Учащиеся 6-го класса уже второй год изучают предмет информатику, поэтому я решила попробовать использовать на уроке ученические презентации. За месяц до урока класс был разбит на творческие группы. Две группы готовили презентации, третья - трудилась над буклетом. Учащиеся внутри групп тоже распределили свои роли: одни учащиеся подбирали материал и готовили сообщения, а другие - готовили презентацию или создавали буклет.
Учебно-воспитательные цели урока:
- Ознакомить учащихся с понятиями морские течения, ветровые волны, цунами, приливы и отливы и причинами их образования.
- Формировать умения описывать строение ветровых волн, показывать теплые и холодные течения.
- Способствовать развитию творческой активности учащихся.
Оборудование урока: физическая карта полушарий, атласы, дидактические карточки для проверки материала прошлого урока, распечатки тестов для проверки усвоения новых знаний, картины И.К. Айвазовского, презентации учащихся, буклеты, компьютер, интерактивная доска и проектор.
Ход урока
I. Проверка знаний учащихся по теме "Части Мирового океана"
1. Работа по карточкам нескольких учащихся.
№1
1. Какую часть воды Земли составляет
вода Мирового океана? Выберите правильный ответ
и поставьте крестик в нужном кружочке:
2. Выберите из предложенного списка части Мирового океана и поставьте крестик в нужном кружочке:
|
№2
1. Запишите определения следующих
понятий: Литосфера - _________________________________________________________________ Гидросфера - ________________________________________________________________ 2. Что из списка является частью литосферы, а что - частью гидросферы? Поставьте в кружочке букву л или г.
|
№3
Сгруппируйте объекты по их
географическому положению в Мировом океане.
Впишите числа в соответствующие строки таблицы.
1. Гибралтарский пролив; 2. Берингово море; 3. Остров Мадагаскар; 4. Бенгальский залив; 5. Остров Сахалин; 6. Полуостров Индостан; 7. Мексиканский залив, 8. Баренцево море; 9. Красное море; 10. Остров Великобритания; 11. Гавайские острова; 12. Скандинавский полуостров. |
2. Выполнение творческого задания на интерактивной доске.
Нарисуйте на доске схему вымышленного архипелага. На схеме должно быть (не менее одного примера) следующее: 1) внутренне море, 2) окраинное море, 3) залив, 4)пролив, 5) полуостров, 6) перешеек, 7)мыс. Обозначьте на схеме приведенные понятия соответствующими цифрами.
3. Проверка знания номенклатуры по "Мировому океану" (1-2 пары).
На доске прикреплены названия частей мирового океана обратной стороной. Учащиеся отвечают у доски парами: один - "экзаменатор", другой - "ученик". "Ученик" выбирает название части Мирового океана, дает ее определение, а "Экзаменатор" просит показать на карте 2-3 географических объекта, "ученик" их показывает. Затем учащиеся меняются ролями. Ученики класса внимательно следят за отвечающими товарищами и оценивают их ответы (Использую номенклатурный материал из журнала "География в школе" №7 за 2000г. с.48).
II. Изложение новых знаний по теме "Движение вод в Мировом океане"
"Шуми, шуми
Послушное ветрило,
Волнуйся подо мной
Угрюмый океан"
А.С. Пушкин
1. Вступительное слово учителя. (Презентация учителя 1)
Ребята, сегодня мы посвятим наш урок теме "Движение вод в Мировом океане" (слайд 1). На экране вы видите эпиграф нашего урока (слайд 2). (Слайд 3)На уроке вам предстоит узнать, почему вода в океане движется, какие бывают виды ее движения, что такое течения и волны, почему они возникают, какую пользу приносят человеку, всегда ли они безопасны? Наверно, для вас не секрет, что в мире сегодня потребляется огромное количество электроэнергии. Для ее получения сжигаются много угля, нефти и газа на тепловых электростанция. При этом сокращаются их запасы на Земле и загрязняется окружающая среда. При изучении горных пород и полезных ископаемых, вы узнали, как много ежегодно извлекает человек из недр Земли этих богатств. Мы даже подсчитали с вами, на сколько лет их хватит, если люди будут добывать полезные ископаемые с такой скоростью. Человечество уже сегодня задумывается, как найти замену топливным полезным ископаемым, из чего будут на Земле получать электроэнергию в будущем? Учеными давно доказано, что Мировой океан - колыбель жизни на Земле. Человечество уже пользуется его минеральными, биологическими ресурсами для решения сырьевой и продовольственной проблем. (Слайд 4) Нам предстоит на уроке решить очень важный вопрос - поможет ли Океан землянам решить энергетическую проблему?
2. Почему происходит движение воды в океане?
