Цели:
– закрепление умений выполнять все действия со степенями;
– формирование интереса к окружающему миру и бережного отношения к Природе и ее
обитателям;
– воспитание любви к своей малой родине;
– развитие коммуникативных навыков и творческих способностей;
– развитие сообразительности и быстроты реакции, умения ориентироваться в
незнакомой обстановке и принимать решения в нестандартных ситуациях;
– развитие познавательных интересов и расширение кругозора;
– интегрирование знаний в двух образовательных областях: математике и природе
родного края.
Оборудование урока:
- На магнитной доске:
– иллюстрации с видами природы родного края;
– плакаты “Давайте любить и охранять родную природу и стараться узнавать о ней как можно больше”, “Природа – наш дом. Люби ее и относись со всей ответственностью”. - Презентация к уроку с мультимедийным сопровождением. Содержит:
– Слайды с изображениями всех объектов, названия которых расшифровываются на уроке: купальница азиатская, башмачок венерин, сюрмес (в переводе с хакасского языка – косички), Карасуг, фитобочка, санаторий Туманный, спелеодеревня.
– Задания для устной работы
– Видеоролик “Хакасия – моя родная сторона” с видами родной природы. - Комплекты карточек с печатной основой для самостоятельной работы.
Сценарий урока.
- Постановка целей (1 мин).
- Актуализация опорных знаний (4 мин).
- Инструктаж по выполнению заданий у доски (1 мин).
- Устная работа – тренажер (одновременно с учащимися, работающими у доски)
- (5 мин).
- Проверка, обсуждение и подведение итогов работы у доски. Комментарий учителя по краеведению (3 мин).
- Самостоятельная работа с последующей проверкой через мультимедиа (10мин).
- Музыкальная видеопауза (с элементами физкультминутки – 4 мин).
- Итоговое закрепление навыка работы (13 мин).
- Постановка домашнего задания (2 мин).
- Подведение итогов урока (2 мин).
Ход урока
Вступительное слово учителя. Мы живем на прекрасной земле Хакасии, в одном из уникальных уголков России с сохранившейся первозданной природой. Характерными его особенностями являются положение в центре Евразийского континента, богатейшие историко-культурные, археологические и природные богатства, не имеющие аналогов в мире. На сравнительно небольшой территории сосредоточены практически все природные ландшафты: от полупустынь, степей, кедровых лесов до альпийских лугов и высокогорных тундр. Прекрасны горные реки, высокогорные и степные озера, обладающие уникальными целительными свойствами. Сохранились многочисленные памятники древней культуры, большинство из которых имеют мировое значение. Богат и разнообразен растительный и животный мир. Все это составляет богатство Республики Хакасия. Наш долг – сохранить его.
В качестве эпиграфа к уроку посмотрим начало видеоролика “Хакасия – моя родная сторона”.
Хакасский край – заветный край.
Земля легенд и старины.
В твои просторы золотые
Мы с детских лет всем сердцем влюблены.
Слова эти взяты не случайно, так как на сегодняшнем уроке, решая обычные примеры и задания, мы попытаемся окунуться в прекраснейший мир окружающей нас природы, познакомимся с редкими, практически исчезающими видами растений, имеющихся на территории нашей республики и нуждающихся в нашей с вами защите и узнаем много нового из рубрики “Это интересно знать”.
1-й этап. Актуализация опорных знаний. Четверо учащихся работают у доски, остальные под руководством учителя выполняют устную работу-тренажер по теме “Свойства степени с натуральным показателем”
Растительность нашей республики очень разнообразна. Она насчитывает более 1,5 тысяч видов высших растений. Луга и луговые степи представляют собой природные цветники поразительной красоты.
Цветение начинается ранней весной и идет набегающими друг на друга волнами, непрерывно меняющими красочную гамму широких травяных просторов. Преобладающими становятся то золотистые, то светло – голубые, то фиолетово – синие оттенки. В самое жаркое время степи выгорают и приобретают серо – желтый колорит.
1) Полевые огоньки. Расшифруйте научное и местное название цветов, которые чрезвычайно широко распространены в наших краях – от степи до высокогорных лесов и тундры. Этот цветок – на гербе столицы нашей республики, в его честь назван народный фольклорный ансамбль.
Найдите на циферблате часов букву, соответствующую найденному ответу.
