Цели:
- Обобщить и систематизировать материал, изученный по теме “Глагол”;
- выявить степень сформированности практических умений и навыков у учащихся;
- развивать умение обучающихся работать самостоятельно. Применять свои знания в нестандартной ситуации.
Оборудование
- мультимедийная система;
- презентация “Глагол”;
Ход урока
- Организация начала урока.
II . Вступительная часть.
Учитель: Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё на месте, всё в порядке:
Книги, ручки и тетрадки.
- Сегодня мы совершили путешествие в страну Грамматику. Поговорим о словах, которые любят много разговаривать, рассказывать о том, что делают имена существительные. Стоит только правильно задать вопрос. И эта страна называется “Глагол”. Таблица поможет вам вспомнить то, что вы узнали на уроках русского языка. Глагол обозначат движение, действие, без него невозможно передать события, представить будущее, узнать прошлое.
III. Сообщение детей.
Ученик: Термин “Глагол” в переводе с латинского обозначает “слово, речь”. В словаре Даля это слово имеет 2 значения:
1 значение: слово- исключительная способность выражать гласно мысли и чувства свои, дар говорить.
2 значение-часть речи, разряд слов, выражающих действие, состояние.
Глагол - необыкновенная часть речи. Необыкновенная она тем, что обозначает действие. Глагол может выражать бесчисленное количество действий, сопровождающих человека и его деятельность. По частоте употребления глагол занимает второе место после существительного.
Самым употребляемыми глаголами являются: мочь, сказать, говоришь, знать, стать, видеть.
IV. Работа по теме урока.
Учитель.- Чтобы убедиться в том, как много можно образовать однокоренных глаголов от одного глагола, выполним следующее задание. С помощью приставок и суффикса “ся” образуйте однокоренные глаголы от глагола “говорить”.
Договорить Договориться
Наговорить Наговориться
Переговорить Переговариваться
Уговорить Сговориться
Новые слова образовались с помощью приставки и корня.
-А что вы знаете о приставках и их правописании?
Ученик. Приставка - великая труженица. Если мы зададимся целью отыскать в стихотворении или рассказе глаголы без приставок – это не возможно. Приставка- это часть слова, которая пишется перед корнем и служит для образования новых слов.
-Назовите глаголы и укажите приставку.
Бедняжка, совсем замерзла. Она подошла к норке старой полевой мыши.
- Но есть особая частица, которая никак не хочет с глаголом подружиться. О чем пойдет речь?
Ученик: речь идёт о частице НЕ.
Дружит НЕ с глаголом?
Нет! Это вовсе не секрет!
И глагол дружить не стал
Между ними – интервал.
- Назовите глаголы с не и запишите.
Без труда, не вытащишь и рыбки из пруда.
“Вот не думала, что из топора можно такую кашу сварить”.
“И чайник шепнул утюгу, я больше идти не могу”.
Когда в товарищах согласья нет, на лед их дело не пойдет”.
- В русском языке есть глаголы, которым без НЕ не употребляется. Ненавидеть, негодовать, недомогать.
ФИЗМИНУТКА
Домашнее задание: в словарях найдите глаголы, которые с не пишутся вместе и узнайте их значение.
- Что вы знаете об употреблении глаголов?
Ученик: Одни и те же глаголы могут употребляться в разных значениях. Смысл слова уточняется в предложении.
За столом сказала мать:
- Хватит языком болтать!
А сынишка осторожно
- А болтать ногами можно?
Учитель:- Объясните значение словосочетаний: болтать языком - говорить не то, что надо болтать ногами - двигать
- Составить словосочетания с глаголом “держать”. (Держать книгу, держать в руках, держать речь, держать секрет, держать путь, держать голову на плечах.) Значение слов уточняется в предложении. Один глагол можно заменить другими. - Как называются глаголы, которые можно заменить другими?
Ученик: Слова, близкие по смыслу называются синонимами. Оказывается, чем больше слов – синонимов человек знает. Тем точнее он выражает свои мысли. Подберите к глаголу “говорить” слова – синонимы.
Говорить, произносить, беседовать, доказывать, болтать.
- Вспомнить, как изменяются глаголы? Работа над предложением.
Сошли снега, растаял лёд, земля строительство ведёт. Сильнее запахнут травы, хлеба и луга.
- Какие глаголы не имеют ни времени, ни числа?
Ученик:- Неопределённая форма глагола – это начальная форма, от неё образуются глаголы в нужной форме. Поэтому неопределённую форму глагола можно назвать – начальная форма глагола или инфинитив.
VIII. Рефлексия.
- Наше путешествие заканчивается. Послушайте стихотворение и скажите, о какой части речи идёт речь?
Что без меня предмет?
Лишь название.
А я приду –
Всё в действие придёт.
Летит ракета,
Люди строят здания.
Цветут сады,
И хлеб в полях растёт.
- Что это за часть речи, которая всё приводит в действие? Что вы о ней знаете? Какие ещё части речи вы знаете? Что интересного запомнилось на уроке?