Цель: Создать условия для формирования научного мировоззрения в ходе знакомства с историей времяисчисления, с основными типами календарей и часов.
Задачи:
- Учить детей применять знания и представления для решения учебных задач и в повседневных ситуациях;
- Формировать умение пользоваться единицами измерения времени, решать задачи, связанные с единицами времени;
- Развивать логическое мышление, внимание, память;
- Учить сотрудничеству в парах, в группах.
Оборудование:
- Выставка календарей: табель-календарь, отрывной, настольный, настенный, индивидуальные календари, календарь огородника и т.д.
- Выставка часов: настенные, наручные, настольные, электронные, механические, песочные.
- Индивидуальные календари текущего и прошедшего годов.
- Циферблат с подвижными стрелками.
- Таблица отношений единиц измерения времени.
- Лента времени.
- Мультимедийный комплекс.
- Интерактивная доска.
- Презентация к уроку.
- Ученические проекты на темы «Часы», «Календари»
- Тетради с печатной основой.
Ход урока
I. Психологический «настрой»
Приложение 3, слайд 2
Ребята! Хочу, чтобы вы улыбались,
Работой своей довольны остались,
Чтоб этот урок порадовал всех,
И каждый из вас ощутил свой успех.
Слайд 3
II. Актуализация субъективного опыта
1. Загадка:
Без ног и без крыльев оно,
Быстро летит, не догонишь его.
2. На доске записано известное высказывание Т. Манна. Прочитайте высказывание и определите пропущенное слово.
…(Время) – драгоценный подарок, данный нам, чтобы в нём стать умнее, лучше, зрелее и совершеннее.
Вопросы учителя.
– Чем является время с точки зрения писателя? (Ответы детей)
– Что такое время с точки зрения математика? (Ответы детей)
Слайд 4
Вывод. Время – это величина.
– Что она характеризует?
– Как вы считаете, чему мы будем учиться сегодня на уроке?
– А для чего это надо?
Ученица: ВРЕМЯ. Само слово ВРЕМЯ происходит от старого русского слова ВЕРТЕМЯ. Что слышится в нем? Повторите несколько раз: ВЕРТЕМЯ! ВЕРТЕМЯ! Ясно слышится и время и вертеть. Как бы крутится круг, сменяются события, которые в природе обязательно повторяются, словно «вертятся».
Еще в незапамятные времена человек столкнулся не только с необходимостью ориентироваться в пространстве, считать, измерять расстояния и площади, определять массу и вместимость, но и ориентироваться во времени и уметь его измерять. Для измерения времени надо было найти мерку. Но измерять его пальцами или шагами было нельзя. И эту мерку надо было искать в природе.
Слайд 5
– Запишите дату и тему урока.
Слайд 6
Разминка для ума. Цепочка вычислений.
1) Количество звуков в слове время увеличить во столько раз,
сколько дней в неделе. (35)
2) Полученное число увеличить на количество месяцев в году. (47)
3) Из полученного числа вычесть количество часов в сутках. (23)
4) К результату прибавить число 37. (60)
5 • 7 + 12 – 24 + 37 = 60
– Какое число получили?
– Как это число связано с единицами времени?
– Каким прибором измеряют время?
III. Изучение нового материала
слайд 7–14
1. Презентация проекта «Часы»: Приложение 3.
– Об истории создания часов расскажет …
2. Применение знаний и способов деятельности
Слайд 15
– Как называется период времени, за которое Земля делает полный оборот вокруг
своей оси?
– Сколько это часов?
– Сколько минут в 1 часе?
– Как называется единица времени, которая меньше минуты?
– Сколько секунд в 1 минуте?
У меня в руках секундомер.
Чтобы вы получили конкретное представление о длительности 1 минуты вы по моему сигналу должны начать шагать на месте и считать шаги. По истечение 1 минуты скажите результат.
ОБОБЩЕНИЕ:
за 1 минуту можно…,
прочитать от 50 до 150 слов, записать 40-45 двузначных чисел.
слайд 16
– Откройте рабочие тетради с печатной основой на с.45
1. Задание, связанное с переводом мер времени.
1) Выразите в минутах(проверка в парах)
С. 45 №2 (а):
Слайд 17
2) Выразите в часах(проверка по кругу):
С.46 №3 (а)
– Как выполнять перевод мер времени? (Ответы учащихся.)
Слайд 18 Практическая работа. Приложение 1.
2. Задание, связанное со сравнением мер времени.
Сравните числа (самопроверка):
120 мин * 2 ч 45 мин
2 мин 30 с * 230 с
4 ч * 400 мин
– Как выполнять сравнение мер времени? (Ответы учащихся)
Слайд 19
Ученица: Люди стали больше наблюдать за небом и обнаружили, что через определенное время на небосклоне появляется яркая звезда. Эту звезду египтяне назвали Сириус. Когда появлялась звезда Сириус, в Египте отмечали наступление Нового года.
Слайд 20
Это связано с тем, что Земля за этот промежуток времени делает полный оборот вокруг солнца. Время между появлением Сириуса состоит из 365 дней. Появилась мера времени – ГОД. Год у древних народов начинался не зимой, как сейчас, а летом или весной. В Древней Руси год начинался в марте.
1 год – 12 месяцев.
слайд 21
– А что такое «месяц»? Все мы наблюдаем за луной и знаем, что через определенное время она меняет свою форму: от тоненького серпа до яркого круглого диска (полнолуния). Промежуток между двумя полнолуниями назвали месяцем.
