Технология организации элективных курсов для учащихся 9–11-х классов с помощью дистанционного обучения

Разделы: Общепедагогические технологии


I. Введение

Развитие науки, ускорение процесса обновления информации и знаний, стремительное развитие технологий ставят ныне перед школой и учителями всё более высокие задачи. Одна из них — внедрение новых образовательных технологий в учебный процесс.

По мнению многих специалистов, технологией будущего можно назвать дистанционное обучение, которое является одним из важных аспектов образования в целом. “Дистанционное обучение как технология обучения” (Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. — СПБ.: Питер, 2001.) позволяет получать образование тем, кто

  • живёт вдалеке от учебных заведений;

  • у кого есть ограничения в передвижении по состоянию здоровья;

  • кто хочет эффективно использовать время за счёт быстрого доступа к информации;

  • кто желает оптимизировать процесс обучения с помощью построения индивидуальной образовательной траектории;

  • ДО может облегчить наиболее заинтересованным учащимся доступ к усвоению отдельных модулей из элективных курсов и сформировать условия для личностно- ориентированного обучения.

Дистанционные курсы как возможность получения дополнительного образования существовали и раньше, однако появление такой информационно- коммуникативной среды, как Интернет, открыло у этого вида образовательной деятельности второе дыхание. Средняя школа с использованием дистанционного обучения становится прекрасной возможностью для получения всестороннего качественного образования.

Однако, как показывает практика, использование данной технологии пока слабо связано с процессом обучения в школе. Главными проблемами являются:

  1. небольшое число бесплатных электронных программ учебного назначения для учащихся средней школы;
  2. незначительное использование возможностей дистанционной технологии в преподавании элективных курсов по разным предметам;
  3. подготовка педагогических кадров к использованию названной технологии в своей профессиональной деятельности, грамотное её применение в обучающем процессе для достижения максимального эффекта при минимальных затратах времени и ресурсов.

Так актуальность вышеизложенных проблем послужила причиной организации в нашей школе дополнительных элективных курсов для учащихся 9-11 классов в виде дистанционного обучения, а также создания “Каталога дистанционных курсов для учащихся школы” на 2009-2010 учебный год.

Объектом нашего исследования является процесс расширения спектра предлагаемых элективных курсов для учащихся на старшей ступени обучения.

Предмет исследования — внедрение дистанционного обучения в учебный процесс.

Цель исследования: организация для высокомотивированных учащихся 9-11 классов дополнительных элективных курсов и их внедрение в учебный процесс с помощью дистанционных технологий.

Задачи исследования:

  1. ознакомиться с литературой по теме исследования, изучить состояние обозначенной проблемы в педагогической теории и практике;
  2. разработать программы элективных курсов (по биологии, химии, географии, математике и русскому языку) для дистанционного обучения учащихся;
  3. на основе разработанных программ элективных курсов создать учебное издание “Каталог дистанционных курсов для учащихся школы” и банк дистанционных курсов на сайте МОУ “СОШ № 6” г. Канаш;
  4. организовать дистанционное обучение в школе через Центр учебно-исследовательского проектирования.

С объектом и предметом исследования связан выбор методов нашего исследования: сбор и анализ материала, его систематизация и обобщение, количественные и качественные методы. Эффективное их использование, последовательный переход от одного метода к другому позволило успешно реализовать поставленные перед нами задачи.

Выбрав проблему исследования, мы приступили к изучению литературы. На данном этапе мы обращались к самому разному материалу: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 6 мая 2005 г . N 137 Об использовании дистанционных образовательных технологий, Каталог дистанционных курсов повышения квалификации педагогического университета “Первое сентября” (Президент университета А.Соловейчик), научные статьи доктора педагогических наук А.В.Хуторского, самоучитель Adobe PadeMaker Федоровой А.В., различные статьи в Интернет-ресурсах о дистанционных технологиях.

