Главные задачи, стоящие сегодня перед школой, обуславливают выбранную систему работы – и в формах выполнения базового стандарта, и в формах профильного образования (проектная деятельность, элективные курсы, внеклассная работа и др.). Эти формы выполняют также и воспитательную функцию.
Любое направление в работе на современном этапе, кроме знаний, решает самую главную задачу – очеловечивание. Ученик – это не только будущий специалист, но прежде всего Человек.
Каким человеком должен стать наш ученик? Он должен соответствовать всем современным требованиям. Это “духовно развитая личность, обладающая гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма”. (Из Стандартов П поколения). Это личность с высоким уровнем культуры; владеющая не только базовым уровнем образования, но и профильным (в соответствии со специализацией школы).
Изучив стандарты П поколения, мы определяем, какие новые задачи мы перед собою ставим, используя при этом существующие традиции. Мы видим существенное изменение концепции обучения русскому языку с ориентацией на речевое развитие и формирование коммуникативной компетентности.
Каковы же цели изучения русского языка в основной школе? Напомню основные, сформулированные в Стандартах П поколения:
- воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры;
- осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе;
- осознание эстетической ценности родного языка;
- развитие потребности в речевом самосовершенствовании…
Конечная цель обучения русскому языку всем известна – успешно сдать ЕГЭ. Сложность данной экзаменационной работы не отрицает ни один учитель-словесник. Мы видим, что при изучении русского языка ученик должен не только владеть объемом теоретических правил, но и владеть им как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; должен развить потребность в речевом самосовершенствовании, осознать эстетическую ценность родного языка.
Поэтому самыми важными для учителя сегодня являются следующие задачи:
- выполнение основных требований стандарта П поколения;
- выбор научно-исследовательских приемов в изучении нового материала и по русскому языку, и по литературе;
- не только вызвать интерес (это слишком примитивно сегодня), но и сознательное отношение у ребенка к тому, что ему необходимо делать, изучить (трудно, но необходимо!).
Основная форма (или методический прием) заключается в том, чтобы реализовать связь в процессе изучения языка и художественной литературы на всех этапах. Это заключается не только в изучении текстов художественных произведений. Посмотрите, сколько в материалах ЕГЭ теоретического литературного материала! А когда к этому готовить учеников, если по региональному учебному плану у нас 3 часа в неделю на изучение русского языка в 10-11 классах и 3 часа на изучение литературы. Элективные курсы, проектно-исследовательская деятельность, безусловно, помогают подготовить к ЕГЭ, но они также имеют и свои определенные цели: они помогают решить важнейшие задачи:
-
воспитание всесторонне образованного
человека;
- подготовка к самостоятельной исследовательской работе (логика мышления и использование накопленного всем человечеством богатства знаний во всех областях).
Сегодня мы видим, что учитель часто бывает очень ограничен не с профессиональной точки зрения, а с точки зрения всесторонней образованности.
Моя задача не только в том, чтобы раскрыть свои особенности как преподавателя, но в то же время обозначить перспективы дальнейшей работы в области гуманитарного образования (самой трудной на современном этапе!), которая идет через изучение языка в связи с изучением литературы. Без этой связи ничего не может быть. Гуманизация образования необходима. Об этом говорят все тексты части С ЕГЭ. Без философского подхода мы не научим детей постигать глубины авторского замысла, определять авторскую позицию и т.д. Вспомните экзаменационные тексты об отношении к войне, о героизме, о счастье, о нормах литературного языка…
О нравственно–эстетическом потенциале русской литературы
На всем протяжении своего развития русская классическая литература сохраняла неразрывную связь с историей Отечества, неустанно искала реальные пути “очеловечивания” простого человека. Вот почему русская классическая литература – та питательная почва, на основе которой происходит духовное развитие человека.
Поэзия Пушкина, Лермонтова, Некрасова, проза Тургенева, Достоевского, Льва Толстого раскрывают определяющие нравственные принципы, составляющие духовный мир личности: отношение личности к народу и Родине, проблемы общественного долга и служения Отечеству, отношения между людьми, гармония чувств и спокойная мудрость.
Научить учащихся постигать нравственную силу произведений русских классиков – это значит научить их понимать авторов как высших судей своих творений, научиться открывать для себя, что САМ поэт, САМ писатель – самый удивительный и притягательный герой собственного произведения, который отличается удивительным богатством и красотой своих чувств.
Чтобы ни было, какие бы кризисы мы не испытывали при изучении данного предмета, все равно он остается предметом искусства слова.
Одной из важнейших задач воспитания, сформулированной в Стандартах П поколения, является формирование у школьников гражданской ответственности, духовности и культуры. Вот что в итоге мы воспитываем в человеке! Вот наша задача! Наша высшая цель сегодня: деятельность ученика должна быть направлена на поиск Истины, Добра и Красоты.
Выполнение поставленных перед современным учителем задач возможно только при высокой профессиональной компетентности, высокой культуре учителя-словесника и при наличии дополнительных часов.
Это мысли мои - преподавателя и человека.