Тема урока: «Конструирование из мозаики».
Тип урока: изучение нового материала.
Вид: урок-практикум.
Цели урока:
- образовательная: знакомство с понятиями «типовой элемент», «конструирование», «меню готовых форм», учить конструировать в графическом редакторе Paint;
- воспитательная: воспитывать целеустремленность, инициативность, уважение к работе товарищей;
- развивающая: развитие памяти, творческой активности учащихся, умения мыслить.
План урока:
- Организационный момент. (2 мин.)
- Изучение новой темы. (20 мин.)
- Закрепление изученного. (10 мин.)
- Итог урока. (5 мин.)
- Задание на дом. (3 мин.)
Оборудование:
- Учебник: Макарова Н.В. Информатика 5-6 класс, СПб.: Питер – 2006 г.
- Мозаика детская, бумажные детали мозаики – 10 шт., клей – 10 шт., альбомные листы – 10 шт., магниты, доска, проектор, ноутбук, презентация.
Ход урока
(На парте у каждого ученика клей, лист бумаги, конверт с типовыми элементами, ноутбук в режиме просмотра презентации – 1 слайд – «затвор» закрыт)
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята, садитесь.
(Взять детскую мозаику с составленным рисунком)
– Посмотрите и скажите, что у меня в руках? (Мозаика)
– Из чего состоит мозаика? (Из деталей, фигур, одинаковых деталей, элементов)
– Т.е. мозаика составлена из деталей – типовых элементов.
– Как можно назвать работу по составлению мозаики из типовых элементов? (Конструирование)
2. Изучение новой темы.
– Тема сегодняшнего урока «Конструирование из мозаики».
– Мы будем учиться конструировать, используя типовые элементы.
(Открыть «затвор» проектора – отображается 1 слайд Тема и Дата)
– Откройте тетради, запишите сегодняшнее число ____ и тему урока – «Конструирование из мозаики».
– Запишите определения: (презентация 2 и 3 слайдов с определениями)
Типовые элементы – это детали, из которых составляют мозаику.
Конструирование – это работа по составлению объектов из типовых элементов.
(Историческая справка* и одновременно презентация 4-14 слайдов с изображениями мозаики)
Мозаика известна уже со времен Древнего Рима. Ею украшали стены зданий, окна, потолки. Возрождение мозаики в России – заслуга великого ученого, М.В. Ломоносова. Он открыл секрет изготовления цветных стекол.
(Закрыть «затвор» проектора и одновременно диалог с учащимися)
– Вспомните, где в нашем городе можно увидеть мозаику. (ЦУМ, библиотека, церковь, ШКОЛА – фойе)
– Достаньте типовые элементы из конверта на вашем столе. И сконструируйте произвольную мозаику, закрепив ее при помощи клея на альбомном листе.
(На доске магниты)
– Те, кто заканчивает работу, закрепите свою мозаику на доске.
– Посмотрите! Из типовых элементов можно сконструировать различные мозаики. Из чего вы конструировали? (Из типовых элементов)
– Набор типовых элементов, который вы использовали, называется «меню готовых форм». Запишите определение: меню готовых форм – это набор типовых элементов.
– Теперь посмотрите еще раз на доску и скажите что вы использовали при конструировании? (Меню готовых форм)
– Сейчас вы научитесь конструировать при помощи компьютера, и для этого будем использовать меню готовых форм.
– Сядьте за компьютеры, но не начинайте работу без моей команды.
(Сели за ПК. Учебник лежит на компьютерном столе)
– Сделайте правый щелчок по значку «Меню мозаики», выберите пункт «Открыть с помощью», далее щелкните «Paint».
– Установите размер окна в пол-экрана и поместите его справа на рабочем столе.
– Откройте еще одно окно графического редактора Paint через Пуск.
– И поместите его в левой половине экрана, изменив размер.
– Посмотрите на экран проектора.
(Проектор – построение домика: копируем в окне «Меню мозаики» вставляем в окне «Безымянный»)
ЗАРЯДКА для глаз (2-3 упражнения 8-10 раз)
3. Закрепление изученного.
– Ребята, сейчас вам нужно в окне «Безымянный» сконструировать из типовых элементов СВЕТОФОР, используя меню готовых форм из окна «Меню мозаики».
(Индивидуальная работа на компьютере)
(Если работа выполнена раньше предусмотренного времени: – «Чем можно дополнить рисунок?» – творческое задание)
– Оставьте ваши работы на рабочем столе, не закрывайте.
– Сядьте за парты.
4. Итог урока.
– Скажите, ребята, что вы сейчас делали? (Собирали светофор, конструировали)
– Из чего вы сконструировали светофор? (Из типовых элементов)
– А где мы их брали? (В меню мозаики, В меню готовых форм)
– Итак, мы научились конструировать из типовых элементов, используя меню готовых форм.
– Оказывается, меню готовых форм часто используется для конструирования в повседневной жизни.
– Если нужно найти преступника, опрашивают свидетелей, а свидетели сообщают милиции особые приметы. Что в результате может сделать милиционер? (Составить фоторобот)
– А составляют его используя что? (Меню готовых форм)
– Из каких типовых элементов состоит в данном случае меню готовых форм? (Глаза, уши…)
– Кто и где еще использует меню готовых форм? (Парикмахер, дизайнер, модельер…)
– Молодцы!
5. Задание на дом.
– Откройте дневники и запишите домашнее задание на следующую неделю.
2.21, 2.22, творческое задание: сконструировать свою мозаику, в которой должно быть не меньше 15 деталей.
6. Оценки за урок
Теперь, ребята, подойдите к столу и выберите выражение лица, соответствующее вашему настроению.
(Закрепить на доске магнитами – на каждого ребенка комплект)
Спасибо за урок, до свидания.
* Информатика. 5-6 класс. Начальный курс./ Под ред. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2006. – 160с.