Разработка открытого урока – игры для обучающего контроля учащихся 10-х классов по теме "Алканы"

Разделы: Химия


Пояснительная записка.

Материал урока подобран так, чтобы он был доступен и интересен каждому участнику процесса обучения. Так же учитывается психологический аспект участника.

Тип урока. Урок обобщения и систематизации знаний с элементами проверки, оценки и коррекции знаний ЗУН (Обобщающе-контролирующий урок)

Форма урока: учебная игра(турнир)

Цели урока:

  1. Повторить, обобщить и систематизировать знания учащихся о предельных алканах. Активизировать продуктивную деятельность учащихся на уроке.
  2. Отработать навыки составления химических уравнений, навыки работы с цепочками превращений.
  3. Отработать навыки составления названий алканов по номенклатуре ИЮПАК., составление химических форму по названию, составление возможных изомеров.
  4. Отработать навыки решать расчетные задачи на нахождение молекулярных формул газообразных углеводородов.
  5. Способствовать формированию у учащихся интереса не только к химии как к учебному предмету, но и развитию у них творческого отношения к любому виду деятельности, умения анализировать явления и процессы окружающей действительности с точки зрения естественных наук.

Задачи урока:

  1. Образовательные. Расширить знания учащихся о предельных углеводородах (алканах). Сформировать представления об основах данного класса органических веществ. Повысить учебную мотивацию, развивать умение аргументировать собственные ответы на задания. Формировать умения работать фронтально и индивидуально.
  2. Развивающие. Развивать идеи, заложенные в базовом курсе химии, дополнить их новыми знаниями, расширить кругозор учащихся, развить творческое мышление учащихся, умение устанавливать взаимосвязь между знаниями разнообразных учебных дисциплин, обобщать и делать выводы. Формировать умение самостоятельно работать, анализировать, отбирать главную информацию.
  3. Воспитывающие. Повысить воспитательный потенциал обучения. Формировать естественно-научного мировоззрения учащихся, нравственное воспитание.

Оборудование.

  1. Коллекция шаростержневых моделей – 10 шт.
  2. Таблицы: “Метан”, “Гомологический ряд алканов”.
  3. Образцы алканов и гологенопроизводных предельных углеводородов (дихлорэтан, хлорэтан).

Дидактический материал:

  1. Тесты (задания проверочного характера).
  2. Кроссворды.
  3. Тематические карточки.
  4. Опорные схемы-модули.

Документация:

  1. Поурочное планирование.
  2. Опорный конспект урока.
  3. Технологическая карта урока.
  4. Самоанализ урока.

Технические средства обучения:

  1. Компьютер.
  2. Мультимидийный проектор.
  3. Интерактивная доска.
  4. Презентация к уроку.

Формы обучения:

  1. Коллективные (фронтальные).
  2. Индивидуальные.
  3. Групповые (микрогруппы).

Методы обучения:

  1. Словесные.
  2. Наглядные.
  3. Репродуктивные.

План урока:

  • Разминка.
  • Моделирование молекул алканов.
  • Теоретический тур.
  • Практический тур.
  • Химический кроссворд.
  • Конкурс.
  • Проблемный вопрос.
  • Тест.
  • Подведение итогов урока.
  • Домашнее задание.

Ход урока

Эпиграф к уроку

“…Химия– это гениальная наука, так как во-первых охватывает и объединяет широкие области знания, и во-вторых развивает у человека способность к резким скачкам мысли…”
(Чугуев Л.А)

“Алканы”.

1. Разминка.

  1. Как объяснить четырехвалентность углерода в органических соединениях?
  2. Какие органические вещества относят к алканам?
  3. Напишите формулы алканов, имеющих в своем составе атомов углерода: а) 16; б) 21; в) 23.
  4. Напишите формулы алканов, имеющих в своем составе атомов водорода: а) 14; б) 20; в) 26.
  5. Что понимают под гибридизацией атомных орбиталей? Какие особенности гибридизации атомных орбиталей проявляются в строении молекул алканов : метана, этана, пропана, бутана, пентана, гексана.

