Повышение качества успеваемости обучающихся любого класса – проблема далеко не новая. И все-таки каждый классный руководитель решает ее по-своему.
К изложению данного материала меня подвигли те успехи, которых мне удалось добиться в настоящем 2011–2012 году в моем 6-б классе за время первой и второй четверти.
Чтобы результаты, показываемые мною, воспринимались таковыми, необходимо следующее пояснение. Из начальной школы класс пришел ко мне в количестве 25 человек. Их них : 2 отличника, 8 хорошистов. Пятый класс этот же классный коллектив закончил в составе 21 человека, четверо выбыли по семейным обстоятельствам в другой населенный пункт. Среди выбывших был хорошист. В конце 2010–2011 учебного года 5б класс имел одного отличника и трех хорошистов. Первую четверть 2011–2012 учебного года закончили всего с двумя “хорошистами”. Проблема повышения качества обучения в данном учебном коллективе стала особо остро.
Я как классный руководитель уже в конце пятого класса предвидела возможность ее обострения в дальнейшем и осознанно выбрала на 2011-2012 учебный год воспитательную программу: “Я в Мы”. Сущность этой программы отражена в целях и задачах, которые я ставила перед собой, ключевых понятиях, планируемых результатах:
- Цель воспитательной работы:
- Закрепить общественно значимую позицию классного коллектива: творить добро (активное участие всех учеников класса в жизни школьного сообщества, в социуме родного поселка).
- Повысить уровень ответственности каждого ученика за результаты учебной деятельности.
- Повысить качество успеваемости (в классе может быть 2 отличника, 7 хорошистов).
Задачи
– Целенаправленно обучать школьников коллективной и групповой деятельности.
– Предоставить ученикам возможность попробовать себя в различных видах
деятельности (проектной, исследовательской, конструкторской, художественной) и
разнообразных областях знаний, соединяя эти пробы с последующим самоанализом.
– Продолжить приобщение школьников к культуре родного края, традициям семьи.
– Подготовить учеников к определению собственного образовательного маршрута.
Ключевые понятия сущности воспитательной системы класса:
– Индивидуальность
– Самостоятельность
– Доброта
– Забота
– Творчество
– Активность
– Коллектив
- Ожидаемые результаты
- Появление у подростков чувства ответственности, взрослости. Осознание себя как личности, открытие собственного “Я”.
- Овладение наиболее простыми способами самооценки, самоанализа.
- Проявление интереса к другому человеку как к личности, развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умение соревноваться с другими.
- Объективное оценивание своих результатов, умение сравнивать их с результатами других учеников.
- Повышение статуса класса в общешкольной номинации “Учеба и дисциплина”
По итогам 2-й четверти учебные результаты класса были таковыми:
Отличники – 1 чел.
Хорошисты – 5 чел.
С одной “3” – 1 чел.
С двумя “3” – 2 чел.
Болезнь двух человек в последние две недели четверти не позволила им справиться с поставленной перед ними задачей – успевать по всем предметам на “4” и “5”. Проблема психологического характера (неуверенность в собственных возможностях постижения математических знаний) помешала еще одной “хорошистке”.
На 3-й четверть мы с ребятами этой группы наметили реально достижимые в наших условиях результаты:
Отличники – 2 чел. Один из них, бывший в начальном звене отличник должен повысить прилежание по математике и физкультуре.
“Хорошисты”– 8 чел.
Каждый из ребят этой группы и всего класса в целом наметил для себя учебные цели и спланировал “шаги” их достижения.
Отвечая на вопрос анкеты (анкетирование 21.01.2012), все ученики класса сказали, что хотят получать крепкие знания и достичь намеченных результатов.
Формированию осознанного желания успешного обучения способствовал ряд мероприятий, проведенных классным руководителем за обозначенный период времени:
“Шаги” достижения цели.
(Основные мероприятия за 1-е полугодие.)
- Выбор воспитательной программы “Я в Мы”.
- Трансляция в родительско-ученическо-педагогической среде воспитательной цели (родит. собр. “Наши задачи на новый учебный год”27.09. 2011).
