (поделки, рисунки).