Нестандартные уроки математики повторительно-обобщающего характера

Разделы: Математика


Интерес – один из инструментов, побуждающий учащихся к более глубокому познанию предмета, развивающий их способности. Для воспитания и развития интереса к предмету учитель располагает в основном двумя возможностями: работой на уроке и внеклассной работой. Главной из них является, конечно же, работа на уроке. На уроке присутствуют все ученики класса, а кружок , факультатив, внеклассное мероприятие, как правило посещают лишь немногие. Остановлюсь на нестандартных уроках повторительно-обобщающего характера, которые помогают систематически воспитывать интерес учащихся к математике, систематизируют знания, помогают применять эти знания на практике, в быту. Польза таких уроков очевидна: во-первых, мобилизует учащихся на серьезную и кропотливую работу в подготовительный период, во-вторых, приучает учащихся свободно общаться при большой аудитории, что немало важно. Такие уроки позволяют провести глубокий анализ знаний учащихся, наметить пути ликвидации пробелов в усвоении предмета.

На обобщающих уроках завершается процесс выявления сущности основных понятий, закономерностей, практического их применения. На таких уроках выделяют наиболее общие и существенные понятия, законы, основные теории и ведущие идеи изученной темы, устанавливают причинно-следственные связи, приводят в систему усвоенные на уроках знания.

На уроке, где закрепляется или повторяется материал, ученики, как правило, теряют интерес и внимание, ведь нового они ничего не узнают. Поэтому-то и целесообразно отыскивать для повторения различные нестандартные виды работы. Отказ от традиционных этапов урока (опрос, решение задач и т.д.) привлекает учащихся. Нестандартные уроки вызывают дух соревнования, будят эмоции учеников, заставляют удивляться. Аристотель когда то подметил, что “ мышление начинается с удивления”.

Я провожу различные нестандартные формы занятий : конкурсы, деловые игры, командные соревнования, путешествия, викторины, игры (“Математическое лото”, “Математические художники”, “ Казино” и т.д).

Приведу в пример разработку урока-игры “Путешествие на планету Математикомудрия”.

Тема урока: “ Сложение и вычитание отрицательных чисел и чисел с разными знаками”.

Рейс на звездолете “Орион” по маршруту Земля– Математикомудрия-Земля . На уроке присутствуют ученики 9 класса (инопланетяне). Дети подвергаются испытаниям со стороны инопланетян.

Цели и задачи:

  1. Повторить сложение и вычитание отрицательных чисел и чисел с разными знаками; подготовиться к контрольной работе.
  2. Развивать умение анализировать, обобщать, сравнивать.
  3. Формировать познавательный интерес к предмету.

Учитель: Великие математики! Спешите попасть на единственный и неповторимый рейс. Мы отправляемся с вами на великую планету Математикомудрия. Летим мы туда для обмена опытом. Мы должны доказать, что мы великие математики. Итак, отправляемся.

Полет начался в точно назначенное время, но на пути следования звездолет оказался в магнитном поле звезды Теоромии, которая притянула его. А инопланетяне с этой звезды (9-й класс) выразили недоверие к пассажирам и решили проверить, действительно ли на борту корабля находятся великие математики.

1. Смотр знаний по теории. Эстафета (задают вопросы инопланетяне – 9-й класс).

– Как сложить два отрицательных числа?
– Чему равна сумма противоположных чисел?
– Как сложить два числа с разными знаками?
– Как выполнить вычитание двух чисел?
– Как найти расстояние между двумя точками координатной прямой?

Подводятся итоги по рядам. Инопланетяне довольны. Итак, путь свободен! Полет продолжается. И вот звездолет у цели. Здесь, на этой планете ученики 6 класса, живущие на Земле, должны показать себя, как они знают данные темы. Инопланетяне говорят, что если ребята сумеют удивить их, что они великие математики, то рейс будет успешным и дети благополучно вернутся на Землю.

2. Устный счет (проводят инопланетяне). Карточки для всех. Спрашивают одного, если остальные согласны, то показывают карточки с зеленым кружком, не согласны – с красным.

– 8 + (-3);
-6 + 2,1;
18,3 + (-15,2); ;
8 + (– 12,3);
-3,6 – 2,18; ;
-5,3 + 5,3;
0 – 18,3;
(-6) + (-5);
4,3 – 6,7;

3. Конференция с инопланетянами.

Земляне рассказывают о том, когда появились отрицательные числа, как их называли, правило сложения и вычитания, которые придумал индийский математик Брахмагупта, живший в 7 веке н.э. (используем книгу “История математики в школе” автор Глейзер).

4. Решить уравнения (задание на группу):

4,31 – х = 5,18

5. Найти расстояние между точками координатной прямой (игра “Математические художники”) . Необходимо раздать поля с заданиями на группу и карточки с ответами. Если все задания выполнены верно, то на обратной стороне карточек должен сложиться рисунок.

6.Эстафета (одна карточка на ряд).

Инопланетяне благодарят землян (6-й класс) за активную работу, правильно выполненные задания. Земляне доказывают, что они действительно великие математики, они благополучно возвращаются на Землю.

Подведение итогов.

Приведу пример как можно нестандартно обобщить теорию. Например при изучении темы “Параллелограмм”. Можно рассказать сказку: “В далекой стране Математика был город Планиметрия. Правил этим городом мудрый и добрый король Параллелограмм. Было у этого короля три сына: Прямоугольник, Ромб, Квадрат. У параллелограмма противоположные стороны были равны и параллельны, противоположные углы у него были равны, а диагонали пересекались и точкой пересечения делились пополам. Правил король хорошо, и все жители Планиметрии были счастливы. Но вот состарился Параллелограмм и стал он решать, кто из его сыновей будет дальше городом править. “Я!– сказал Прямоугольник.– Я обладаю всеми свойствами отца, к тому же у меня все углы прямые и диагонали равны.” “А у меня, помимо всего прочего, диагонали взаимно перпендикулярны, и все стороны равны!”– заявил Ромб. “Зато я обладаю всеми свойствами, которыми обладает наш отец и вы все! Я должен править городом!”– сказал Квадрат. На том и порешили. И стал с тех пор Квадрат править городом Планиметрия…”

В статье использованы материалы журнала “Математика в школе”.