- Круглый стол с участием учеников-“хорошистов”, родителей, учителей, зам. директора по УВЧ, педагога-психолога: “Домашние задания. Помощь? Контроль? Или…” 12.10.2011.
- Родительское собрание с уч-ся 6б класса “Домашние задания: помощь или контроль?” 10. 12.2011.
- Подведение итогов. Награждение (29.12.2011).
По анализу заместителя директора по учебно-воспитательной работе, прозвучавшему на педсовете 26.01. 2012, класс в целом заметно повысил качество успеваемости.
Все дети, кроме двух учеников, улучшили собственные результаты по 2–4 предметам.
Достижению результата способствовали следующие условия:
- Педагогика сотрудничества в действии.
- Дружный коллектив учителей-единомышленников.
- Уважительный диалог с родителями.
- Поддержка со стороны администрации школы.
- Психолого-педагогическоеческое сопровождение в лице педагога-психолога школы и социального педагога.
- Мотивированные на достижение хороших учебных результатов обучающиеся 6б кл.
Я как классный руководитель была и остаюсь связующей нитью для всех участников этого процесса и одновременно локомотивом, потому что как классный руководитель лучше других педагогов, работающих в 6б классе, знаю психолого-педагогические особенности своего класса и каждого ребенка в отдельности. Эти знания были получены в результате различного рода анкетирований и тесного контакта со своими учениками. На вопрос “Кто помог достижению намеченного учебного результата?” 60% опрошенных ответили – классный руководитель, 30% – родители и классный руководитель и 10% – никто (всего было опрошено 20 человек).
На третью четверть также спланирована работа по достижению намеченной цели.
Проведено родительско-ученическое собрание “Как научить ребенка планировать свои действия, прогнозируя их последствия”. Приводимый ниже протокол собрания дает представление о направлении намеченной деятельности.
Протокол № 3 родительского собрания 6б класса ОСОШ № 2 28. 01.2012.
Тема: “Как научить ребенка планировать свои действия, прогнозируя их последствия”.
Цель:
- Познакомить родителей с содержанием лекции по теме собрания, обогатить их родительский багаж приемами воспитания ответственности ребенка при достижении поставленной учебной задачи.
- Показать родителям возможности их родительской помощи в достижении поставленной учеником учебной цели. Через мини-уроки показать приемы активизации учебной деятельности ученика, роль учителя и родителя в учебном процессе.
Участники собрания:
Родители……………чел.
Ученики 6б кл………чел.
Учителя………………………………………………………….
Ход собрания
- Слайд-презентация учебных результатов за 2 четверть (из опыта работы классного руководителя 6б кл. Гильдман С.А.).
- Мини-урок по математике: объяснение учителя, закрепление материала, что могут сделать родители дома, чтобы ученик прочно усваивал учебный материал. Проводит урок Попова Л.В.
- Мини– урок по русскому языку. Проводит Гильдман С.А.
- Родительский лекторий “Как помочь ребенку учиться” (см. материал на сайте учителя Гильдман С.А.). Читает лекцию Гильдман С.А.
- Выступление родителей. Из опыта семейного воспитания ответственного отношения к достижению намеченной учебной цели.
- Благодарное слово классного руководителя в адрес отдельных родителей.
Решение:
- Продолжить практику тесного сотрудничества учителей и родителей.
- Осуществлять систематический контроль учебного процесса (1 раз в две недели) для следующих учащихся в присутствии родителей (ряд фамилий)
- Выбрать учащихся, отвечающих за активность учеников на уроке (они должны посчитать, кто сколько раз поднимет руки на уроке и ответит). Учредить награду для учеников, активно работающих на уроке.
- Команде завучей класса подводить итог работы учащихся за неделю, распределять места по количеству полученных оценок.
- Исправлять оценки в день получения “двойки”-(“3” для отличников и хорошистов) или в то время, которое наметит учитель.
- После 2-х случаев невыполнения домашних заданий без уважительной причины вызвать родителей в школу, наметить план решения проблемы.
- В случае отсутствия положительного результата рассмотреть вопрос обучения конкретного ученика на педагогическом совете школы в присутствии родителей.
- Завести рапортичку для отражения четкой информации о подготовке домашнего задания и работе учеников на уроках.
