Данный мастер-класс сопровождается презентацией и информационным буклетом.
Ход мастер-класса:
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я рада Вас приветствовать на мастер – классе “Система работы по составлению тестовых заданий и проведению тестирования с использованием программы MyTestX” (Слайд 1).
Использование тестирования для контроля знаний обучающихся на уроках позволяет выявить уровень и качество знаний учащихся по определенному материалу, объективно оценить их независимо от учителя.
Конечно, каждый из Вас использует в своей работе различные готовые тесты, которых в наше время изобилие, но иногда можно столкнуться с такой проблемой, как недостаточность тестовых заданий и мы вынуждены самостоятельно составлять тестовые задания. Так вот, сегодня мне хочется обратить ваше внимание на типы и виды тестовых заданий, их особенности, преимущества и недостатки; требования, предъявляемые при составлении к тестовым заданиям; методику составления тестовых заданий и их применение на практике.
Термин “тест” впервые введен американским психологом Дж. Кеттелом в 1890 г. “Тест” происходит от английского слова “test” и означает в широком смысле слова испытание, исследование, опыт. В педагогике чаще всего термин “тест” определяется как система заданий специфической формы, определенного содержания, возрастающей трудности, позволяющая объективно оценить структуру и качественно измерить уровень подготовленности учащихся. Последовательность тестовых заданий определяется по принципу: от более простого к сложному (Слайд 2).
Тестирование имеет следующие основные преимущества перед другими педагогическими методами:
- строгость;
- объективность;
- технологичность;
- применимость ко всем группам испытуемых;
- интегрируемость;
- междисциплинарность;
- стимулирование мотивации и др.
(Слайд 3)
Однако тестирование имеет и ряд недостатков:
- Разработка качественного тестового инструментария – длительный, трудоемкий и дорогостоящий процесс. Стандартные наборы тестов для большинства дисциплин еще не разработаны, а разработанные обычно имеют очень низкое качество.
- Данные, получаемые преподавателем в результате тестирования, хотя и включают в себя информацию о пробелах в знаниях по конкретным разделам, но не позволяют судить о причинах этих пробелов.
- Тест не позволяет проверять и оценивать высокие, продуктивные уровни знаний, связанные с творчеством, то есть вероятностные, абстрактные и методологические знания.
- Широта охвата тем в тестировании имеет и обратную сторону. Учащийся при тестировании, в отличие от устного или письменного экзамена, не имеет достаточно времени для сколько-нибудь глубокого анализа темы.
- Обеспечение объективности и справедливости теста требует принятия специальных мер по обеспечению конфиденциальности тестовых заданий. При повторном применении теста желательно внесение в задания изменений.
- В тестировании присутствует элемент случайности. Например, учащийся, не ответивший на простой вопрос, может дать правильный ответ на более сложный. Причиной этого может быть, как случайная ошибка в первом вопросе, так и угадывание ответа во втором. Это искажает результаты теста и приводит к необходимости учета вероятностной составляющей при их анализе.
(Слайд 4)
Тестовые задания – это дидактические и технологические средства объективного контроля подготовленности ученика. Эти задания должны быть краткими: желательно не более 7 слов в одном задании. Прочитав задание, ученик должен сразу определить, знает ли он ответ. Если ответ он не знает, то дополнительное время не поможет. Идеально, когда ученик сразу отвечает на задание. Надо стремиться к тому, чтобы на обдумывание одного задания затрачивалось не более двух минут.
(Слайд 5)
С точки зрения разработчика минимальные требования к составу тестового задания состоят в наличии:
1. Инструкции (должна содержать указания на то, что испытуемый должен сделать, каким образом выполнить задание, где и как делать пометки и записи. Инструкция должна обеспечивать доступность задания и понимание способов его выполнения для любых испытуемых).
2. Текста задания или вопроса (представляет собой содержательное наполнение задания. Структура и состав вопроса определяются содержанием учебного материала).
3. Правильного ответа.
Перечисленные три составные части тестового задания являются минимально
необходимыми для составления тестов.
(Слайд 6)
Кроме того, составителям тестовых заданий целесообразно указывать еще ряд необходимых сведений, таких как:
- возраст (класс), на который рассчитано это задание;
- тему (предмет или предметную область);
- предполагаемое составителем время выполнения задания;
- сроки предъявления;
- уровень, который соответствует данному заданию, или умения, которые оно выясняет;
- соответствие стандарту или программному материалу;
- данные об авторе.
Рассмотрим, типологию тестовых заданий, и выделим требования к ним. Существуют два типа заданий, которые объединяют шесть видов. Все они представлены на Слайде.
(Слайд 7)
Задания закрытого типа, к которым относятся задания альтернативных ответов, множественного выбора, восстановления соответствия и восстановления последовательности, предусматривают различные варианты ответа на поставленный вопрос: из ряда предлагаемых выбираются один или несколько правильных ответов, выбираются правильные (или неправильные) элементы списка и др. Эти задания предполагают наличие ряда предварительно разработанных вариантов ответа на заданный вопрос.