2. Моделирование молекул алканов.

  1. Метан.
  2. Этан.
  3. Пропан.
  4. Бутан.
  5. Пентан.
  6. Гексан.
  7. Хлоргексан.
  8. Изомеры гексана.

3. Теоретический тур.

  1. Какой тип связи характерен для алканов?
  2. Какое явление называется изомерией? Какой вид изомерии характерен для алканов?
  3. Какие правила применяют при составлении структурных формул изомеров алканов?
  4. Существует ли зависимость между свойствами вещества и его химическим строением?
  5. Какое явление называется гомологией? Чем отличаются гомологи друг от друга?
  6. Каковы причины многообразия органических соединений ?
  7. Показать зависимость между свойствами вещества и его применением.
  8. Показать генетическую взаимосвязь предельных углеводородов

4. Кроссворд.

По горизонтали:

1. Алкан, имеющий молекулярную формулу С3Н8.
2. Простейший представитель предельных углеводородов.
3. Французский химик, имя которого носит реакция получения углеводородов с более длинной углеродной цепью взаимодействием галогенопроизводных предельных углеводородов с металлическим натрием.
4. Геометрическая фигура, которую напоминает пространственное строение молекулы метана.
5. Трихлорметан.
6. Название радикала С2Н5–.
7. Наиболее характерный вид реакций для алканов.
8. Агрегатное состояние первых четырех представителей алканов при нормальных условиях.
Получат одно из названий предельных углеводородов

Какой это углеводород?

Если вы правильно ответили на вопросы, то в выделенном столбце по вертикали получатся одно из названий предельных углеводородов.

Ключ к кроссворду.

5. Конкурс “Восстанови запись”.

Перед уроком учитель химии на доске пишет уравнения, демонстрирующие основные способы получения парафинов и их химические свойства.

Но кто-то шутки ради стер часть записей. Необходимо их восстановить.

6. Практический тур.Конкурс “Проведи линию”.

В двух столбцах табл. 1 приведены формулы алканов и их названия по номенклатуре ИЮПАК. Нужно соединить линией каждую формулу с соответствующим ей названием предельного углеводорода.

Прежде чем приступить к выполнению задания, повторим основные правила составления названий парафинов:

1. Выбираем в формуле наиболее длинную углеродную цепь, нумеруем атомы углерода, начиная с того конца цепи, к которому ближе находится разветвление.

2. Называем радикалы, начиная с простейшего, и указываем цифрами их местоположение.

3. Даем полное название углеводороду по числу атомов углерода в нумерованной цепи.

7. Таблица 1.

Сколько гомологов и сколько изомеров в этой таблице?

8. Конкурс “Зашифрованное письмо”.

Прочитав предложения, найдите в них названия предельных углеводородов.

1. Цветок Таня посадила в красивый белый горшок.
2. Смета на строительство нового объекта была утверждена.
3. Красивое ожерелье, но на ней оно выглядело тускло и безлико.
4. В деревне про Паночку ходили самые невероятные слухи.

9. Конкурс “Реши задачу”.

  • Каждому ученику необходимо решить задачу своего варианта на нахождение химической формулы углеводорода по известным массовым долям углерода, водорода и по известной относительной плотности искомого углеводорода в газообразном состоянии.
  • Условия этих задач представлены в табл. 2.

9. Таблица 2.

10. Конкурс “Забавные задания”.

Впишите в мини-кроссворд названия предельных углеводородов таким образом, чтобы из их заглавных букв получилось название великой русской реки.

Задание.

Мини-кроссворд.

Ответ.

11. Задача-загадка.

В названии какого кисломолочного продукта нужно убрать крайние буквы, чтобы получить название предельного углеводорода с массовой долей углерода 75 %.

12. Названия каких алканов зашифрованы в ребусах?

Зашифрованные алканы.

  • Октава – октан.
  • Бутон – бутан.
  • Танк – этан.

13. Проблемный вопрос.

  • В чем уникальность химического элемента углерода по сравнению с другими элементами? Почему именно углерод способен образовывать миллионы химических соединений ?