Новизна нашей работы заключается в следующем:

  1. организация дополнительных элективных курсов с использованных дистанционных форм обучения не замыкается в рамках только нашего учебного заведения: к обучению на дистанционных курсах допускаются учащиеся других школ города;
  2. у старшеклассников появляется возможность выбора не только курса, но и преподавателя.

Ценность нашей разработки состоит в её личностно-ориентированной направленности, она позволяет расширить кругозор учащихся, способствует развитию самостоятельной познавательной деятельности учащихся с различными источниками информации и учебными материалами, прививает интерес старшеклассников к изучаемому предмету.

Кроме этого, на основании Приказа № 111/4 от 15 июня 2009 года по МОУ “СОШ № 6” г. Канаш об участии в республиканском эксперименте по внедрению технологий индивидуализации образования была создана проектная команда школы для участия в этом эксперименте. В команду школы вошли и мы, авторы данного исследования. В составе проектной команды мы (Питеркина З.А. и Васильева Н.И.) занимались организацией дистанционных курсов в школе.

II. Основная часть

Идеей организации для высокомотивированных учащихся 9, 11 классов дополнительных элективных курсов в виде дистанционного обучения мы заинтересовались в начале 2009-2010 учебного года. Чтобы начать работу, мы, во-первых, изучили опыт работы Педагогического университета “Первое сентября” по организации дистанционных курсов. Это образовательное учреждение создано в 2003 году и с этого времени проводит дистанционные курсы повышения квалификации для работников образовательных учреждений вне зависимости от места проживания слушателей. Структура учебных курсов Педагогического университета, система контроля и оценки, форма учебных материалов для каждого конкретного курса нам показались наиболее интересными.

Во-вторых, мы познакомились со статьями доктора педагогических наук, академика Международной педагогической академии Андрея Викторовича Хуторского. Информационные технологии, применяемые в дистанционном обучении, представляют широкие возможности для индивидуализации обучения. (Хуторской А.В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения. - СПб.: Питер, 2004, стр. 405).

В-третьих, мы освоили компьютерную издательскую программу Adobe PadeMaker (программу вёрстки), для того чтобы составить “Каталог дистанционных курсов для учащихся школы”.

Конечно, всё это стало методологической основой и теоретической базой нашей работы. Однако, изучая опыт педагогов, мы увидели, что на сегодняшний день дистанционная технология пока слабо связана с процессом обучения в школе.

Продолжая работу, мы вместе с членами проектной команды школы по индивидуализации образования разработали Положение о дистанционной форме обучения. Для организации данной формы обучения в школе имеется всё необходимое: локальная сеть с выходом в Интернет, два компьютерных класса, автоматизированные рабочие места учителей, собственный сайт школы.

Кроме этого, реализация дистанционной технологии обучения в образовательном учреждении предполагает, что учителя и ученики подготовлены с точки зрения ИКТ –компетенций, т.е. умеют работать в сети Интернет, работать с электронной почтой, с текстовыми, графическими и табличными редакторами и другое. Всему этому учащиеся, как правило, обучаются на уроках информатики, а учителя школы прошли соответствующие курсы. Учителям (это педагоги I и высшей квалификационных категорий), прошедшим специальную подготовку, было предложено разработать дополнительные программы элективных курсов для высокомотивированных учащихся 9,11 классов.

Далее мы собрали инициативную группу и определили схему дальнейшего сотрудничества:

Итак, на первом этапе (подготовительном) мы ознакомились с литературой по теме нашей работы, изучили состояние обозначенной проблемы в педагогической теории и практике, выявили учителей, владеющих технологиями дистанционного обучения. Ими оказались учителя биологии, химии, географии, математики и русского языка, которые предложили такие курсы, как “Основы генетики”, “Избранные темы курса неорганической химии”, “Политическая карта мира”, “Задачи повышенной сложности по математике”, “Теория и практика сочинения-рассуждения”.