(Слайд 8)
А сейчас, рассмотрим виды тестовых заданий закрытого типа
1. Задания альтернативных ответов.
К каждой задаче альтернативных ответов дается только два варианта ответов. Испытуемый должен выбрать один из них – “да – нет”, “правильно – неправильно” и др. Форма задания представлена на Слайде.
Форма задания.
Текст задания (вопрос) | Ответ | |
Утверждение 1 | Да | Нет |
Утверждение 2 | Да | Нет |
Утверждение 3 | Да | Нет |
… | … | … |
Инструкция для задания альтернативных ответов: Вам необходимо выбрать один вариант ответа, который Вы считаете правильным.
(Слайд 9)
Задания альтернативных ответов в большей степени подходят для выявления уровня овладения сложными определениями, знания достаточно сложных графиков, диаграмм, схем и др.
Особенностью заданий альтернативных ответов является то, что вопрос должен быть сформулирован в форме утверждения, поскольку он предполагает согласие или несогласие, которое можно отнести к утверждению.
Рассмотрим пример на Слайде.
(Слайд 10)
2. Задания множественного выбора.
Это основной вид заданий, применяемый в тестах достижений. Задачи с множественным выбором предполагают наличие вариативности в выборе. Испытуемый должен выбрать один из предложенных вариантов, среди которых чаще всего только один правильный.
Форма задания имеет вид, представленный на Слайде. Инструкция к заданию должна быть следующей: Выберите букву (ы), соответствующую (не) варианту (ом) правильного (ых) ответа (ов).
(Слайд 11)
Приведем несколько примеров:
Пример.
Для какой операции с таблицами служит окно, фрагмент которого представлен на Слайде.
(Слайд 12)
Варианты ответов:
A. Суммирование по строкам.
B. Суммирование по столбцам.
C. Фильтрация таблицы.
D. Консолидация данных.
Ответ: D.
Рассмотрим еще один пример. (Слайд 13)
Выберите из приведенного списка типы объектов, с которыми работает Access.
Варианты ответов:
A. Таблицы.
B. Сведения.
C. Запросы.
D. Формы.
E. Стили.
F. Отчеты.
G. Макросы.
Н. Модули.
Ответ: А, С, D, F, G, H.
Рассмотрим следующий вид тестовых заданий – это задания на восстановление соответствия.
К заданиям данного типа относятся задания на восстановление соответствия между элементами двух списков, порядка ряда.
Форма представления заданий на восстановление соответствия представлена на Слайде.
(Слайд 14)
Инструкция должна звучать так: Соотнесите написанное в столбцах 1 и 2.
Вопрос:
Варианты ответа:
Столбец 1 | Столбец 2 |
А. | 1. |
B. | 2. |
C. | 3. |
D. | 4. |
E. | 5. |
Рассмотрим пример. (Слайд 15)
Инструкция: Соотнесите написанное в столбцах 1 и 2.
Вопрос: При создании таблицы СУБД можно использовать 5 возможностей. Выберите из приведенных определений те, которые им соответствуют.
Главными преимуществами заданий этого вида являются: возможностью быстрой оценки знаний, умений и навыков в конкретной области знаний, и экономичность размещения задач в тесте.
4. Задания на восстановление последовательности.
Задания на восстановление последовательности можно рассматривать как вариант задания на восстановления соответствия. Это очень качественная форма тестовых заданий, обладающая значительными преимуществами: краткостью, простотой проверки.
(Слайд 16)
Форму задания посмотрите на Слайде, а инструкция звучит так: Расположите в правильной последовательности.
Вопрос.
Варианты ответа.
1. А.
2. B.
3. С.
Приведем пример: (Слайд 17)
Установить правильную последовательность дней недели.
- вторник,
- среда,
- воскресенье,
- понедельник,
- четверг,
- пятница,
- суббота.
Ответ: 4-1-2-5-6-7-3.
А теперь рассмотрим задания открытого типа.
(Слайд 18)
К ним два вида – задания дополнения и задания свободного изложения. Их отличительной особенностью является то, что для их выполнения ученику необходимо записать одно или несколько слов (цифр, букв, словосочетаний, предложений).
В заданиях дополнения, или задачах с ограничением на ответы, испытуемые самостоятельно дают ответы на вопросы, однако их возможности ограничены.
Инструкция для заданий дополнения: Вместо многоточия впишите только одно слово (символ, знак и т.д.).
(Слайд 19)
Пример задания дополнения. (Слайд 20)
Силы, с которыми взаимодействуют два тела равны по ______ и противоположны по ______.
Ответ: величина; направление.
