Цели и задачи: прочитать и проанализировать текст из библии “Сказание о добром Самарянине”, рассказ Осеевой “Просто старушка”, прослушать и проанализировать фрагмент аудиозаписи из крестьянского воспитания “Сказка о мальчике Валерике”.
Довести до сознания детей проблему добра и зла. Учить анализировать действия, поступки, отличать добро от зла, расслабляться и забывать плохое.
Воспитывать в детях милосердие, чуткость, понимание чужого горя, доброту. Формировать в детях качества личности со своими взглядами, убеждениями, умеющей отличать добро от зла.
Развивать речь, мышление, кругозор.
Ход занятия
1. Постановка цели.
У. Ребята, сегодня я хочу начать урок со стихотворения. Послушайте его внимательно.
Ю. Друнина “Стираются лица и даты”
У. Как вы думаете, о чем это стихотворение?
Д. О добре и зле.
У. Вы очень внимательны, мы действительно будем говорить о добре и зле. Добро и Зло (вывести на доске или на экран) существовали на земле во все времена. Поэтому люди творят и добрые дела и злые. Наверное, бывает трудно отличить добро от зла, ибо у них столько разных лиц. Давайте попробуем разобраться в этих лицах.
II. Подготовка к новой теме.
У.А теперь подумайте, как можно назвать Добро, а как Зло?
(Рассуждение детей)
У. Вот на доске лица Добра и Зла вперемешку, давайте распределим в две колонки.
(Милосердие, война, красота, зло, мир, чуткость, понимание, жесткость, черствость, отзывчивость и др.)
(Дети распределяют, выполняют на доске или на экране)
У. А сейчас закройте глаза, послушайте (чтение слов первой колонки, под музыку).
- Что вы чувствуете, слушая эти слова?
(Аналогично со второй колонкой)
У. А теперь, если бы нам предложили раскрасить эти колонки, какие из этих цветов вы бы выбрали?
Д. (Ответы)
У. Добро - все светлое, нежное, теплое, но всегда ли бывает так, попробуем раскрыть их, (выбранные полоски открываю, под некоторыми черты зла)
У. Подумайте, что это может обозначать? (Ответы детей)
Д. Зло иногда кроется под добро.
- А вот этот цвет вы не раскрыли, наверное, потому что он невзрачный, раскроем его, что кроется под ним? (Красота)
- Как вы объясните это? (Рассуждения о внутренней красоте)
У. Хорошо. А теперь, ребята, давайте обратимся к книге, которую называют Книгой книг, Вечной книгой. Как вы думаете, это какая книга?
Д. Библия.
У. Библия - самая мудрая книга. В ней сокрыто много тайн, но они открываются только добрым людям.
У. Например, одна из великих мудростей книги: “Относись к людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе”. (Высвечивается на экране)
- Как вы понимаете эти слова? (Ответы)
У. Нам нравится, когда хорошо к нам относятся другие, значит и другим этонравится.
III. Новая тема:
У. А теперь попробуем раскрыть другую тайну: “Возлюби ближнего как самого себя” (дети читают с доски или с экрана) и прочитаем рассказ “Притча о добром самарянине” (можно провести словарную работу).
(Чтение учителем рассказа)
- Как вы думайте, кого из героев рассказа можно назвать ближним? Кто из героев был ближний пострадавшему? Еще раз обратимся к лицам Добра. В каком лице предстала Доброта самарянина?
(Выбрать из колонок)
Д. Милосердие.
У. Что же такое милосердие? Еще раз внимательно посмотрите на слово, вслушайтесь в его звучание? Что можно увидеть в этом слове, что можно почувствовать? Из каких частей состоит слово?
Д. Милое и сердце - милое сердце.
У. А теперь, послушаем рассказ о мальчике Валерике. Подумайте, какое сердце у него?
(Звучит аудиозапись (5 мин.) Отрывок из Христианского воспитания “Сказка о мальчике Валерике”)
У. Какое сердце у мальчика?
Д. Живое.
У. А что значит живое?
Д. Чувствует, бьется, сожалеет.
У. А если вместо этого сердца положить камень, будет оно чувствовать?
Д. Нет.
У. Все ли так могут поступить как Валерик?
Д. Нет.
У. А почему? (Дети рассуждают)
У. Значит, легко ли быть добрым?
Д. Нет, потому что мальчику тоже было холодно, но он отдал свое последнее одеяльце.
V. Физкультминутка (аутотренинг).
У. А сейчас давайте отдохнем. (Проводится аутотренинг, 3 раза под музыку дети выполняют разные движения, музыка останавливается, дети замирают)
- Теперь представьте, вам наговорили много неприятных слов, сказали что вы
некрасивы, что будете делать? (Рассуждения детей)
- Может сказать это добрый человек? А недоброго не стоит слушать. Я хочу, чтобы у вас такие ситуации не встречались, а если так случится, предлагаю просто замереть, как мы это делали сейчас и забыть обо всем, иначе, если вы будете копить плохое в себе, то ваше сердечко может очерстветь, как это случилось у старика.
VI. Самостоятельное чтение.
У. Рассказ, который мы слушали, говорит о мальчике, который жил давно, а давайте прочитаем рассказ Осеевой о другом мальчике, нашем, современном.
(Читают дети рассказ Осеевой “Просто старушка”)
У. Похож ли мальчик на Валерика? Чем?
(Ответы)
- Значит, во все времена были добрые люди и во все времена можно быть добрым.
VI. Релаксация.
У. Много людей, у которых в груди не живое чуткое сердце, а холодный камень.
- А мы с вами можем побелить Зло?
- Давайте проверим, может нам помогут это узнать старинные весы.
- Все качества зла мы помещаем на одну чашу весов, а вот добрые пожелания вы должны написать на этих красочных листах, которые перед вами, ибо добро может победить тогда, когда оно идет от души. (Дети пишут пожелания)
1. Выполнение оригами.
У. А теперь сложите из этих бумажек самолетики, кораблики и положите их на другую чашу весов.
- Ну вот, чаша весов с добром перевесила.
- Я очень рада за вас, вы действительно желаете добра.
- Давайте подарим наши игрушки младшим ребятам. Пусть они ими поиграют, а когда родители прочитают ваши пожелания, им будет очень приятно и хорошо.
- Вот так из капелек добра, получаются ручейки, ручейки сливаются в реки, реки в моря, а моря в океаны. И когда будет много таких океанов, тогда восторжествует добро в мире.
У. Еще; настоящий человек, добрый человек, в своей жизни должен сделать три дела: построить дом, воспитать ребенка, вырастить сад. Когда вы вырастете, вы обязательно построите дом и воспитаете своего ребенка, а вот сад можно начать сажать сейчас.
- Давайте на этой красивой поляне создадим мир, в котором не будет места злу.
2. Совместная аппликация.
(Дети берут приготовленные заранее на уроке труда рисунки и выполняют совместную аппликацию)
У. От нас с вами зависит - каким будет окружающий мир.
- Пусть этот мир будет таким же добрым, какой получилась наша картина.