Обозначив первые результаты, мы продолжили работу и перешли к следующему этапу — деятельностному (этап разработки структуры курсов). Ознакомившись с программами элективных курсов учителей, мы решили установить единую структуру для каждого дистанционного курса:

8 лекций-модулей

2 контрольные работы

1 итоговая работа

В лекциях излагается теорети-ческий материал, сопровожда-емый примерами, практичес-кими рекомендациями, вопро-сами, заданиями для самосто-ятельной работы и ссылками на дополнительные источники информации

Контрольные работы предназ-начены для промежуточной аттестации учащихся. Они предназначены для проверки знаний и навыков, приобрета-емых учащимися в процессе обучения. Формы контроль-ных работ зависят от содержания курса.

Данная работа предназначена для итоговой аттестации учащихся в рамках выбранно-го курса.

На проработку материала каждой лекции, выполнение заданий и знакомство с дополнительной литературой отводится 6 часов.

На выполнение каждой контрольной работы отводится не менее 3 часов.

На выполнение итоговой работы отводится не менее

4 часов.

Исходя из структуры курсов, мы предложили коллегам составить паспорта учебных курсов по единой форме:

Название курса

 

Сроки проведения

С 1 декабря 2009 по 12 апреля 2010

Нормативный срок освоения

58 часов

Форма учебных материалов

Лекции с заданиями на сайте школы

Способ доставки учебных ма-териалов

по электронной почте (e-mail учителя):

На третьем этапе (практическом) мы перешли в Центр учебно-исследовательского проектирования. Там с помощью учителя информатики на сайте МОУ “Средняя общеобразовательная школа № 6” мы создали банк дистанционных курсов и для каждого старшеклассника составили “Каталог дистанционных курсов”. В этом небольшом учебном издании мы кратко познакомили читателей с новой для них образовательной технологией, обратили внимание на достоинства дистанционного обучения, рассказали о совершенно иной роли учителя в учебном процессе. Там же поместили информацию о дистанционных курсах и об учителях-преподавателях курсов. Ученики, желающие пройти обучение на предложенных курсах, оформили “Бланк заявки на дистанционные курсы” (Питеркина З.А., Тихомирова Е.А. Каталог дистанционных курсов. – Канаш: Лев, 2009, стр. 9.) и отправили документы по электронным адресам тех учителей, чьи курсы они выбрали.

Так началась увлекательная работа по внедрению новой и для нас, и для учеников образовательной технологии в учебный процесс, которая продолжалась в течение 4,5 месяцев 2009-2010 учебного года.

После завершения дистанционных курсов все учащиеся, успешно окончившие обучение на курсах, получили итоговые документы – сертификаты.

Мы же, авторы разработки, перешли к заключительному этапу — рефлексивно-оценочному, который предполагал анализ результативности нашей работы. Критерии эффективности работы мы определили следующие:

  1. охват учащихся 9,11-х классов в рамках внедрения новой технологии обучения (количественный показатель результатов работы):
  2. Название дистанционных курсов и количество учащихся, обучавшихся на курсах в 2009-2010 учебном году

    “Основы генетики”

    “Избранные темы курса неорганической химии”

    “Политическая карта мира”

    “Задачи повы-шенной сложности по математике”

    “Теория и практика сочинения-рассуждения”

    6 человек

    10 человек

    6 человек

    11 человек

    8 человек

    Если сравнить эти показатели с общим числом учеников в 9, 11-х классов – 134 чел., то можно увидеть, что 31% старшеклассников участвовали в дистанционном обучении. Количественный показатель результатов работы иллюстрирует диаграмма:

  3. качественные показатели участников дистанционных курсов (результаты ЕГЭ и ЕМЭ). Их тоже можно представить в виде таблицы:
  4. Предметы, по которым были введены дистанционные курсы

    Средний балл ЕГЭ в 2009-2010 учебном году

    Средний балл ЕМЭ в 2009-2010 учебном году

    по республике

    по школе

    участники курсов

    по школе

    участники курсов

    Русский язык

    61,4

    65,6

    79,7

    3,9

    4,8

    Математика

    49,8

    56,6

    65,1

    3,5

    4,6

    Химия

    65,2

    68,8

    75

    4,6

    5

    Биология

    60,9

    59,6

    72,3

    5

    5

    География

    62,8

    64,5

    82

    4,6

    5

    Помимо этого, к качественным показателям мы можем отнести и тот факт, что наши ученики, участники дистанционных курсов, в течение прошлого учебного года активно принимали участие в различных дистанционных олимпиадах и конкурсах:

    Русский язык

    Биология

    Химия

    География

    Республиканский дистанционный конкурс эссе

    “Учитель будущего”

    7 чел.