Это задание у доски выполняют двое учащихся. Таблица изображена на доске
№ | Упростите выражения. Если известно значение переменной, найдите их значения. |
Ответ | Буква |
1 | 9 (х – 1) + 15 – 9х = | 6 | К |
2 | 4! : 2= | 12 | У |
3 | х = -1, 20х9: 2х7 = | 10 | П |
4 | в = -1, 3в *3в3 * (-в)3 = | 9 | А |
5 | х =1, х5 * 2х2 = | 2 | Л |
6 | с = 3, п = 2, (сп)2 : с3 = | 3 | Ь |
7 | п =1, 2п+8 * 22п -8 = | 8 | Н |
8 | (72)3: 492 – 42 = | 7 | И |
9 | 125-3 : 5-10 = | 5 | Ц |
10 | п =1, 3п * 3п = |
Ребята! Численность прекрасных цветов из года в год сокращается в результате сбора больших букетов, особенно вблизи населенных пунктов. Не рвите их и не давайте это делать другим. Давайте сохраним красоту нашей природы.
Купальница азиатская – научное название. Но мы привыкли к другому названию: жарки. Это очень красивые оранжевые или красные цветы, которые издалека выглядят, как огоньки.
К сведению. На гербе столицы Республики Хакасия города Абакана – синие волны Енисея, древнейшие каменные изваяния и цветок жарок, символизирующий красоту и процветание. А почему народному хакасскому танцевальному ансамблю дали название этого цветка? Потому что их выступления так же ярки, красочны, самобытны и так же не похожи ни на какие другие, как и эти пылающие огнем сибирские цветы.
2) Сибирская экзотика. Эти цветы – поразительно изящного рисунка, нежных расцветок и необычного экзотического вида, поплатились за свою исключительную красоту. Люди практически уничтожили их. Если вам повезет встретить их, просто полюбуйтесь и пройдите мимо. Знайте, что их осталось совсем мало, и они занесены в Красные книги Хакасии и России как исчезающие виды. Расшифруйте их название. У доски двое учащихся.
Ответ. Растительность РХ насчитывает 1526 видов высших растений. (Приложение 1)
В Красную книгу РХ занесено 148 их видов.
Цветок этот развивается очень медленно и зацветает только на 10–15 год.
Чуть зазеленеют горные склоны, появляются ранневесенние цветы подснежники – лютики. Зацвел ирис, лилия (мы привыкли называть этот цветок – саранка) и все вокруг в очередной раз преобразилось. Иногда некоторые цветы в период бабьего лета цветут второй раз. Но великолепие первого цветения уже не повторяется.
Таблица к заданию “Сибирская экзотика”.
2-й этап. Самостоятельная работа “Это интересно знать” (по уровням).1-й уровень.
Назовите традиционный символ женской красоты, воспеваемый в эпосах многих народов мира, в том числе в хакасском героическом эпосе “Алтын – Арыг”, повествующем о трех поколениях народных богатырей. Эта поэма – одна из лучших среди многих хакасских богатырских поэм.
А. красивая фигура. Б. красивый нос. В. красивые волосы.
Заполните таблицу № 1, расшифровка – по таблице № 2.
Ответ:
9 | 16 | 125 | -1 | 0,0001 | 9 |
С | Ю | Р | М | Е | С |
2-й уровень. Зачеркните те значения переменной х, при которых выражения не имеют смысла. Запишите вычеркнутые числа в таблицу ответов. Для расшифровки нужно использовать алфавит, но учащиеся должны сами об этом догадаться.
Ответ:
Число | 12 | 1 | 18 | 1 | 19 | 21 | 4 |
Буква | К | А | Р | А | С | У | Г |
3-й уровень.
“Найди причал для каждой лодки” и ты узнаешь, каким оригинальным методом можно излечиться от многих болезней на берегу Черного озера в Ширинском районе.
3 этап. Проверка самостоятельной работы
1-й уровень. Красивые волосы олицетворяли многочисленные косички. Их обладательница носила постоянный эпитет “Прекрасная”. В тексте эпоса говорится, что до замужества хакасские девушки носили 50–60 мелких косичек (сюрмес). Обычно волосы делились на две части с пробором посередине головы и на уровне виска заплетались в косички с левой и правой стороны. У кончика каждой косички вплетали монисто, бисер, кораллы. Косички, ниспадая с головы, прикрывали спину и плечи девушки. На голове девушка всегда носила цветной шерстяной платок с длинными кистями, который спереди укладывался в виде высокой короны, концы платка завязывались сзади (Приложение 2). Но в реальной жизни плели 20 косичек или меньше.
