Урок в 6-м классе "Конструирование из мозаики"

Разделы: Информатика


Тема урока: «Конструирование из мозаики».

Тип урока: изучение нового материала.

Вид: урок-практикум.

Цели урока:

  • образовательная: знакомство с понятиями «типовой элемент», «конструирование», «меню готовых форм», учить конструировать  в графическом редакторе Paint;
  • воспитательная: воспитывать целеустремленность, инициативность,  уважение к работе товарищей;
  • развивающая: развитие памяти, творческой активности учащихся, умения мыслить.

План урока:

  1. Организационный момент. (2 мин.)
  2. Изучение новой темы. (20 мин.)
  3. Закрепление изученного. (10 мин.)
  4. Итог урока. (5 мин.)
  5. Задание на дом. (3 мин.)

Оборудование:

  • Учебник: Макарова Н.В. Информатика 5-6 класс, СПб.: Питер – 2006 г.
  • Мозаика детская, бумажные детали мозаики – 10 шт., клей – 10 шт., альбомные листы – 10 шт., магниты, доска, проектор, ноутбук, презентация.

Ход урока

(На парте у каждого ученика клей, лист бумаги, конверт с типовыми элементами, ноутбук в режиме просмотра презентации – 1 слайд – «затвор» закрыт)

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята, садитесь.

(Взять детскую мозаику с составленным рисунком)

– Посмотрите и скажите, что у меня в руках? (Мозаика)

– Из чего состоит мозаика? (Из деталей, фигур, одинаковых деталей, элементов)

– Т.е. мозаика составлена из деталей – типовых элементов.

– Как можно назвать работу по составлению мозаики из типовых элементов? (Конструирование)

2. Изучение новой темы.

– Тема сегодняшнего урока «Конструирование из мозаики».

– Мы будем учиться конструировать, используя типовые элементы.

(Открыть «затвор» проектора – отображается 1 слайд Тема и Дата)

– Откройте тетради, запишите сегодняшнее число ____ и тему урока – «Конструирование из мозаики».

– Запишите определения: (презентация 2 и 3 слайдов с определениями)

Типовые элементы – это детали, из которых составляют мозаику.

Конструирование – это работа по составлению объектов из типовых элементов.

(Историческая справка* и одновременно презентация 4-14 слайдов с изображениями мозаики)

Мозаика известна уже со времен Древнего Рима. Ею украшали стены зданий, окна, потолки. Возрождение мозаики в России – заслуга великого ученого, М.В. Ломоносова. Он открыл секрет изготовления цветных стекол.

(Закрыть «затвор» проектора и одновременно диалог с учащимися)

– Вспомните, где в нашем городе можно увидеть мозаику. (ЦУМ, библиотека, церковь, ШКОЛА – фойе)

– Достаньте типовые элементы из конверта на вашем столе. И сконструируйте произвольную мозаику, закрепив ее при помощи клея на альбомном листе.

(На доске магниты)

– Те, кто заканчивает работу, закрепите свою мозаику на доске.

– Посмотрите! Из типовых элементов можно сконструировать различные мозаики. Из чего вы конструировали? (Из типовых элементов)

– Набор типовых элементов, который вы использовали, называется «меню готовых форм». Запишите определение: меню готовых форм – это набор типовых элементов.

– Теперь посмотрите еще раз на доску и скажите что вы использовали при конструировании? (Меню готовых форм)

– Сейчас вы научитесь конструировать при помощи компьютера, и для этого будем использовать меню готовых форм.

– Сядьте за компьютеры, но не начинайте работу без моей команды.

(Сели за ПК. Учебник лежит на компьютерном столе)

– Сделайте правый щелчок по значку «Меню мозаики», выберите пункт «Открыть с помощью», далее щелкните «Paint».

– Установите размер окна в пол-экрана и поместите его справа на рабочем столе.

– Откройте еще одно окно графического редактора Paint через Пуск.

– И поместите его в левой половине экрана, изменив размер.

– Посмотрите на экран проектора.

(Проектор – построение домика: копируем в окне «Меню мозаики» вставляем в окне «Безымянный»)

ЗАРЯДКА для глаз (2-3 упражнения 8-10 раз)

3. Закрепление изученного.

– Ребята, сейчас вам нужно в окне «Безымянный» сконструировать из типовых элементов СВЕТОФОР, используя меню готовых форм из окна «Меню мозаики».

(Индивидуальная работа на компьютере)

(Если работа выполнена раньше предусмотренного времени: – «Чем можно дополнить рисунок?» – творческое задание)

– Оставьте ваши работы на рабочем столе, не закрывайте.

– Сядьте за парты.

4. Итог урока.

– Скажите, ребята, что вы сейчас делали? (Собирали светофор, конструировали)

– Из чего вы сконструировали светофор? (Из типовых элементов)

– А где мы их брали? (В меню мозаики, В меню готовых форм)

– Итак, мы научились конструировать из типовых элементов, используя меню готовых форм.

– Оказывается, меню готовых форм часто используется для конструирования в повседневной жизни.

– Если нужно найти преступника, опрашивают свидетелей, а свидетели сообщают милиции особые приметы. Что в результате может сделать милиционер? (Составить фоторобот)

– А составляют его используя что? (Меню готовых форм)

– Из каких типовых элементов состоит в данном случае меню готовых форм? (Глаза, уши…)

– Кто и где еще использует меню готовых форм? (Парикмахер, дизайнер, модельер…)

– Молодцы!

5. Задание на дом.

– Откройте дневники и запишите домашнее задание на следующую неделю.

2.21, 2.22, творческое задание: сконструировать свою мозаику, в которой должно быть не меньше 15 деталей.

6. Оценки за урок

Теперь, ребята, подойдите к столу и выберите выражение лица, соответствующее вашему настроению.

(Закрепить на доске магнитами рис.1 – на каждого ребенка комплект)

Спасибо за урок, до свидания.

 

* Информатика. 5-6 класс. Начальный курс./ Под ред. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2006. – 160с.