Тема: «Смена времён года»
Цели:
- Познакомить учеников с обращением Земли вокруг Солнца как причины смены времён года;
- Систематизировать знания о природных явлениях, об отличительных особенностях каждого сезона;
- Научиться демонстрировать обращение Земли вокруг Солнца;
- Развивать целостное восприятие мира, художественно-образное мышление;
- Воспитывать эмоциональную отзывчивость на красоту окружающего мира, коммуникативные качества личности.
Оборудование: карточки с заданиями, глобус, лампа.
Ход урока
|
Этапы урока. |
Содержание этапа. |
1. |
Организационный момент. – Цели, которые должны быть достигнуты учащимися: позитивно настроиться на урок определить приёмы работы – Цели, которые учитель хочет достичь на данном этапе: психологически настроить учащихся на учебную деятельность создать атмосферу доброжелательности на уроке, уверенности в своих силах. Применяемые методы: Метод мотивации и стимулирования: а) интереса к учению б) долга и ответственности в учении |
– Мы начинаем наш урок. Как мы добываем знания на уроках окружающего мира? – Наблюдаем, проводим опыты, внимательно слушаем друг друга и учителя, выполняем задания в учебнике и в тетради, делаем выводы. – Где пригодятся эти знания? – Ответы детей. Предположительно оцените себя (Как бы вы хотели сегодня поработать?) – Дети выбирают цвет. – Начать наш урок я хочу словами французского философа Ж.Руссо «Вы талантливые дети! Когда – нибудь вы сами приятно поразитесь, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению» Я желаю вам уже сегодня убедиться в правильности этого высказывания.
|
2. |
Опрос учащихся по заданному на дом материалу Цель: определить, на сколько глубоко усвоен заданный на дом материал, как дети выделяют главные положения выявить характерные недостатки в знаниях, их причины ликвидировать обнаруженные недочёты организовать и направить детей к постановке цели урока. Применяемые методы:
Формы работы на данном этапе:
|
– Выберите тот вывод, к которому мы пришли на прошлом уроке
– Последний вывод относится к прошлому уроку. – Поднимите руки, кто согласен с ответом товарища. – Как вы считаете, всё ли нам известно о движении Земли? – Сегодня мы продолжим разговор о движении Земли. – Нет, мы ещё многого не знаем 2. Актуализация знаний и постановка проблемы. Работа в группах. Игра «Причина – следствие» – Каждая группа получила задание. Вы сможете его выполнить, если вспомните то, о чём мы с вами говорили на прошлых уроках. Оно же нам поможет узнать, что нового нам предстоит узнать на этом уроке. Игра «Причина – следствие» – Возьмите карточки с заданиями и приготовьтесь к ответам.
(1. Лист упал потому, что наступила осень, и ещё на него действует притяжение Земли. 2. При удалении предметы кажутся меньше. 3. Причина появления Солнца – вращение Земли вокруг своей оси. 4. Мы знаем, что Земля вращается вокруг Солнца, т. к. действует закон всемирного тяготения. Но почему за окном опять осень – мы не можем сказать.) Целеполагание. – Разве мы раньше не говорили о вращении З. вокруг С.? – Как вы думаете, чему будет посвящён урок? – Мы говорили, но не обсуждали, что происходит в этот момент. – Мы, наверное, узнаем, какие изменения происходят на З. во время её вращения вокруг С. Почему каждый раз одно время года сменяет другое? – Итак, тема нашего урока «Смена времён года» А главный вопрос: Какие изменения происходят на З. во время её обращения вокруг С.? Физминутка. Я сейчас буду называть различные понятия, а вы должны встать, если услышите понятие, обозначающее небесное тело (река, Юпитер, камень, Звезда и т.д.) |
3. |
Изучение нового учебного материала. Цели:
Применяемые методы:
Формы работы на данном этапе:
|
3. «Открытие» знаний. 1. Совместное «открытие» знаний. – Сейчас мы с вами должны ответить на наш главный вопрос урока. Для этого нам предстоит стать учёными на некоторое время. Кто готов приступить к работе – сядьте ровно. – Опыт с ламой и рукой, который показывает, как распределяются солнечные лучи по земной поверхности. (учителю помогает заранее подготовленный ученик) Включим лампу-Солнце, поднесём руку на таком расстоянии от лампы, чтобы и рука , и лампа были на одинаковой высоте от стола. – Что ты ощущаешь? – Руке очень тепло – Теперь медленно поднимай её вверх на том же расстоянии от лампы. Что ощущаешь? – Руке уже не так тепло. – Может лампа перестала греть? Вернись в исходное положение. Что теперь ощущаешь? – Опять руке стало тепло. Теперь также медленно опусти руку вниз. Тепло ли руке? Почему? – Рассуждения детей. – Расскажите, как падают лучи в 1, 2, 3 случаях? Во 2 случае лучи падают почти прямо, а в1 и 3 – наискосок. – Так, почему во 2 положении руке было тепло? – Лучи были прямые, а значит и ближе к источнику тепла. – Давайте посмотрим, что происходит с З. – Где же на З. будет теплее всего? – Там, куда падают прямые лучи. – А в какое время года у нас теплее всего? – Летом. 