Данные рекомендации предназначены для учителей начальных классов и воспитателей, работающих с детьми младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Цель: развитие интеллектуальных способностей детей младшего школьного возраста с ОВЗ.
Задачи:
создавать условия для развития у младших школьников познавательных интересов, логического мышления, внимания и памяти, пространственного воображения;
учить планировать предстоящую работу, выполнять ее в соответствии с образцом, инструкцией;
учить использовать накопленные знания и навыки на уроках чтения, математики, русского языка и труда.
Педагоги, работающие с детьми с ОВЗ, постоянно отмечают их низкую познавательную активность, стереотипичность мышления, недостаточную сформированность основных мыслительных операций, проявляющуюся в наибольшей степени на вербальном уровне. Эти дети испытывают трудности как при выделении определенных частей многоэлементного комплекса, так и при необходимости их обобщения. В ходе анализа они опускают детали, затрудняются в выделении существенных и несущественных признаков, в установлении причинно-следственных связей. Все это сказывается как на эффективности усвоения детьми учебного материала, так и более широко – на особенностях их общения со сверстниками и взрослыми, на понимании ими ситуации взаимодействия, осознании причин и последствий тех или иных событий жизни, поступков и т.д.
Условия, необходимые для организации систематической работы по формированию и развитию самостоятельности мышления, очень трудно обеспечить на уроке. Этому должна служить организация систематических занятий во внеклассной работе. Такой подход создает условия для развития у детей познавательных интересов, стимулирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время таких занятий у учеников происходит становление и развитие форм самосознания и самоконтроля, исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство.
Развитие интеллектуальных способностей имеет непосредственную связь со всеми основными предметами начального обучения. Так, например, более интенсивное развитие логического мышления детей, внимания и памяти помогает лучше анализировать и глубже понимать читаемые тексты и изучаемые на уроках русского языка правила, свободнее ориентироваться в закономерностях окружающей действительности, эффективно использовать накопленные знания и навыки на уроках математики. Формирование у школьников пространственного воображения и конструктивных навыков способствует более эффективной деятельности на уроках труда.
Основой для составления рекомендаций послужили работы Бабкиной Н.В., Тихомировой Л. Ф., Волиной В.В., Коган М.С., Михайловой З.А., Цвынтарного В.В. и других.
Нельзя забывать и о том, что в познавательной деятельности имеет значение не только содержание, но и способы осуществления, благодаря которым происходит приобщение ребёнка к культуре умственного труда.
Подбирая то или иное содержание познавательной деятельности, необходимо помнить о психологических особенностях младших школьников с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому оно должно быть эмоционально окрашенным, доступным по изложению, красочно оформленным, имеющим элементы занимательности.
Очень важным условием является обращение к занимательным формам познавательной деятельности. В этом возрасте игра наряду с учением занимает важное место в развитии ребёнка. Поэтому, чтобы увлечь детей, приохотить к сложной интеллектуальной деятельности, необходимо начинать с игровых, занимательных форм, чтобы потом, когда интерес будет сформирован, и удовольствие будет доставлять сам процесс познания, можно переходить к более серьёзным формам. Использование занимательных форм создаёт радостный психологический настрой, способствующий появлению желания заниматься свободной познавательной деятельностью за пределами класса, школы.
Таким образом, интеллектуальное развитие младших школьников с ОВЗ через решение ребусов, кроссвордов, головоломок должна базироваться на следующих принципах:
- Безоценочность. Любая оценка способствует фиксированности на собственных качествах, достоинствах и недостатках.
- Отсутствие соревновательного момента.
- Создание мотивации по типу игровой.
- Наличие элементов занимательности.
- Доступность по изложению.
- Красочность оформления.
- Эмоциональная окрашенность занятий.
На наш взгляд, систематический курс занятий на материале поисково-творческих задач неучебного содержания создает благоприятные условия для воспитания у младших школьников культуры мышления, которая характеризуется возможностью самостоятельно управлять мыслительной деятельностью, проявлять инициативу, ставить цели и находить способы их достижения.
Перечислим игры, которые педагоги могут организовать с целью интеллектуального развития младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.
Игры на комбинирование: игры-головоломки или геометрические конструкторы (танграм, пифагор и др.), игры со спичками, логические задачи, шашки, шахматы, головоломки и др. - предусматривающие умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей, предметов.
Игры на планирование: лабиринты, головоломки, магические квадраты, игры со спичками – направлены на формирование умения планировать последовательность действий для достижения какой-либо цели. Способность планирования проявляется в том, что дети могут определить, какие действия следует осуществить раньше, а какие - позже.
Игры на формирование умения анализировать: найди пару, найди лишнее, загадки, продолжи ряд, занимательные таблицы – предусматривают умение объединять определенные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов, умение описывать предметы по принципу “из чего состоит, что делает”.
В своей работе мы часто используем логические игры, головоломки, кроссворды и т.д. Они интересны по содержанию, занимательны по форме, отличаются необычностью решения, парадоксальностью результата. Например, головоломки представлены арифметическими (угадывание чисел), геометрическими (на разрезание, с проволокой), буквенными (анаграммы, кроссворды, шарады) и т.д.; рассчитанными на игру фантазии и воображения.
Предлагаемые игры можно посмотреть в приложениях.
Игры со спичками (счетными палочками). (Приложение 1).
Загадки, задачи-шутки (Приложение 2)
Кроссворды, ребусы (Приложение 3)
Игры-головоломки (Приложение 4)
Список литературы
1. Бабкина Н.В. Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития. Пособие для школьного психолога. – М.: Школьная пресса, 2006.
2.Волина В.В. Занимательное азбуковедение. – М., 1999.
3.Волина В.В. Учимся играя. – М., Новая школа, 1994.
4.Коган М.С. Игровая кладовая. – Новосибирск, Сиб. унив. изд-во, 2005.
5.Крупенчук О.И. Игры с буквами: ребусы, кроссворды, головоломки. Каро. 2004.
6. Математика до школы. Ч. II: Игры-головоломки / сост. З.А.Михайлова, Р.Л.Непомнящая. – СПб.; “Детство-пресс”, 2000.
7. Олехник С. Н., Потапов М. К. Игры на клетчатой бумаге. Метод.пособие.
8. Тихомирова Л. Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка. Младшие школьники. "Рольф" – 2000.
9. Цвынтарный В.В. Играем в пальчики и развиваем речь. – СПб., Лань, 1997.
10. Шпарева Г.Т., Коновалова И.П. Интеллектуальные игры для детей 3-7лет: Учебно-методическое пособие.