Давно известный факт, что вода в океане никогда не находится в состоянии покоя. Движение вод происходит не только на поверхности, но и в глубинах. Если частички воды совершают колебательные движения, то возникает волнение, а если они движутся поступательно, то образуются течения. Все виды движения совпадают с направлением ветров, поэтому главная причина и волн и морских течений - ветер (слайд 5).
3. Течения в Океане.
Учитель. Еще во времена парусного флота люди заметили, что вода в океане движется в определенном направлении. Они даже придумали "бутылочную" почту. Когда морякам нужно было послать сообщение, они бросали в воду закупоренную бутылку с запиской, и вода несла послание в нужном направлении. Так люди узнали о существовании течений в океане. Позже они выяснили, что причиной течений являются постоянные ветры. (Слайд 6). Теплые тропические ветры толкают воду с востока на запад. Около полярных областей холодные ветры толкают воду с запада на восток. На течения влияют материки и вращение земли. Севернее экватора течения загибаются вправо, южнее - влево. Это явление называется эффектом Кориолиса. (слайд 7)Течения бывают теплые и холодные. Теплые обычно направляются из низких широт в сторону высоких, холодные - наоборот. На карте их обозначают стрелками: теплые - красными, а холодные - синими. Самое большое теплое течение на Земле - Гольфстрим, проходящее близ берегов Северной Америки. Найдите его на своей карте. Его длина 3 тыс. км, ширина около 100 километров, глубина до 700 метров и скорость - до 10 км/час. Это течение согревает берега Северной Америки, а его продолжение Северо-Атлантическое течение согревает север Европы. Поэтому Баренцево море в Северном Ледовитом океане не замерзает весь год. Крупнейшим холодным течением является течение Западных ветров. Это течение наоборот охлаждает побережье материков, вдоль которых протекает. Уже проводятся эксперименты по созданию ОГЭС в некоторых проливах, например, Флоридском (слайд 8).
4. Волнения в Океане (слайд 9 Презентация ученическая 1).
Учитель. Поверхность Мирового океана никогда не бывает спокойной. Вода то набегает на берег, то откатывается, обнажая прибрежную отмель. Отчего же возникают волны в Океане? Учащиеся 1-й группы демонстрируют презентацию "Отчего возникают волны в Океане?", остальные - заполняют таблицу (Приложение 1).
Ученик 1-й. Цель нашего исследования - выяснить причины возникновения волн в океане (слайды 1-3). В ходе нашего исследования, мы выяснили, что по происхождению все волны можно разделить на три группы (слайд 4). Наиболее распространенные - ветровые волны. Как же возникает эта волна? Если одна среда, например, воздух, движется относительно другой среды, например, воды, то на поверхности их раздела всегда возникают волны. Представьте, что вы ловите рыбу на берегу озера, небольшие волны бегут к берегу. Поплавок качается на волнах, но остается на месте. Чем сильнее ветер и глубже водоем, тем крупнее волны. Возникают волны вдали от берега, и чем дальше мы будем удаляться от берега, тем больше будет длина разгона волны, а значит и ее размеры. Особенно высоки ветровые волны во время шторма. Рассмотрим строение волны и ее основные характеристики (слайд 5).
Ученик 2-й. Когда на дне Океана происходит сильное землетрясение или начинается извержение крупного вулкана, то возникают волны, которые называют цунами, что в переводе с японского языка означает "волны в гавани" (слайд 6). Вдали от берега эти волны почти не заметны для судов. Их длина огромна - 200-300 км, а высота всего 1 метр. Эти волны вовлекают в движение всю толщу воды от дна до поверхности. Скорость их движения подобна реактивному самолету - 800 км в час. При приближении к берегу, высота волны растет и может достигнуть несколько десятков метров. Цунами иногда возникают по вине человека, например, во время ядерных взрывов в океане, а также при падении крупного небесного тела.
Ученик 3-й. Есть на Земле волны, который возникают из-за влияния на ее поверхность сил притяжения Луны и Солнца. Такие волны называют приливно-отливные (слайд 7). Научное объяснение морским приливам впервые дал известный физик Исаак Ньютон. Как это происходит? Вода Океана, обращенная к Луне, испытывает силу лунного притяжения, на поверхности воды образуется приливной "горб". Твердая часть поверхности Земли тоже притягивается к Луне, но это меньше заметно. Наименьшее влияние Луны испытывает вода, находящаяся в этот момент на противоположной стороне Земли. Там вода как бы отстает от Земного шара и возникает такой же приливной "горб". В других местах земного шара в это время происходит отлив. Лунное притяжение заметно лишь в океанах и морях. В дни полнолуния и новолуния, когда Земля, Луна и Солнце находятся на одной прямой, наблюдаются наибольшие приливы и отливы, потому что Солнце тоже оказывает свое влияние на поверхность Земли. Самые высокие приливы бывают у берегов Северной Америки в заливе Фанди - 18 метров. В России - в Белом и Охотском морях их высота доходит до 13 метров.