2. Работа в парах с учебником. Сейчас откройте учебник с.57. И попробуйте догадаться, какое время года изображено на каждой картинке. Почему? Спросить нескольких учеников. – Поднимите руки, кто считает, как ваши товарищи (самопроверка) 3. Опыт с глобусом, иллюстрирующий движение З. вокруг С. 1. Найдите место, где находится Волгоград Отметим стикером. 2. При передвижении Глобуса вокруг лампы помним о направлении земной оси . (ось направлена на Полярную звезду) 3. Ученик располагает глобус, а остальные оценивают – Куда смотрит ось З. : на Солнце или от Солнца? – От Солнца – Определите, где теплее при таком положении? – Там, куда попадают его лучи. – Как вы думаете, какое время года у нас? – Зима. – Давайте передвинем глобус вокруг С. Куда должна смотреть его ось? – На полярную звезду. – Куда теперь смотрит ось З. На С. или от С.? – К Солнцу – Где теплее? Какое время года у нас? – Лето. Работа по учебнику с.58. В первом случае у нас ось З. наклонена от С. Какие лучи падали на наш город? – Пологие. А во втором случае ось З. наклонена к С. Какие лучи в нашем городе? Какое время года? – Прямые. У нас лето. – Какую часть окружности прошла З.вокруг С. В нашем опыте? Что сменилось в нашем опыте? – Половину. Зима сменилась на лето. – Как вы думаете, что произойдёт, когда З. совершит полный круг вокруг С.? (переставляю глобус) – Снова наступит зима. 4. Индивидуальная работа с учебником. – А вот за какой период это произойдёт, вы найдёте в учебнике на с 59. – Кто из вас может произнести это число? – За год. Год длится 365 дней. Можем мы теперь ответить на вопрос : Какие изменения происходят на З. во время её обращения вокруг С.? И почему после осени к нам приходит зима, после зимы – весна? (возвращаются к заданию №4, выполняют его) Физминутка. 5. Первичное закрепление учебного материала. (инсценировка сказки Н.Сладкова «Почему год круглый») – А то, насколько хорошо вы усвоили тему, мы сейчас проверим. – Дети озвучивают сказку. – Кто же из героев прав? – Какие знания вам помогли это определить? – Солнышко. – Ответы детей. |
4. |
Закрепление учебного материала. Цели, которые должны быть достигнуты учащимися:
Цели, которые учитель хочет достичь на данном этапе:
Применяемые методы:
|
1. Дифференцированная самостоятельная работа. – Выберите себе любой вопрос на с.59 и ответьте на него. (разные по сложности) – Коллективная проверка. 2. Самостоятельная работа с взаимной проверкой – Задание №7 в рабочей тетради – Поднимите руки, кому удалось выполнить задание без ошибок? А кто допустил ошибку? – Как вы думаете, нам нужно ещё закреплять эту тему? – Да, не все справились с заданием. – Этим мы займёмся на следующем уроке. – В холодном, тёмном космосе только одна планета, которая дарит такое чудо как: лето, зима, осень, весна. И эта планета – Земля. Этим чудом не устаёшь удивляться, радоваться, любоваться. Многие поэты, писатели, композиторы вдохновлялись красотой каждого времени года и тогда рождались замечательные стихи, картины, музыка. Полюбуйтесь этими замечательными произведениями русских художников и послушайте музыку итальянского композитора А.Вивальди. 3. Итог урока. – Что нового узнали? – Узнали, что из-за вращения З. вокруг С. на нашей планете происходит смена времён года. И происходит это за 365 дней. – Как узнали, что помогло? – Проводили опыты, рассуждали, анализировали, делали выводы – Где пригодятся эти знания? – Кто из ребят больше всех помог? – Как работал ты? (самооценка) – Вот мы и подтвердили слова Руссо. Вы были очень умными, наблюдательными, целеустремлёнными. Дети сравнивают свою предполагаемую оценку с реальной. |
5. |
Задание на дом. Цель: сообщить учащимся о домашнем задании и разъяснить методику его выполнения |
Прочитать материал учебника с.56-59, подготовить загадку о любом времени года. |