Урок по теме "Проценты"

Разделы: Математика


Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.

Цели урока:

Дидактические:

  • ознакомить учащихся с понятием “проценты”;
  • учить записывать в процентах десятичные дроби и проценты в виде десятичных дробей;
  • совершенствовать вычислительные навыки;
  • учить решать текстовые задачи.

Развивающие:

  • продолжить развитие логического мышления и мировоззрения учащихся.

Воспитательные:

  • продолжить воспитание у школьников устойчивого интереса к математике.

Оборудование: карточки с числами (на обратной стороне буквы) и величинами, карточки для учащихся (таблица №4, задача №6, блиц-опрос).

План урока:

1. Организационный момент.

2. Постановка цели урока.

3. Актуализация знаний.

4. Решение задач по новой теме.

5. Итог урока.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Постановка цели урока

На доске (карточки с числами (на обратной стороне буквы) и величинами):

Фронтальная работа

1).

  • 1 м
  • 1 ц
  • 1 га
  • 1 л

– Найдите одну сотую часть каждой величины.

2).

  • 30
  • 0,01
  • 12,6
  • 400
  • 0,13
  • 7,8
  • 150
  • 8

– Найдите одну сотую часть от каждого числа.

– Чтобы узнать тему нашего урока, нужно карточки с числами второго задания расставить в порядке убывания и перевернуть их. Получили слово “Проценты”.

Итак, тема нашего урока “Проценты”.   Запишите в тетради число, классная работа и тему урока.

3. Актуализация знаний

Немного из истории процентов. Само слово “процент” происходит от лат. “pro centum”, что означает в переводе “сотая доля”. В 1685 году в Париже была издана книга “Руководство по коммерческой арифметике” Матье де ла Порта. В одном месте речь шла о процентах, которые тогда обозначали “cto” (сокращенно от cento). Однако наборщик принял это “cto” за дробь и напечатал “%”. Так из-за опечатки этот знак вошёл в обиход.

Были известны проценты и в Индии. Индийские математики вычислили проценты, применяя так называемое тройное правило, то есть пользуясь пропорцией.

В Древнем Риме были широко распространены денежные расчеты с процентами. Римский сенат установил максимально доступный процент, взимавшийся с должника.

В Европе в средние века расширилась торговля и, следовательно, особое внимание обращалось на умение вычислять проценты. Тогда приходилось рассчитывать не только проценты, но и проценты с процентов (сложные проценты). Часто конторы и предприятия для облегчения расчетов разрабатывали особые таблицы вычисления процентов. Эти таблицы держались в тайне, составляли коммерческий секрет фирмы. Впервые таблицы были опубликованы в 1584 году Симоном Стевином.

Фламандский ученый, военный инженер Симон Стевин не был по профессии математиком, но его трудолюбие и талант позволили ему занять достойное место среди выдающихся европейских математиков. Он первым в Европе открыл десятичные дроби. Симон Стевин опубликовал таблицу для вычисления сложных процентов, которая использовалась в торгово-финансовых операциях.

– Где вы встречались с процентами? (ответы учеников)

Проценты - одно из математических понятий, которое часто встречаются в повседневной жизни. Можно прочитать или услышать, например, что, в выборах приняли участие 57% избирателей, рейтинг победителя хит-парада равен 75%, успеваемость в классе 85%, банк начисляет 17% годовых, молоко содержит 1,5% жира, материал содержит 100% хлопка и т.д.

Ясно, что без понимания такого рода информации в современном обществе просто трудно было бы существовать.

Везде - в газетах, по радио и телевидению, в транспорте и на работе обсуждаются повышение цен, зарплат, рост стоимости акций, снижение покупательной способности населения и т.п. Добавим сюда объявления коммерческих банков, привлекающих деньги населения на различных условиях, сведения о доходах по акциям различных предприятий и фондов, об изменении процента банковского кредита и пр. Все это требует умения производить хотя бы несложные процентные расчеты для сравнения и выбора более выгодных условий. Формирование соответствующих умений в настоящее время оставляет желать лучшего.

– В первом и во втором задании находили сотую часть числа. Какая связь процентов с нахождением сотой части числа? Чтобы ответить на этот вопрос вам поможет учебник (с. 236-237). Прочитайте и приготовьтесь ответить на вопросы, записанные на доске.

Самостоятельная работа

  1. Что такое процент?
  2. Какая связь процентов с нахождением сотой части числа?
  3. Как обратить десятичную дробь в проценты?
  4. Как перевести проценты в десятичную дробь?

– В практической жизни полезно знать связь между простейшими значениями процентов и соответствующими дробями: половина - 50% , четверть - 25% , три четверти - 75% , пятая часть - 20% , три пятых - 60% и т.д.

4. Решение задач по новой теме

1). №1561

2). №1562

3). №1563

4). Заполните таблицу

Работа в парах

Обыкновенная дробь 1/4     1 3/8        
Десятичная дробь   0,4     0,75     0,36  
Проценты     127%     239%     87%

5). Начертите отрезок длиной 10 см. Отметьте 64% его длины.

6). Заполните пропуски и решите задачу.

Работа в группах

Доктор Айболит со своими друзьями плыли на корабле в страну Лимпопо, чтобы вылечить больных зверей. Когда они проплыли 60% пути, на них напали пираты во главе с Бармалеем и посадили корабль на мель. Но друзья обманули злых пиратов и оставшиеся 80 км пути, то есть _____%, проделали на пиратском корабле. Таким образом получается, что на 1% пути приходится ________ км, а проплыли они 60%, то есть _______ км. Значит, весь путь составляет_______ км.

6. Итог урока

Что нового узнали сегодня на уроке?

– Блиц-опрос

  1. Процентом называется______________________________
  2. Запись 1% читается_________________________________
  3. 1% от метра называется_____________________________
  4. Дробь 0,32 с помощью процентов запишем____________
  5. 29% в виде десятичной дроби записывается____________
  6. Чтобы обратить десятичную дробь в проценты, нужно___
  7. Чтобы перевести проценты в десятичную дробь, нужно__

Чью работу на уроке вы можете сегодня отметить?   (Оценки)

Оцените свою работа в процентах.

Домашнее задание: № 1598, 1599, 1612(а). Найти в прессе, на этикетках, на упаковках и т.д., где есть проценты.

Карточки.

  • 400 П
  • 150 Р
  • 30 О
  • 12,6 Ц
  • 8 Е
  • 7,8 Н
  • 0,13 Т
  • 0,01 Ы