Цель урока: проверить и оценить качество усвоения учебного материала по теме «Тип Членистоногие».
Задачи урока:
- развивать навыки умственного труда, способности и умение применять знания на практике;
- содействовать формированию в ходе урока у учащихся навыков самоконтроля;
- развивать умение работать в группах, парах: формировать уважение к коллективу, стремление к взаимопомощи, стимулировать мотивацию учения через деловое сотрудничества.
Оборудование:
- мультимедийная презентация
- карточки с вопросами и программированным заданием для каждого ученика;
- листы для групповой работы;
- критерии оценок за выполненные задания.
Тип урока: контроль.
Форма урока: зачет.
Предварительная работа: Класс делится на 4 группы. Каждая группа готовит и оформляет материал по определенной теме тип Членистоногие: класс Ракообразные, класс Паукообразные, класс Насекомые.
Организация урока: Учащиеся в сформированных группах делятся на пары. По ходу урока ребята работают в группах, парах и индивидуально по определенным заданиям.
Последовательность отдельных этапов урока.
- Организационный момент – 2 мин.
- Зачет:
а) групповая работа – 20 мин.
б) парная работа – 10 мин.
в) индивидуальная работа – 5 мин. - Итог урока – 5 мин.
- Домашнее задание – 3 мин.
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте ребята. У нас сегодня урок-зачет по теме «Тип Членистоногие». Цель урока: обобщить и систематизировать ваши знания по этой теме, а также проверить качество усвоения данного материала. Зачет будет проходить в 3 тура: групповой, парный и индивидуальный. За каждый вид работы вы будите оценены. Т.о. за зачет вы получите 3 оценки – за групповую работу, за парную и индивидуальную.Также оценен будет матеиал предварительно подготовленный и оформленный каждой группы по определенной теме.
II. Зачет:
- Первый тур – групповой.
Задание 1. Характерные признаки членистоногих.
Решите правильно или неправильно то или иное предложенное суждение. Ответ оформляйте в виде графика: Ʌ - правильно, V – неправильно.
- Членистоногие – самый крупный по количеству видов тип животных.
- К членистоногим относятся дождевые черви, нереиды, раки, пауки и насекомые.
- Тело членистоногих членистое: членики образуют у большинства видов голову, грудь и брюшко.
- У членистоногих может быть от 3 пар ног и более.
- Органы дыхания членистоногих – мальпигиевы сосуды.
- У скорпиона, как и у рака, пять пар ходильных ног. Передние ноги имеют клешни.
- Все пауки дышат атмосферным воздухом.
- Пауки хищники.
- Хитиновый покров с возрастом животных становится легко растяжимым.
- Органы выделения у высших раков – зеленые железы.
- У пауков нет усиков.
- Клещи имеют слитное тело: у них нельзя различить голову, головогрудь, брюшко.
- Пауки, как вши и блохи, бескрылые насекомые.
- К насекомым относятся все трахейнодышащие членистоногие, имеющие три пары ног.
- Все летающие насекомые имеют две пары крыльев.
- У всех насекомых тело состоит из головы, груди и брюшка.
- У насекомых, как и у ракообразных, по две пары усиков.
- У жуков ротовые органы грызущие, а у комаров – колюще-сосущие.
- Все насекомые, развивающиеся из яиц, проходят стадию личинки и стадию куколки.
- Бабочка-капустница питается нектаром цветков.
Перед вами график правильных ответов. Сравните со своим графиком и оцените свою работу. Критерий оценок у вас на партах.
Задание 2. Характерные признаки классов типа Членистоногие.
Вы заполняете таблицу, вписав последовательно цифры, за которыми даны сведения, имеющие отношения к паукообразным, ракообразным, насекомым:
Паукообразные | Ракообразные | Насекомые |
- Тело животных снаружи имеет хитиновый покров.
- Тело состоит из двух отделов: головогруди и брюшка.
- Тело состоит из трех отделов: головы, груди и брюшка.