Задания свободного изложения или свободного конструирования предполагают свободные ответы испытуемых по сути задания. На ответы не накладываются ограничения. Однако формулировки заданий должны обеспечивать наличие только одного правильного ответа.
Инструкция для заданий свободного изложения: закончите предложение (фразу), впишите вместо многоточия правильный ответ (словосочетание, фразу, предложение или несколько предложений).
(Слайд 21)
Пример задания свободного изложения.
(Слайд 22)
Закончите предложение.
Специальная программа, реализующая правила передачи информации между компьютерами – это ... ...
Ответ: сетевой протокол.
А сейчас рассмотрим создание простейшего теста с помощью программы My TestX, которая относится к свободно распространяемому программному обеспечению, она регулярно обновляется и ее легко скачать в интернете.
(Слайд 23)
Конечно, в настоящее время существует множество тестовых оболочек и каждый вправе выбирать то, что ему нравится, но методическое объединение нашего образовательного учреждения остановилась на программе MyTestX. В учебном 2009–2010 году мною была апробирована эта программа при подготовке обучающихся к ЕГЭ по информатике. Мною были созданы электронные версии тематических тестов ЕГЭ, в которых была справка и выполнены различные настройки. Затем эти тесты были предложены выпускникам для домашней тренировки. Я бы хотела сказать, что эта методика дала высокие результаты: ученик “хорошист” сдал экзамен на “отлично”, а “троечник” – на “хорошо”.
С помощью программы MyTest X возможна организация и проведение тестирования, экзаменов в любых образовательных учреждениях (вузы, колледжи, школы) как с целью выявить уровень знаний по любым учебным дисциплинам, так и с обучающими целями. Предприятия и организации могут осуществлять аттестацию и сертификацию своих сотрудников.
MyTest X это – система программ (программа тестирования учащихся, редактор тестов и журнал результатов) для создания и проведения компьютерного тестирования, сбора и анализа результатов, выставления оценки по указанной в тесте шкале.
Программа легка и удобна в использовании. Все учителя и учащиеся быстро и легко осваивают ее.
Программа MyTest X работает с девятью типами заданий: одиночный выбор, множественный выбор, установление порядка следования, установление соответствия, указание истинности или ложности утверждений, ручной ввод числа, ручной ввод текста, выбор места на изображении, перестановка букв. В тесте можно использовать любое количество любых типов, можно только один, можно и все сразу. В заданиях с выбором ответа (одиночный, множественный выбор, указание порядка, указание истинности) можно использовать до 10 (включительно) вариантов ответа.
Начнем работу с запуска программы и знакомства с интерфейсом программы.
Выполним следующие действия: Пуск → Все программы → MyTestX → Редактор тестов MyTestEditor.
(Слайд 24)
При разгрузке программы окно редактора тестов выглядит следующим образом:
(Слайд 25)
Для добавления тестового задания в тест, необходимо выполнить команду Задание → Добавить. В раскрывшемся списке увидим девять типов заданий, из которых выбираем необходимый. Создайте, пожалуйста, простейший тест с различными видами заданий.
(Слайд 26)
После создания задания обязательно нажмите кнопку “Сохранить”. После этого готовый вопрос переносится в левую часть окна. Готовый тест может выглядеть так:
(Слайд 27)
А сейчас, давайте протестируем сами себя. Но для этого созданный тест нужно сначала сохранить. Для этого выполним команду Файл → Сохранить как... Выберите для сохранения папку рабочий стол и запишите имя файла Проба.
Для проведения тестирования закройте окно редактора теста и на Рабочем столе выполните двойной щелчок мышью по файлу теста. В итоге Вы увидите окно приветствия участника теста, в котором необходимо указать свои фамилию, имя и класс. При необходимости поле класс можно изменить на группу, должность и т.д.
(Слайд 28)
После нажатия кнопки Ok появится вопрос теста, на который нужно дать ответ и нажать кнопку Дальше.
(Слайд 29)
В тестовой программе MyTestX существует возможность показывать или скрывать правильные ответы, если тестируемый допустил ошибку. Попытайтесь допустить ошибку в тесте. В итоге верный ответ выделяется зеленым цветом, а Ваш ответ – красным.
(Слайд 30)
По окончанию тестирования на экране появляется окно Результаты тестирования, в котором отражается количество верных и неверных ответов, результативность и оценка.
(Слайд 31)
Итак, сегодня, в ходе мастер – класса, нами была рассмотрена классификация тестовых заданий, а также знакомство с тестовой оболочкой MyTestX, в которой был создан простейший тест. Кроме того, я подготовила для Вас буклеты с полезной информацией по методике составления тестовых заданий.
Уважаемые коллеги, спасибо за внимание! Если у Вас есть вопросы, то я с удовольствием отвечу на них. А по окончании я бы хотела вручить Вам информационные буклеты по составлению тестовых заданий и использованию программы MyTestX при проведении тестирования.
(Слайд 32)