Вид проекта:
- по доминирующему методу: практико-ориентированный;
- по характеру содержания: ребенок и общество;
- по характеру участия ребенка в проекте: исполнитель;
- по характеру контактов: осуществление как внутри одной возрастной группы, так и внутри ДОУ, в контакте с семьей;
- по количеству участников: групповой;
- по продолжительности: краткосрочный (при изучении одной темы)
Участники проекта: дети 3–4 лет, воспитатели группы, музыкальный руководитель, родители.
Цель: Учиться быть здоровым душой и телом, стремиться творить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.Основные задачи:
- формирование мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;
- обеспечение физического и психического саморазвития.
Актуальность темы:
Дети это наше будущее. Наверное, с этой аксиомой никто спорить не будет. И очень хочется, чтобы это будущее было не только умным и счастливым, но и здоровым. Здоровье будущего ребенка закладывается еще на стадии формирования плода в утробе матери. Помимо всех прочих условий на здоровье ребенка влияет то, в каких условиях проживает его будущая мать. Насколько хорошо она питается, как соблюдает режим дня, насколько благоприятна психологическая обстановка в семье и т.д.
По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, за последние десятилетия состояние здоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста ухудшилось
Несомненно, родители стараются прививать ребенку элементарные навыки гигиенической культуры, следят за сохранением их здоровья. Однако для осуществления преемственности в формировании привычки к здоровому образу жизни у дошкольников и младших школьников необходима совместная работа педагогов и родителе ..
Задача взрослых – родителей и педагогов – состоит в том, чтобы не только самим оберегать здоровье ребенка, но в том, чтобы ребенок сам заботился о своем здоровье. Надо, чтобы уже с раннего детства он учился любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.д
Предполагаемый результат:
- изучение правил личной гигиены,
- изготовление буклета,
- выставка рисунков “Если хочешь быть здоров!”
Предварительная работа:
- Занятия – беседы:
Тема 1. Дружи с водой.
1. Советы доктора Воды.
2. Друзья Вода и Мыло.
Тема 2. Как следует питаться.
3. Питание – необходимое условие для жизни человека.
4. Здоровая пища для всей семьи.
Тема 3. Как сделать сон полезным?
5. Сон – лучшее лекарство.
Тема 4. Как закаляться? Обтирание и обливание.
6. Если хочешь быть здоров.
- Чтение художественной литературы, русских народных сказок, в которых встречаются нарушения правил личной гигиены и их результативность. Например:
“Мойдодыр” – чтение отрывка стихотворения: “Рано утром на рассвете умываются утята…”;
“Федорино горе” – убежала вся посуда;
“Сказка о микробах”
Григорий Остер “Вредные советы”
С. Михалков “ Про девочку, которая плохо кушала”, “Не спать”. и т.п.
- Просмотр видео-мультфильмов, мультимедийной презентации.
- Пересказ знакомых сказок (с использованием приемов сказкотерапии).
- Творческая мастерская.
Роль родителей в реализации проекта:
- Изучение правил личной гигиены.
- Чтение сказок, пересказ их ребенком.
- Совместное рисование иллюстраций к прочитанным сказкам.
Участие специалистов:
- Занятия в творческой мастерской с воспитателем;
- Подготовка к развлечению с музыкальным руководителем.
Работа с воспитателями:
- Занятие по ознакомлению с окружающим миром;
- Занятие по ознакомлению с художественной литературой;
- Занятия беседы по ЗОЖ.
Продукт проектной деятельности:
- Выставка рисунков “Если хочешь быть здоров!”
- “А я умею так…” – из опыта воспитания родителей группы № 4.
Этапы проекта:
Этапы проекта | Деятельность педагога | Деятельность детей |
1-й этап. | 1. Формирует проблему (цель): вводная беседа: “ К чему
приводит незнание правил личной гигиены, незнание как правильно
заботиться о своем здоровье?” 2. Вводит в игровую ситуацию, загадывает загадки. 3. Формирует задачу. |
1. Вхождение в проблему – беседуют на предложенную
тему. 2. Вживание в игровую проблему – вспоминают ситуации из небольшого жизненного опыта. 3. Принятие задачи – предлагают почитать сказки. 4. Дополнение задач проекта. |
2-й этап. | 4. Помогает в решении задачи – проводит запланированные
занятия, беседы. 5. Помогает спланировать деятельность – намечает определенный план проводимой работы вне занятий. 6. Организует деятельность – заинтересовывает детей, привлекает родителей. |
5. Объединение детей в рабочие группы. 6. Распределение амплуа – задания подгрупповые и индивидуальные. |
3-й этап. | 7. Практическая помощь (по необходимости) – совместная
работа с детьми в творческой мастерской. Подбор необходимого материала. 8. Направляет и контролирует осуществление проекта. |
7. Формирование специфических знаний, умений, навыков – просмотр мультфильмов, чтение сказок, рассматривание иллюстраций, беседы с родителями. Задания на дом с родителями. |
4-й этап. | 9. Подготовка к презентации. Презентация. | Продукт деятельности готовят к презентации. Презентация. |
План работы по проекту.
