Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.
Цели урока:
Дидактические:
- ознакомить учащихся с понятием “проценты”;
- учить записывать в процентах десятичные дроби и проценты в виде десятичных дробей;
- совершенствовать вычислительные навыки;
- учить решать текстовые задачи.
Развивающие:
- продолжить развитие логического мышления и мировоззрения учащихся.
Воспитательные:
- продолжить воспитание у школьников устойчивого интереса к математике.
Оборудование: карточки с числами (на обратной стороне буквы) и величинами, карточки для учащихся (таблица №4, задача №6, блиц-опрос).
План урока:
1. Организационный момент.
2. Постановка цели урока.
3. Актуализация знаний.
4. Решение задач по новой теме.
5. Итог урока.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Постановка цели урока
На доске (карточки с числами (на обратной стороне буквы) и величинами):
Фронтальная работа
1).
- 1 м
- 1 ц
- 1 га
- 1 л
– Найдите одну сотую часть каждой величины.
2).
- 30
- 0,01
- 12,6
- 400
- 0,13
- 7,8
- 150
- 8
– Найдите одну сотую часть от каждого числа.
– Чтобы узнать тему нашего урока, нужно карточки с числами второго задания расставить в порядке убывания и перевернуть их. Получили слово “Проценты”.
Итак, тема нашего урока “Проценты”. Запишите в тетради число, классная работа и тему урока.
3. Актуализация знаний
Немного из истории процентов. Само слово “процент” происходит от лат. “pro centum”, что означает в переводе “сотая доля”. В 1685 году в Париже была издана книга “Руководство по коммерческой арифметике” Матье де ла Порта. В одном месте речь шла о процентах, которые тогда обозначали “cto” (сокращенно от cento). Однако наборщик принял это “cto” за дробь и напечатал “%”. Так из-за опечатки этот знак вошёл в обиход.
Были известны проценты и в Индии. Индийские математики вычислили проценты, применяя так называемое тройное правило, то есть пользуясь пропорцией.
В Древнем Риме были широко распространены денежные расчеты с процентами. Римский сенат установил максимально доступный процент, взимавшийся с должника.
В Европе в средние века расширилась торговля и, следовательно, особое внимание обращалось на умение вычислять проценты. Тогда приходилось рассчитывать не только проценты, но и проценты с процентов (сложные проценты). Часто конторы и предприятия для облегчения расчетов разрабатывали особые таблицы вычисления процентов. Эти таблицы держались в тайне, составляли коммерческий секрет фирмы. Впервые таблицы были опубликованы в 1584 году Симоном Стевином.
Фламандский ученый, военный инженер Симон Стевин не был по профессии математиком, но его трудолюбие и талант позволили ему занять достойное место среди выдающихся европейских математиков. Он первым в Европе открыл десятичные дроби. Симон Стевин опубликовал таблицу для вычисления сложных процентов, которая использовалась в торгово-финансовых операциях.
– Где вы встречались с процентами? (ответы учеников)
Проценты - одно из математических понятий, которое часто встречаются в повседневной жизни. Можно прочитать или услышать, например, что, в выборах приняли участие 57% избирателей, рейтинг победителя хит-парада равен 75%, успеваемость в классе 85%, банк начисляет 17% годовых, молоко содержит 1,5% жира, материал содержит 100% хлопка и т.д.
Ясно, что без понимания такого рода информации в современном обществе просто трудно было бы существовать.
Везде - в газетах, по радио и телевидению, в транспорте и на работе обсуждаются повышение цен, зарплат, рост стоимости акций, снижение покупательной способности населения и т.п. Добавим сюда объявления коммерческих банков, привлекающих деньги населения на различных условиях, сведения о доходах по акциям различных предприятий и фондов, об изменении процента банковского кредита и пр. Все это требует умения производить хотя бы несложные процентные расчеты для сравнения и выбора более выгодных условий. Формирование соответствующих умений в настоящее время оставляет желать лучшего.
– В первом и во втором задании находили сотую часть числа. Какая связь процентов с нахождением сотой части числа? Чтобы ответить на этот вопрос вам поможет учебник (с. 236-237). Прочитайте и приготовьтесь ответить на вопросы, записанные на доске.
Самостоятельная работа
- Что такое процент?
- Какая связь процентов с нахождением сотой части числа?
- Как обратить десятичную дробь в проценты?
- Как перевести проценты в десятичную дробь?
– В практической жизни полезно знать связь между простейшими значениями процентов и соответствующими дробями: половина - 50% , четверть - 25% , три четверти - 75% , пятая часть - 20% , три пятых - 60% и т.д.
4. Решение задач по новой теме
1). №1561
2). №1562
3). №1563
4). Заполните таблицу
Работа в парах
Обыкновенная дробь | 1/4 | 1 3/8 | |||||||
Десятичная дробь | 0,4 | 0,75 | 0,36 | ||||||
Проценты | 127% | 239% | 87% |
5). Начертите отрезок длиной 10 см. Отметьте 64% его длины.
6). Заполните пропуски и решите задачу.
Работа в группах
Доктор Айболит со своими друзьями плыли на корабле в страну Лимпопо, чтобы вылечить больных зверей. Когда они проплыли 60% пути, на них напали пираты во главе с Бармалеем и посадили корабль на мель. Но друзья обманули злых пиратов и оставшиеся 80 км пути, то есть _____%, проделали на пиратском корабле. Таким образом получается, что на 1% пути приходится ________ км, а проплыли они 60%, то есть _______ км. Значит, весь путь составляет_______ км.
6. Итог урока
Что нового узнали сегодня на уроке?
– Блиц-опрос
- Процентом называется______________________________
- Запись 1% читается_________________________________
- 1% от метра называется_____________________________
- Дробь 0,32 с помощью процентов запишем____________
- 29% в виде десятичной дроби записывается____________
- Чтобы обратить десятичную дробь в проценты, нужно___
- Чтобы перевести проценты в десятичную дробь, нужно__
Чью работу на уроке вы можете сегодня отметить? (Оценки)
– Оцените свою работа в процентах.
Домашнее задание: № 1598, 1599, 1612(а). Найти в прессе, на этикетках, на упаковках и т.д., где есть проценты.
Карточки.
- 400 П
- 150 Р
- 30 О
- 12,6 Ц
- 8 Е
- 7,8 Н
- 0,13 Т
- 0,01 Ы