Секретарь собрания…………………..
В подготовке к собраниям мне помогли следующие материалы:
1. Опросник для учащихся 6б кл.
Интересы и досуг.
Ребята! Подчеркните ответы, которые соответствуют вашему мнению.
1. Я учусь, потому что:
– мне интересно,
– этого требуют мои родители,
– нужно для поступления в ВУЗ.
2. Учиться необходимо, потому что:
– пригодится в жизни,
– другое……………………………………..
3. Мне нравится учиться:
– всегда,
– иногда,
– никогда.
4. Я хожу на занятия потому, что (выберите 2–3 утверждения):
имею возможность общаться с друзьями,
– там интересно,
– весело,
– люблю свой коллектив,
– нравятся педагоги,
– близко от дома.
5. Сколько времени у вас занимают домашние задания?
Выберите одно утверждение:
– более 3 часов,
– 2–3 часа,
– 1–2 часа,
– 30 минут – 1 час,
– 10– 30 минут,
– другое…………….
6.Что мешает хорошо выполнять домашние задания?
Выберите одну или несколько причин?
– лень, телефон, телевизор, друзья, музыка,
– усталость,
– неинтересность заданий,
– оторванность предметов от жизни,
– запущенность материала,
– все равно не спросят,
– несправедливость в оценке,
– плохие учебники,
– слабое здоровье,
– чтение художественной литературы,
– другое……………….
7. Сколько времени в день уходит на просмотр телепередач?
– Сколько времени гуляете?
– Сколько времени занимаетесь с родителями совместными делами?
– Сколько времени уходит на чтение газет, журналов?
– Сколько времени уходит на чтение художественной литера туры?
– Сколько времени уходит на спортивные занятия?
– Сколько времени на музыку?
– Сколько – на кружки и другую деятельность?
– Есть ли обязанности по дому?
Анкета взята из брошюры “В помощь классному руководителю. Педагогическая диагностика в работе классного руководителя” Составитель Н.А. Панченко. Волгоград. Изд. “Учитель”, 2007 г. – 128 с.
2.Опросник для родителей.
- Как вы оцениваете результаты учебной деятельности своего ребенка?
- Если результаты ниже желаемых Вами то, каковы причины недостаточной успеваемости Вашего ученика?
- Что Вы предполагаете делать для улучшения результата?
- Есть ли взаимосвязь между здоровьем Вашего ребенка и его успеваемостью?
- Сколько времени тратит Ваш ученик на выполнение домашнего задания?
- Возможно ли обучение Вашего ребенка без домашнего задания?
- Принимаете ли Вы участие в выполнении домашнего задания, в решении учебных задач ученика?
- Ваши предложения для подъема уровня качества обученности в 6б классе?
Ф.И.О. родителей, ответивших на вопросы:
Опросник составлен С.А.Гильдман
3.Две статьи из интернетсети о постановке и достижении определенной цели:
– mlminternetbiz.ru›joomla-overview/345 –…Цели. Автор Сухар Алоис;
– bezschool2.at.ua›kak_pomoch_rebenku_uchitsja.doc “Как помочь ребенку учиться”.
Воспитательная работа в классе вовсе не сводится к решению одной выше обозначенной проблемы. Мы с ребятами второй год занимаемся проектной деятельностью. В прошедшем учебном году реализовали творческий проект, в основе которого было инсценирование спектакля – мюзикла “Снежная королева”. В настоящем учебном году также успешно занимаемся сценическими постановками. Наши инсценировки были отмечены на празднике “День рождения школы” и на новогоднем балу.
Мы продолжаем тесное сотрудничество с нашими ветеранами (подшефные ветераны 6б класса – ветераны Великой Отечественной войны, супруги Байкаловы: Василий Аркадьевич и Валентина Павловна).
И все-таки, по моему мнению, работа по повышению качества успеваемости, закрепление положительной учебной мотивации в классе – это самое главное, что я делаю в настоящем учебном году. Мы все знаем, как трудно обучаются те ученики, которые теряют интерес к учебе, не могут успешно реализовать себя в учебном процессе. Именно поэтому я много внимания и сил отдаю решению названной мною проблемы.