Подготовительный этап | Что необходимо. Кто отвечает |
Сроки выполнения |
Побеседовать с детьми. Тема 1. Дружи с водой. 1. Советы доктора Воды. Тема 2. Как следует питаться. 3. Питание – необходимое условие для жизни человека. 5. Сон – лучшее лекарство. Тема 4. Как закаляться? Обтирание и обливание. 6. Если хочешь быть здоров. |
Воспитатели |
14 ноября
15 ноября
16 ноября
17 ноября |
Обсудить с родителями вопросы, связанные с проведением
проекта, составить список родителей, желающих оказать какую-либо помощь. Анкета для родителей “Быть здоровым – это значит…” |
Воспитатели родители | 14–15 ноября |
Составить список необходимого оборудования (фотокамера, фотоаппарат сканер). | Воспитатели | 14 ноября |
Подготовить необходимые книги и электронные материалы | Воспитатели | 15 ноября |
При необходимости провести подготовительные занятия с детьми – участниками проекта. | Воспитатели | _____ |
Купить или получить необходимые принадлежности для практических занятий. | Воспитатели родители | 14–15 ноября |
Процесс обучения. | Что необходимо. Кто отвечает |
Сроки выполнения. |
Предварительно просмотреть собранный материал, дать рекомендации по дальнейшей работе. | Воспитатели | 16 ноября |
Организовать выполнение детьми самостоятельных исследований и заданий педагога по теме проекта. | Воспитатели | 15 ноября |
Обсудить с детьми формы представления результатов проектной деятельности. | Воспитатели Дети | 17 ноября |
Сфотографировать участников во время работы по проекту. | Воспитатели родители | 14–18 ноября |
Оценить проведенную работу (оценка педагога, отзывы детей, опрос родителей). | Воспитатели Специалисты Родители дети | 18 ноября |
Поощрения за выполненную работу. | Воспитатели Специалисты | 18 ноября |
Заключительный этап. | Что необходимо. Кто отвечает. |
Сроки выполнения |
Выразить благодарности всем, кто помогал в проведении проекта. | Воспитатели | 18 ноября |
Вернуть оборудование, книги. | Воспитатели Дети | 21 ноября |
Организовать презентацию итогов проекта. | Воспитатели | 23 ноября |
Продумать план следующих работ на основе проведенного анализа, учесть накопленный опыт. | Воспитатели | 18 ноября |
Этап | Родители | Дети |
1-й этап | Анкета для родителей “Быть здоровым – это значит…”. | Побеседовать с детьми на темы проекта |
2-й этап | Сфотографировать участников во время работы по проекту. | Формирование специфических знаний, умений, навыков – просмотр мультфильмов, чтение сказок, рассматривание иллюстраций, беседы с родителями. Задания на дом с родителями. |
3-й этап | Совместно с ребенком нарисовать рисунок на тему проекта. | |
4-й этап | “А я умею так…” – из опыта воспитания родителей группы № 4. | Выставка рисунков. Конкурс потешек. |
Схема осуществления проекта.
Игровая деятельность. | Игра ТРИЗ “Хорошо – плохо”; Сюжетно-ролевые игры: “Больница”, “Продуктовый магазин”, “четвертый лишний” и т.п. |
Социально-нравственное воспитание. | Коллективный труд, взаимопомощь друг другу, копилка добрых дел, самоконтроль. |
Речь и речевое общение. | Творческое рассказывание детей по темам. Обыгрывание различных ситуаций. Отгадывание загадок. |
Здоровье и физическое развитие. | Пальчиковая гимнастика, физкультминутки, подвижные игры. |
Коммуникация. | Общение взрослого с детьми: союз “Родители– дети”, “Воспитатель – дети”, “Воспитатель – родители-дети” |
Познавательное развитие. | |
Мир, в котором мы живем. | Стимулирование развития у детей самостоятельности и ответственности в неожиданной ситуации на улице и дома. |
Природа. | Закаливание на улице.. |
Эстетическое развитие. | |
Художественная литература, мультфильмы. | Стихотворения, потешки, русские народные сказки. |
Творческая мастерская. | Занятия по рисованию по теме; рисование иллюстраций к сказкам. |
Дизайн. | Выставка детских рисунков; Оформление приемной группы в рамках проекта. |
Презентация. | Презентация рисунков. Презентация буклета “ А я умею так…” Из опыта воспитания родителей группы № 4. |