Цели:
- Дать понятие о сущности реакций разложения и соединения, продолжить формирование умений записывать уравнения химических реакций;
- Способствовать развитию логического мышления, умения работать с лабораторным оборудованием и реактивами, оформлять результаты учебного эксперимента, формировать навыки само– и взаимоконтроля; реализация межпредметной интеграции, опирающейся на жизненный опыт учащихся;
- Продолжить формирование научного мировоззрения учащихся, воспитывать культуру общения через работу в группах, воспитывать у учащихся внимание, наблюдательность.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Вид урока: проблемно-исследовательский.
Методы и приемы: самостоятельная работа учащихся в группах, лабораторный опыт, фронтальная беседа.
Оборудование и реактивы: мультимедийная установка, штатив с пробирками, спиртовка, спички, пероксид водорода, оксид марганца (2), лучинка, ложечка для сжигания веществ, уголь, известковая вода, наборы карточек № 1, 2, 3, 4, 5, наборы карточек с уравнениями реакций.
План урока.
1. Актуализация знаний.
1) Фронтальная беседа:
– физические и химические явления;
– признаки химических реакций;
– закон сохранения массы веществ.
2) Графический диктант.
2. Изучение нового материала.
1) Постановка проблемы.
2) Самостоятельное изучение материала с выполнением лабораторной работы
3) Обмен информацией между группами
3. Обобщение по уроку.
4. Закрепление материала.
5. Подведение итогов урока.
Комментирование оценок.
Домашнее задание.
Ход урока
1. Актуализация знаний
Фронтальная беседа.
Учитель: ребята, сегодня на уроке мы продолжим с вами процесс познания химии, ее основных понятий и законов.
Вы знаете, что изменения, происходящие с веществами могут быть физическими и химическими. Давайте вспомним:
1) В чем отличие физического явления от химического? (Презентация) (Слайд 1)
(В результате физического явления не изменяется состав вещества, а в результате химического явления изменяется состав вещества.)
2) По каким признакам можно определить, что произошла химическая реакция?
(Изменение цвета, выделение газа, выпадение или растворение осадка, появление запаха, выделение света, выделение теплоты.) (Слайд 2)
3) Какому закону, связанному с массой веществ, подчиняются все химические реакции? (Все химические реакции подчиняются закону сохранения массы веществ.)
4) Сформулируйте закон. (Масса веществ, вступивших в реакцию равна массе веществ, получившихся в результате реакции.) (Слайд 3)
Графический диктант. (Слайд 4, 5)
Задание: укажите, о каких явлениях идет речь – о физических или химических.
А) В пробирке смешали растворы двух веществ, при этом выделился газ;
Б) В пробирку насыпали вещество желтого цвета и расплавили его;
Г) После прокаливания медной проволоки, на ней появился черный налет;
Д) При нагревании вода превращается в пар;
Е) При включении в сеть электролампочка излучает свет и тепло;
Ж) При сильном измельчении кусочек мела превращается в белый порошок;
З) На медных предметах образуется зеленый налет;
И) Многие металлы в чистом виде хорошо отражают свет и сильно блестят;
К) Плавление металла.
Учащиеся проверяют задание, используя ответы на слайде. (Слайд 6)
2. Изучение нового материала.
1) Постановка проблемы.
Учитель: Итак, ребята, химические явления или реакции можно разделить на разные типы.
Сегодня перед нами стоит цель – изучить два типа химических реакций – научиться определять их среди других, уметь применять закон сохранения массы веществ к этим реакциям.
Тема сегодняшнего урока: “Реакции разложения и соединения”. (Слайд 7).
Для того чтобы выполнить названные цели мы совершим путешествие в Страну Химических Реакций.
Но как говорил Б. Шоу: “Наука никогда не решает вопросы, не поставив при этом десятки новых”. (Слайд 8)
Послушайте перед путешествием задачу (проблема):
При сжигании топлива на тепловых электростанциях или при извержениях вулканов в атмосферу выделяется много оксида серы (4). Вблизи этих мест погибает всякая растительность и земля превращается в мертвую. (Слайд 9)
– Какая реакция изменяет окружающую среду?
– Для чего нужно изучать реакции разложения и соединения? (Слайд 10)
Мы будем путешествовать в суперскоростном экспрессе, в котором всего 4 купе. Пассажиры 1 и 2 купе будут изучать реакции разложения, а 3 и 4 – реакции соединения. Все 4 группы путешественников получили “Маршрутный лист” (Приложение 1) и “Карту химического путешествия” (Приложение 2), в которой указаны основные пункты вашего путешествия и остановки.
Прежде чем отправиться в путь, повторим правила безопасности:
А) Помните главное правило: максимум внимания и минимум реактивов.
Б) Если зажечь спиртовку сразу же после снятия колпачка, загорается пленка спирта на горлышке спиртовки как раз на том месте, где колпачок прилегает к горлышку. Пламя проникает под диск с трубкой, и пары спирта внутри резервуара загораются. Может произойти взрыв и выброс диска вместе с фитилем. Чтобы избежать этого, приподнимите на несколько секунд диск с фитилем для удаления паров .Если случится воспламенение паров, быстро отставьте в сторону предметы (тетрадь для практических работ) и позовите учителя.