2-й уровень. Название реки Карасуг, которое в переводе с хакасского языка означает “черная вода” из-за того, что не замерзает зимой.
3-й уровень. Фитобочка. П. Я. Лосевская, заслуженный лесовод России, лечит больных травами. Сюда приезжает со своими недугами по 2 тысячи человек за год.В лечебнице применяется метод лечения паром из травяных отваров в фитобочке. Главная сила метода – в сборах, которые составляются из десятков видов трав. Сбор и заготовка лекарственных трав проводится в экологически чистых местах, что засвидетельствовано учеными-лесоводами из Финляндии и Чехии, которые обнаружили, что хвоя здесь живет 6 лет, а не 2 года, как в Европе. /Хвоя – показатель экологической обстановки данной местности/
4-й этап. Физкультминутка. На фоне музыки из видеоролика “Хакасия – моя родная сторона” учащиеся делают легкие круговые движения головой, руками, легкие покачивания из стороны в сторону (в целях снятия напряжение в мышцах и общей релаксации).
5-й этап. Решение упражнений. (Пропедевтика изучения темы “Степень с рац. показателем”.)
1) Упростите выражения и, используя найденные ответы, расшифруйте название санатория, в котором можно поправить свое здоровье.
У | А | Б | Й | Н | К | Т | Р | Ы | М |
17 | 2 | -12 | -88 | 400 | -0,5 | 1 | 2,4 | 4 | 5 |
Реклама. Санаторий “Туманный”. (Приложение 3) В том числе детский одноименный санаторно-оздоровительный лагерь круглогодичного действия. Для Вас: радонолечение; профилактическое лечение; пятиразовое питание; уютные корпуса; развлекательные программы; супер-дискотеки; летние и зимние забавы; отличная библиотека.
К сведению. В 1985 году в районе озера на глубине 107–08 метров открыто месторождение радона – целебных подземных вод. Строители железной дороги, прокладывавшие здесь путь в 1923 году, дали название поселку. Из-за обилия влаги от реки и озер здесь часто бывают туманы, что и дало название не только поселку, но и одноименному санаторию (ФГУ Центр реабилитации фонда социального страхования РФ).
2) Хакасия – одно из немногих мест в России, где стремятся побывать многие исследователи пещер. В РХ – 160 пещер в десяти пещерных комплексах. Наибольший интерес представляет уникальный природно-исторический комплекс карстовых пещер в долине реки Белый Июс, в предгорьях Кузнецкого Алатау.
Село Малая Сыя расположено в Ширинском районе на берегу реки Белый Июс в 2 км от рудника “Коммунар”. Село окружено крутыми склонами с множеством причудливых скальных выходов и горной тайгой. На восточной окраине села, на левом берегу реки, в карьере кирпичного завода, находится верхнепалеолитическая Стоянка Малая Сыя, площадь первобытного поселения 2–2,5 тыс. м2, на территории которой найдены орудия охоты, кости мамонта, бизона, других животных. Однако наибольшую известность этому селу принесло не это. Узнайте, как называют это село ученые и за что?
(592 – 412) – 1761= 39 |
Ответ:
Ответ. Малая Сыя – это живописный край с пещерами. Здесь известно 39 пещер, за что Малую Сыю и называют Спелеодеревня.
Для сведения. До 1982 года здесь располагалась база Института мерзлотоведения Сибирского отделения Академии наук СССР.
Сыйская палеолитическая стоянка (возраст 34 тысячи лет) была раскопана новосибирским ученым В. Е. Ларичевым.
6-й этап. Домашнее задание: кроссворд. Это целебное соленое озеро постепенно превращается в пресное. Недалеко от озера находится одноименный подземный минеральный источник.
По горизонтали.
- Отрезок, соединяющий любые две точки окружности.
- Геометрическая модель квадратичной функции.
- Сторона равнобедренного треугольника.
- Геометрическая фигура.
- Отрезок, соединяющий центр окружности и любую точку окружности.
- Часть прямой.
- Прямая, относительно которой фигура симметрична.
По вертикали. Прочитать выделенное слово.
Комментарий. Озеро ХАНКУЛЬ расположено в 50 км. от столицы РХ города Абакана.
В 4 км от озера находится фонтанирующая скважина глубиной около 200 м. Содержание солей в воде 3 г/литр. Широко применяется как лечебно-столовая вода, выпускаемая в бутилированном виде под известной маркой “Ханкуль”.