- Брюшко членистое.
- Брюшко не членистое.
- Животные имеют по три пары конечностей.
- Животные имеют по четыре пары конечностей.
- На голове есть усики.
- Усиков нет.
- Усиков две пары – длинные и короткие.
- Усиков одна пара.
- Животные имеют простые глаза или совсем не имеют.
- У животных по два сложных фасеточных глаза.
- Органы дыхания – жабры.
- Воздух поступает в организм через дыхальца и трахеи.
- Дыхание трахейно-легочное.
- Кровеносная система незамкнутая.
- Нервная система состоит из окологлоточного кольца и брюшной нервной цепочки.
- Большинство животных имеют крылья.
На слайде таблица с правильными ответами. Сравните и оцените свою работу по отдельным классам.
Задание 3. Определение по внешнему виду представителей разных классов типа Членистоногие.
Вам будут показаны фотографии различных представителей типа Членистоногие. Определите по внешнему виду, к какому классу они относятся. Ответы заносите в таблицу.
Паукообразные | Ракообразные | Насекомые |
1. 2. |
1. 2. |
1. 2. |
Задание 4. Портретная галерея (Кто есть кто?).
Перед вами, под определенными номерами, портреты некоторых представителей членистоногих. Определите чей этот портрет и подпишите соответственно цифрам.
Задание 5. Тип развития насекомых.
Распределите насекомых в две группы в соответствии с типами их развития. Фотографии насекомых на очередном слайде.
1. жук-плавунец; 2. пчела; 3. комар; 4. стрекоза; 5. клоп; 6. бабочка-крапивница; 7. саранча.
Ответ занесите в таблицу:
Насекомые с неполным превращением | Насекомые с полным превращением |
1. 2. 3. |
1. 2. 3. |
Сравните с правильными ответом. Оцените свою работу.
Задание 6. Характеристика отрядов класса Насекомые.
По характеристике насекомых, определите, к какому отряду они относятся, запишите соответственно цифрам:
- Надкрылья кожистые, выпрямленные на спине, задние крылья – веером, ротовые органы грызущие, задние ноги обычно прыгающие.
- Колюще-сосущий ротовой аппарат; надкрылья неоднородные: толстые, жесткие, а на вершине – мягкие, тонкие, имеют пахучие железы.
- Жесткая первая пара крыльев; вторая пара – перепончатые, все тело покрыто толстым слоем хитина; ротовой аппарат грызущий.
- Две пары больших крыльев, покрытые чешуйками; ротовой аппарат сосущего типа; ножки слабые, но цепкие.
- Две пары прозрачных крыльев, прочно сцепленных между собой; ротовой органы грызущие или сосущие.
- Одна (передняя) пара крыльев: жужжальца; ротовые органы колющие или лижущие; лучшие летуны; личинки безногие, безголовые или с головой.
Листки с групповыми ответами сдайте.
- Второй тур – парный
Каждой паре предлагается решить по одному из предложенных вариантов лабиринта по теме «Тип Членистоногие». Вам нужно найти правильный путь от «1» до «20» , отвечая на утверждения «Да» или «Нет» и записать последовательность ходов. На выполнение этого задания дается 8 минут.
На слайде даны правильные ходы по всем вариантам лабиринта. Сравните со своими ходами и оцените свою работу.
- Третий тур – индивидуальный
Каждый получает свой вариант письменного задания. Подпишите листочки и отметьте правильные ответы. Листочки сдайте.
III. Итог урока.
На доске таблица с вашими результатами по групповому туру. Оценки за индивидуальный тур узнаете на следующем уроке. За парный тур вы уже знаете результаты.
группа | задания | итог | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||
1 | |||||||
2 | |||||||
3 | |||||||
4 |
IV. Домашнее задание.
Решите биологическую задачу:
Там где встречаются шмели, клевер дает хороший урожай семян. Какая существует связь между урожаем семян клевера и шмеля? Имеется ли такая связь между клевером и пчелами?