– А как можно определить по серпу месяца какой он – «молодой» (растущий) или
«старый» (идущий на убыль).
Слайд 22
Растущий
(молодой)
Слайд 23
Загадка:
Есть в квартире молодец
Математик и мудрец
Постоянно, круглый год
Точный счет он дням ведет. (Календарь)
– Почему думаете, что это календарь? Почему он назван математиком и мудрецом?
Слайд 24
Рассказ ученика: В наше время нет человека, который бы не пользовался календарем. Латинское слово «КАЛЕНДАРИУМ» означает «долговая книга». В Древнем Риме должники платили причитающиеся с них проценты первого числа каждого месяца, которое объявлялось глашатаями, и называлось «КАЛЕНДЫ».
Слайд 25
Презентация проекта «Календари»
Слайд 26
Рассказ ученика: Календарь это таблица или книжка, в котором в определенной последовательности дан перечень чисел, дней, месяцев, года. По календарю можно узнать, сколько месяцев в году, как они называются, какой месяц за каким следует, сколько в каждом месяце дней и недель.
IV. Применение знаний и способов деятельности
Слайд 26
1. Практическая работа с календарём:
По календарю определяются не только дни недели, но и времена года.
– Сколько времен года?
– Сколько месяцев в каждом времени года?
– Сколько месяцев году?
– Сколько может быть дней в месяце?
– Если вам трудно запомнить сколько дней в месяце: 30 или 31, то можно найти подсказку на своей руке. Сожмите руку в кулак. Обратите внимание на суставы между кистью руки и пальцами. Начинайте считать: сустав -31 в месяце, впадина – 30 дней.
2. Интерактивное упражнение в программе mimio. Приложение 2
– Разделите все месяцы на 2 группы.
– Какой месяц не вошёл ни в один столбик?
– Почему?
– Сколько в феврале недель? Сколько это дней?
Каждые 4 года у нас в феврале 29 дней. Такой год называется високосным. Запомните: он бывает 1 раз в 4 года.
2008 год – високосный, назовите следующий високосный год. (2012)
Слайд 27
– В какую единицу времени складываются годы? (Век)
– А века? (Тысячалетия)
3. Открываем рубрику «Часовых дел мастер ».
– Как вы думаете, о чём пойдёт речь на этой странице? (Ответы учащихся)
– На доске представлены имена и даты, связанные с изобретениями измерителей времени – часов.
Слайд 28
Хронология механических часов
- 9 в – Пацификус из Вероны изобрел механические часы
- 996 год – монах Герберт сделал башенные часы для г. Магдебурга.
- 1300 год – в Париже первые часы соорудил Пьер Пипенар.
- 1404 год – на Руси первые механические часы были установлены в Кремле.
- 1764 год – русский изобретатель Кулибин сделал часы с мелодиями и кукольным театром
– Об этих изобретателях и их изобретениях вы более подробно узнаете из задач, которые нужно решить в группах.
1. Первые механические часы изобрёл в начале 9 века учёный Пацификус из города Вероны. Вычислите, сколько веков тому назад было сделано это изобретение?
2. В 996 году монах Геберт установил первые башенные часы в городе Магдебурге. Определите, сколько лет исполняется этим часам в 2011году.
3. Первые башенные часы в Магдебурге были установлены в 996 году, а часы для Московского Кремля изготовлены в 1404 году. Какие часы старше и на сколько?
4. В 1764 году русский изобретатель Кулибин сделал уникальные часы с мелодиями и миниатюрным кукольным театром. В каком году этому изобретению исполнится 250 лет?
4. Проверка решения задач.
Слайд 29
Слайд 30
Слайд 31
(12 веков, 1013 лет, на 408 лет старше, в 2014 году)
Рефлексия
Тест
- Запишите единицы времени по убыванию.
- Закончите высказывание одним словом. Время, за которое Земля делает полный оборот вокруг Солнца это … . (год)
- Закончите высказывание одним словом. Время, за которое Земля делает полный оборот вокруг своей оси это … . (сутки)
- Запишите, сколько суток в самых длинных месяцах года. (31 сутки)
- Запишите, сколько лет в одном веке. (100 лет)
- Запишите, сколько суток в не високосном году. (365 суток)
- Запишите, сколько минут в одном часе. (60 минут)
- Запишите в минутах продолжительность школьного урока. (40 минут)
- Запишите, в каком веке вы родились. (21 веке)
Слайд 32
Согласись или не согласись с утверждениями(интерактивный): (учащиеся сигнальными карточками показывают «да» – зелёная, «нет»– жёлтая, на интерактивной доске проверка)
- 120 с – это 2 минуты.
- 48 ч – это 4 суток.
- В високосном году 366 дней.
- 360 мин – это 5 часов.
- 12 ч составляют ? часть суток.
- 5 – это самая лучшая отметка для ученика.
– Встаньте, кто может поставить себе за работу на уроке такую отметку.
Слайд 33
VI. Домашнее задание (техника трёхуровнего домашнего задания)
1 уровень с. 76 № 1 – выполнить перевод величин;
2 уровень – с. 73 № 7 (а, б) решить задачу, связанную с единицами времени;
3 уровень – подготовить сообщение о том, как появились названия месяцев или дней
недели.
VII. Итог урока
– Что нового узнали, чему научились?
– Что бы вы хотели бы узнать, с чем познакомиться?
– Спасибо, вы сегодня хорошо поработали и много запомнили.