Ученик 4-й. (Автор мультимедийной презентации). Из нашего исследования мы сделали следующий вывод (слайд 8), что волны в Океане возникают: под действием ветра - это ветровые волны, под воздействием притяжения Земли Луной - это приливы и отливы, а при извержении вулканов и при землетрясениях возникают волны цунами.
5. Энергия океанических волн (слайд 9 Презентация ученическая 2).
Учитель. Нам сегодня с вами предстоит выяснить, могут ли волны стать источником энергии в будущем на планете? Помогут нам в этом разобраться ребята из второй группы. Они тоже приготовили презентацию "Энергия волн".
Ученик 1-й. Цель нашего исследования - выяснить, какой энергией обладают волны, и может человек использовать эту энергию (слайды 1, 2). Ветровые волны могут пройти тысячи километров, не испытав никаких изменений, стоит им попасть в районы, где глубина меньше половины длины волны, как они начинают "чувствовать дно", скорость и длина волны уменьшаются, волна "тормозит" о дно, наклоняется гребнем вперед и опрокидывается. Возникает прибой (слайд 4). Он постоянно действует на берег, разрушая его, перемещая песок и другие наносы на берег, создавая пляжи. Прибой особенно силен у скалистых крутых берегов (слайд 5). Люди не изобрели еще способов применения силы волн, они только научились с ними бороться (слайд 6).
Ученик 2-й. Цунами малозаметны в океане, но при приближении к берегу цунами становятся выше и обрушиваются на побережье огромной массой, снося все на своем пути (слайд 7). При этом часто гибнет большое количество людей. В 2004 г. Во время землетрясения в Индийском океане пострадали страны Азии Индонезия, Шри-Ланка, Таиланд и погибло 235 тыс. человек. Предотвратить цунами нельзя, но предсказать можно. Землетрясение в Японии 9 января 2005 года так же вызвало цунами. Однако, благодаря своевременному предупреждению, население из опасных районов было эвакуировано. К сожалению, человечество пока не научилось использовать огромную энергию цунами (слайд 8).
Ученик 3-й. Ежедневно в некоторых местах Земли в любую погоду океанические воды вторгаются на сушу, а затем на сотни метров обнажается морское дно. В эти часы жители прилегающих районов собирают здесь дары моря: раковины моллюсков, водоросли, рыбу. Но с началом прилива люди спешат выбраться на берег. Высокие приливы обычно бывают там, где существуют узкие длинные заливы (слайд 9). В этих местах можно соорудить приливную электростанцию, и она будет давать людям электрический ток. В России уже построена такая ПЭС на берегу Белого моря в заливе Кислая губа. Есть такие станции во Франции, Великобритании, Канаде, Индии и Китае.
Ученик 4-й (Автор мультимедийной презентации). Из нашего исследования мы сделали вывод (слайд 10), что энергия океанических волн огромна, но широко использовать ее человечество пока не научилось, за исключением энергии приливов и отливов.
Учитель. (слайд 10 )Мы пришли к выводу, что энергия океанических волн огромна, но человечество пока научилось широко использовать только энергию приливов и отливов.
6. Волны в искусстве (слайд 11 Публикация 1).
Учитель. Волны впечатляют своей красотой и величием человека. О них написано много стихов и картин. Художников, которые в своем творчестве главной темой выбрали море, называют маринистами, а картины с морскими видами - маринами. Знаменитым русским маринистом был Иван Константинович Айвазовский. Посмотрите на его полотна. В 2012 г. исполняется 195 лет со дня рождения это выдающегося художника. О его творчестве вы можете узнать дома из буклета, приготовленного для вас вашими одноклассниками, ребятами 3-й группы. Скажу только, что за свою длинную жизнь, а прожил он 83 года, художник написал более 6 тысяч картин и создал картинную галерею в своем родном городе Феодосии.
III. Закрепление знаний (слайд 12)
Контрольный тест (Приложение 2)
В конце урока учащимся предлагается тест, чтобы проверить, достаточно ли внимательно они слушали учителя и своих товарищей (текст теста проецируется на экран) с последующей самопроверкой.
Ключи к тесту: (слайд 13) (1-б,2-а, 3-в. 4-а, 5-в, 6-б, 7-в, 8-а)
IV. Домашнее задание (слайд 14).
Кроме буклета вам предстоит изучить параграф 17 учебника и подумать над вопросами 1 и 2 к параграфу. Продолжите работу на контурной карте - задание 3. Задание 4 выполняют только желающие учащиеся.
Используемые источники
- Лойко А.В. География. Начальный курс. 6 класс Карточки-задания. ОДО "Аверсэв", 2007
- http://www.seapeace.ru/oceanology/water/67.html
- http://ru.wikipedia.org