    Республиканская дистанционная олимпиада естественных наук

    3 чел.

    Дистанционная олимпиада по химии (г. Пермь)

    3 чел.

    Республиканская дистанционная олимпиада “Необыкновенные путешествия” - 5 чел.

    Республиканский дистанционный конкурс сочинений

    “Салют, Победа!”

    3 чел.

    Международная экологическая олимпиада “Экомарафон-2009”

    6 чел.

    Приволжская дистанционная олимпиада по химии (КГТУ)

    6 чел.

    Республиканская дистанционная олимпиада “Выхухоль-2009”

    5 чел.

    Всероссийский конкурс исследовательских работ им. Вернадского – 1 чел.

     

    Межрегиональная дистанционная олимпиада по химии (г.Чебоксары)

    4 чел.

    Всероссийский конкурс исследовательских работ им. Вернадского – 1 чел

  5. 3-й критерий — степень удовлетворённости учащихся (анкетирование).

После обучения с участниками дистанционных курсов мы провели анкетирование, где ученикам было предложено ответить на ряд вопросов. Результаты мониторинга самоудовлетворённости учащихся дистанционным обучением оказались следующие:

(Ответов “Скорее не удовлетворён, чем да” и “Не удовлетворён” не было)

III. Заключение

Систематизировав и обобщив результаты работы, мы пришли к следующим выводам:

  1. проблема организации дополнительных элективных курсов и их внедрение в учебный процесс с помощью дистанционных технологий остаётся актуальной для современной школы;
  2. введение дистанционного обучения значительно расширило образовательные возможности школы, обеспечило качественное бесплатное обучение, предоставило условия для самостоятельной деятельности учащихся;
  3. учебное издание “Каталог дистанционных курсов для учащихся школы”, который был издан нами в 2009-2010 учебном году на основе разработанных программ элективных курсов для высокомотивированных учащихся, помог каждому ученику выбрать интересующий его курс и преподавателя, на практике освоить дистанционные формы обучения;
  4. качественные и количественные показатели участников дистанционного обучения в 2009-2010 учебном году достаточно высоки, что позволяет принять решение продолжить работу по данной технологии.

Таким образом, сегодня важно не столько прогнозировать информационное будущее, сколько решать с помощью дистанционных технологий проблемы настоящего. Мы считаем, что дистанционное обучение займёт достойное место там, где оно действительно уместно и эффективно.

См.презентацию.

  1. Библиографический список
  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 6 мая 2005 г . N 137 Об использовании дистанционных образовательных технологий
  2. Арсланьян В.П., Дремач М.Ю. и др. Каталог дистанционных курсов повышения квалификации на 2009-2010 учебный год. – М., 2009.
  3. Львова С.И. Настольная книга учителя русского языка. – М.: Эксмо, 2007.
  4. Федорова А.В. Самоучитель Adobe PadeMaker 7. – СПб.: БХВ-Петербург, 2003.
  5. Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: Пособие для учителя. – М.: Владос, 2005.
  6. Хуторской А.В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения. - СПб.: Питер, 2004.
  7. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. - СПб: Питер, 2001.
  8. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика: Научное издание. – М.: Изд-во УНЦ ДО, 2005.
  9. Хуторской А.В. Креативная функция дистанционного обучения // Интернет-журнал "Эйдос". - 2005. - 11 февраля - http://www.eidos.ru/journal/2005/0211.htm.
  10. Центр дистанционного образования "Эйдос", г.Москва - http://www.computerra.ru

11. www.edu.1sept.ru – Педагогический университет “Первое сентября”.