Цель - закрепить и совершенствовать умение учащихся решать логические задачи методом таблиц и методом "круги Эйлера" на практике.
Задачи:
образовательные:
- научить учащихся пользоваться полученными знаниями: решение задач методом таблиц и методом "круги Эйлера" в нестандартной обстановке;
развивающие:
- развивать способности ученика, его самостоятельность, оригинальность мышления, речь учащихся, умение оформлять решение в таблицу, учить решать логические задачи на установление соответствия между элементами множеств с помощью таблицы;
- развивать логическое мышление, приёмы мыслительной деятельности (анализ, синтез, сравнение, обобщение), творческие способности;
- развивать интерес к физике, технике и отечественной истории;
воспитательные:
- воспитывать патриотизм, чувство гордости за достижения человеческого разума и за достижения отечественной науки;
- воспитывать культуру общения и сотрудничества при активных формах работы.
Материально-дидактическое оснащение: задания на карточках, персональные компьютеры, мультимедийный проектор, презентация (Приложение 1).
"Человечество не останется вечно на Земле,
но в погоне за светом и пространством сначала
робко проникнет за пределы атмосферы,
а затем завоюет себе все околосолнечное пространство".
К.Э. Циолковский
Люди издавна смотрели на небо. Их привлекала красота ночногонеба. Им было интересно знать - что там: Главным во все времена было желание людей найти разумных существ во Вселенной. Об этом мечтали еще в 16-ом веке Галилео Галилей и Джордано Бруно. В те времена они за это жестоко пострадали: первый отрекся и скончался, находясь под домашним арестом, а второй был сожжен на костре. В России о жизни на других планетах думал и писал Михайло Ломоносов
Романтиков было много и потом, но мы считаем, что эру космонавтики открыл мечтатель из города Калуги Константин Эдуардович Циолковский. Итак, во второй половине XX в. человечество ступило на порог Вселенной - вышло в космическое пространство. Дорогу в космос открыла наша Родина. Первый искусственный спутник Земли, открывший космическую эру, запущен бывшим Советским Союзом, первый космонавт мира - гражданин бывшего СССР.
Первый отряд космонавтов был набран по поручению СергеяКоролева в 1960 году (слайды 1 - 6). И нам предстоит решить не совсем простую задачу, касающуюся данного отряда. Решаем на компьютерах с помощью кругов Эйлера.
Задача (слайд 7): выясняя гастрономические предпочтения членов первого отряда космонавтов, получили следующие данные: 11 человек любят яблоки, 10 - апельсины, 8 любят бананы, 3 - яблоки и бананы, 4 - апельсины и бананы, 4 - яблоки и апельсины, 2 - яблоки, апельсины и бананы. Сколько всего человек было в первом отряде космонавтов?
Решение:
Как мы видим, первый отряд космонавтов состоял из 20 человек. Мы решили данную задачу, используя круги Эйлера.
И сейчас, с помощью презентации познакомимся поближе с изобретателем этого прекрасного метода решения логических задач (слайды 8 - 15).
В освоении космоса человечеству предстоит изучить различные области космического пространства: Луну, другие планеты и межпланетное пространство.
Современный уровень космической техники и прогноз её развития показывают, что основной целью научных исследований с помощью космических средств, по-видимому, в ближайшем будущем будет наша Солнечная система. Главными при этом будут задачи изучения солнечно-земных связей и пространства Земля - Луна, а так же Меркурия, Венеры, Марса, Юпитера, Сатурна и других планет.
Попробуем узнать об этих планетах немного больше, решив задачу с помощью построения таблицы (учащиеся работают на компьютерах).
Задача(слайд 16)
Про четыре планеты Солнечной системы известно, что:
- Сатурн - не самая близкая к Солнцу планета, но расположена ближе, чем Юпитер и Плутон;
- Плутон меньше Меркурия;
- Самая близкая к Солнцу планета не велика, похожа на Луну, но у нее нет спутников и колец;
- У самой большой планеты - гиганта есть 63 спутника, но нет колец;
- Сатурн - не самая большая планета - гигант;
- У планеты - карлика нет колец.
Назовите самую большую из этих планет и ту, которая ближе к Солнцу.
Наводящий вопрос: Есть ли в условии ключевая фраза, которая поможет вам оттолкнуться? Может о какой-то планете известно больше, чем о других?
Решение (слайд 17).
Похожа на Луну | Есть спутники | Есть кольца | Планета-гигант | Ближе к Солнцу | |
Меркурий | + | - | - | - | + |
Сатурн | - | - | + | - | - |
Юпитер | - | + | - | + | - |
Плутон | - | - | - | - | - |
В Солнечной системе имеется восемь известных планет: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун. Посмотрим на них повнимательней (слайды 18 - 27).
Но человечество интересуют не только планеты. Есть более объемные объекты Вселенной. Это - галактики.
Галактика - это пространственная звездная система. Млечный путь - это наша галактика. Она состоит примерно из 200 миллиардов звезд. И Солнце со своими планетами - только одна из них.
Млечный путь и имеет форму круга, который вращается. Солнечная система находится не в центре, а ближе к краю этого круга.
Во Вселенной астрономы обнаружили более 100 миллиардов галактик. Так велика наша Вселенная (слайды 28 - 34).
Оказывается строение любой галактики легко представить себе с точки зрения математики. Оно подчиняется ее законам. Слово предоставляется Лукиной Екатерине, которая расскажет нам об удивительном явлении в математике - фракталах (слайды 35 - 59).
Наше занятие подошло к концу. Сегодня мы с помощью логических задач узнали о составе первого отряда космонавтов, великом математике Леонарде Эйлере, планетах Солнечной системы, и об удивительно красивом воплощении математики - фракталах.