Цель:
– совместно раскрыть роль семейных праздников в сохранении исторических
традиций народа;
– предоставить возможность увидеть в праздниках не только развлекательное
мероприятие, задуматься над проблемой досуга;
– формировать уважительное отношение к традициям других людей.
Предварительная подготовка.
За 1–2 недели до урока 5–6-и обучающимся дается задание – рассказать каждому о своем любимом семейном празднике по следующему плану:
- Как называется мой любимый праздник.
- Как моя семья отмечает этот праздник.
- Какие чувства вызывает этот праздник.
- Как появилась традиция отмечать праздник именно так.
Учитель помогает детям договориться, чтобы они выбрали разные праздники, возможно даже религиозные. Длительность выступления – до 3 минут. Каждое выступление сопровождается презентацией – лучшими кадрами, снятыми на празднике. Учитель при необходимости оказывает помощь, консультирует.
Перед уроком вопросы плана записываются на доске. Тема урока записана, но закрыта бумажной полосой.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Частичное ознакомление с темой урока, создание проблемной ситуации.
Учитель: “Ребята, сегодня я не буду сразу объявлять вам тему урока, потому что она будет подсказывать вам какие-то выводы, а мне бы хотелось, чтобы вы сделали их самостоятельно. Скажу только, что мы поговорим с вами о семейных праздниках, а помогут нам в этом ваши товарищи, которые познакомят вас с некоторыми традициями своих семей. Перед вами план, по которому они постараются построить свое выступление. А вам нужно подумать, почему на уроке этики мы говорим о праздниках? Какая связь между ними?”
3. Обучающиеся представляют свое домашнее задание. После окончания выступлений предоставляется возможность задать вопросы.
4. Обсуждение после прослушивания.
Учитель повторяет вопрос, заданный перед прослушиванием: “Почему на уроке этики мы говорим о праздниках?”
Предполагаемые ответы: “Потому что этика – это учение о морали, о нормах поведения, а на праздниках надо уметь вести себя правильно”.
Учитель: “Как вы думаете, а почему в задании ребятам надо было рассказать о том, какие чувства вызвал праздник?”
Предполагаемые ответы: “Потому что важно, чтобы праздник радовал, чтобы всем было хорошо и весело. Если у человека хорошее настроение, ему хочется делать хорошие дела.”
Учитель: “А почему, по вашему мнению, ребятам надо было рассказать не только о том, как они отмечают свой праздник, но и откуда в их семье появилась такая традиция?”
Предполагаемые ответы: “Потому что праздник помогают готовить родители, а их нельзя забывать. Дети часто советуются с родителями, как лучше провести праздник, потому что родители знают, как принято праздновать.”
Учитель: “Вы все по-своему правы. Когда мы хотим организовать праздник, мы действительно часто обращаемся к опыту наших родителей, дедушек, бабушек, прадедушек, прабабушек, стараясь взять самое интересное, необычное; узнаем у них о том, как отмечали праздники раньше, потихоньку погружаемся в историю. Скажите, пожалуйста, кто-нибудь принимал участие в старинных обрядах, о которых вам рассказали бабушки или прабабушки?”
Ребята делятся своим опытом.
5. Самостоятельная работа.
Обучающимся выдаются карточки со следующими записями на каждой:
- “Праздники помогают нам вспомнить исторические события и лучше понять их.
- Праздники помогают поддерживать связь поколений.
- Праздники помогают узнать традиции своего народа.
- Праздники учат уважать культуру других людей.
- Праздники дают нам возможность испытать гордость за свою семью, свой город, свой народ, свою страну.
- Праздники позволяют нам вспомнить о людях, которые сделали что-то очень важное для семьи, города, страны.”
Учитель: “Чтобы сделать вывод из нашей беседы, давайте выполним небольшую самостоятельную работу. Необходимо прочитать предложения на карточке и подчеркнуть те предложения, с которыми вы согласны. Количество предложений может быть любое – от 0 до 6.”
Учащиеся выполняют задание.
6. Проверка выполнения работы.
Учитель просит поднять руки ребят, подчеркнувших 1 предложение, затем – 2 предложение и т.д. Количество поднятых рук записывает на доске.
7. Формулирование вывода после самостоятельной работы.
Учитель: “Вы подчеркнули много предложений, но среди них нет предложения о том, что праздник нужен только для того, чтобы отдохнуть.
Значит, вы согласны, что у праздников, которые мы отмечаем всей семьей, есть и другая роль, кроме отдыха? Давайте попробуем все выбранные вами предложения заменить одним, которое сможет передать их смысл”.
Ребята пробуют выполнить это задание, предлагают свои варианты.
Учитель: “Спасибо, вы очень помогли нам всем приблизиться к пониманию темы урока. Осталось только открыть ее и посмотреть, как точно она звучит”. Учитель открывает тему, записанную на доске, все вместе читают: “Семейные праздники как одна из форм исторической памяти”.
8. Итог урока.
Учитель: “Можно ли выбранные вами предложения заменить предложением “Семейные праздники – одна из форм исторической памяти”, как записано в нашей теме? Как вы считаете, почему я сразу не открыла тему? Получилось ли у вас самостоятельно сделать вывод, заключенный в теме урока? Что вам больше всего запомнилось из урока?”