В) Зажженную спиртовку нельзя переносить с места на место, нельзя также зажигать одну спиртовку непосредственно от другой. Для зажигания спиртовки пользуйтесь спичками.
Б) После нагревания пламя спиртовки потушить колпачком.
В) Пробирку с веществами нагревай в верхней части пламени спиртовки, прогревая сначала всю пробирку, а затем ее дно.
2) Самостоятельное изучение материала с выполнением лабораторной работы.
- Работа учащихся в группе.
- Обмен информацией.
Учитель: итак, ребята, ваше путешествие закончилось. Пора поделиться впечатлениями.
– Предоставляем слово путешественникам из 1 и 2 групп. А остальные участники должны записать всю новую информацию себе в Карту путешествия.
– На каких станциях вы останавливались? (“Теоретическая” и “Экспериментальная” .)
– Как сказал Майкл Фарадей: “Ни одна наука не нуждается в эксперименте, как химия”. (Слайд 11)
– Продемонстрируйте опыт “Реакция разложения” и объясните его суть, то есть, по каким признакам можно сказать, что реакция произошла и какие условия необходимы для протекания этой реакции.
Один ученик показывает опыт “Разложение пероксида водорода”: для проведения реакции мы взяли одно вещество – пероксид водорода, его разложение возможно в присутствии катализатора оксида марганца (4) – вещества, ускоряющего реакцию. Мы наблюдаем выделение газа, который проверяем тлеющей лучиной – она вспыхивает, значит там кислород.
Другой ученик пишет на доске уравнение реакции и объясняет:
2Н2 О2 = 2Н2 О + О2
До реакции было одно сложное вещество, после реакции получили два – простое и сложное.
Реакция разложения – это разложение сложного вещества на два или несколько простых или сложных. (Слайд 12)
Учитель: Запишите определение и уравнение реакции разложения в общем виде:
АВ = А + В
АСВ2 = АВ + ВС
– Слово предоставляется 3 и 4 группам.
– Продемонстрируйте опыт “Реакция соединения” и объясните его суть, то есть, по каким признакам можно сказать, что реакция произошла и какие условия необходимы для протекания этой реакции.
Один ученик показывает опыт “Горение угля”: для проведения реакции мы взяли кусочек угля и подожгли его, затем поместили горящий уголь в колбу с кислородом уголь ярко вспыхнул, затем добавили известковой воды, раствор стал мутным, значит произошла еще одна реакция.
Другой ученик пишет уравнения реакции и объясняет:
С + О2 = СО2
До реакции было два простых вещества углерод и кислород, после его сжигания получили одно сложное оксид углерода.
Реакция соединения – это реакция, в результате которой из двух или более простых или сложных веществ образуется одно сложное. (Слайд 13)
Учитель: Запишите определение и уравнение реакции разложения в общем виде:
А + В = АВ
АВ + ВС = АСВ2
3. Обобщение по уроку.
– Итак, в результате путешествия вы сегодня познакомились с двумя типами реакций – разложения и соединения. У каждого из вас должна остаться карта путешествия, в которой осталась не заполнена третья колонка.
– У Маяковского есть такая философская мысль: если звезды зажигаются в небе, значит это кому-нибудь нужно. Если химики изучают реакции разложения и соединения, то следовательно это кому-нибудь нужно.
– Где человек может встретиться с реакциями разложения и соединения в своей жизни?
Послушайте сообщения ваших товарищей и заполните третью колонку (выступления учащихся).
Учитель: Вначале нашего путешествия вы услышали задачу про оксид серы (4).
– Какая же реакция изменяет окружающую среду? (Слайд 14)
Напишите уравнение реакции.
Ученик пишет уравнение на доске:
SO2 + Н2 О = Н2 SО3
Учитель:
Экология нас учит:
Если кислый дождь из тучи,
То природная среда
Вся в опасности тогда.
(Слайд 15)
– Итак, для чего нужно изучать реакции соединения и разложения?
Вывод: химические реакции нужно изучать для того, чтобы человек правильно использовал их в практической жизни и не нарушал экологическое равновесие в природе.
4. Закрепление материала.
1) Решение творческой задачи.
Многие ваши сверстники в военные годы во время налетов дежурили на крышах домов. Одной из основных задач была борьба с зажигательными бомбами, которые во множестве сбрасывали на города нашей Родины. Начинкой таких бомб была смесь порошков алюминия, магния. При ударе бомбы о землю срабатывал детонатор, воспламеняющий зажигательный состав и все вокруг начинало гореть. Напишите уравнения реакции, происходящих при взрыве такой бомбы, расставьте коэффициенты, определите тип реакции.
2. Игра “Найди меня”. (Приложение 3)
Учащимся предлагаются карточки с уравнениями реакций различных типов.
Задание: учащимся классифицировать уравнения реакций разложения и соединения, расставить коэффициенты и прикрепить на доску с помощью магнитов.
5. Подведение итогов урока.
Комментирование оценок.
Домашнее задание: параграф № 29, № 1, параграф № 30, № 2.