Родительское собрание на тему "Темперамент ребенка и взаимодействие с ним"

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (6 МБ)


Уважаемые взрослые, наша встреча посвящена детскому темпераменту. Я познакомлю вас с этим понятием, вы попробуете самостоятельно определить тип темперамента своего ребёнка. Затем мы поговорим о том, как взаимодействовать с малышом, учитывая его тип темперамента.

Итак, темперамент – это врождённые индивидуальные особенности человека, которые характеризуют динамическую и эмоциональную сторону его поведения [слайд 2].

Создателем учения о темпераменте считается древнегреческий врач Гиппократ, который считал, что в теле каждого имеется четыре сорта жидкостей: “sanguis” кровь, “phlegma” слизь, “chole” желчь и “melaina chole” чёрная желчь. В зависимости от преобладания одной из них на свет появляются сангвиники, холерики, меланхолики или флегматики [слайд 3]. В нашей стране первая попытка дать научное объяснение темпераменту была сделана И.П. Павловым, который выделил три свойства нервной системы и соотнёс их с типами темперамента Гиппократа.

Необходимо помнить, что свойства темперамента врожденные и начинают проявляться с первых месяцев жизни малыша и почти не меняются в последующие возрастные периоды. Они характеризует такие особенности человека как эмоциональность, чувствительность, активность, энергичность. От темперамента не зависят увлечения, взгляды, воспитанность и социальная ориентация. Вместе с тем тип темперамента определяет манеру поведения и образ действий личности в окружающей среде, особенности познавательной деятельности [слайд 4].

Черты того или иного темперамента проявляются в поведении вашего чада в коллективе, а также в том, как он учится и играет, переживает и радуется. Помните, что не стоит сваливать на темперамент невоспитанность, хамство, безответственность и прочие недостатки воспитания.

Итак, существует четыре основных типа темперамента. Каждому из них присущи свои психологические особенности и их сочетания. Зная их, можно достичь очень многого, а именно:

  • можно научиться прогнозировать поведение своего малыша в той или иной ситуации, избавив, таким образом, ребёнка и себя от многих трудностей;
  • можно научиться устранять факторы, способные "повредить" его юную душу;
  • можно научиться использовать в "мирных целях" как положительные черты темперамента, так и отрицательные [слайд 5].

Иными словами, внимательные родители способны научиться управлять темпераментом своего ребёнка. Уважаемые взрослые, я предлагаю вам самостоятельно определить тип темперамента своего ребёнка. Затем мы познакомимся с характеристиками каждого из них. У некоторых может сложиться мнение о предпочтительности одного темперамента перед другим. Такая убеждённость является в корне неверной. Особо хочу подчеркнуть, что ошибочно думать то, что самый "лучший", например, темперамент – сангвинический, а "худший" – меланхолический. "Плохих" или "хороших" темпераментов не существует. Каждый темперамент, как и любая медаль, имеет две стороны, то есть у каждого из них есть свои отрицательные и положительные черты.

Так же помните о том, что, несмотря на то, что изменить темперамент невозможно, опираясь на пластичность нервной системы, можно повлиять на его проявления. Меры воспитательного воздействия при этом следует отбирать такие, которые бы сглаживали недостатки темперамента и развивали бы его сильные стороны.
Итак, приступим. Проведите горизонтальную ось посередине страницы. В центре оси отметьте нулевую точку, у правого конца оси напишите “общительные”, а у левого – “замкнутые”. У правого конца оси “находятся” дети очень открытые и общительные, а у левого – замкнутые, закрытые. Ноль – это норма. Подумайте и отметьте на оси место, которое, по вашему мнению, занимает ребенок. Оценивайте своё чадо не на данный момент, а в целом, с момента его рождения. Теперь через нулевую точку горизонтальной оси проведите вертикальную ось. У верхнего края напишите “нестабильные”, а у нижнего – “эмоционально стабильные”. В самом низу оси находятся спокойные, уравновешенные, эмоционально устойчивые дети. У верхнего конца вертикальной прямой – дети повышенном нервозные, с неустойчивыми эмоциями, бурно проявляющие свои чувства, не умеющие себя сдерживать. Найдите на вертикальной оси точку, которая соответствует душевному состоянию вашего ребенка. Проведите перпендикуляры от точек на осях до их пересечения[слайд 6].

  • Попадание в левый верхний сектор означает меланхолический темперамент.
  • Попадание в правый верхний сектор – холерический темперамент.
  • Попадание в нижний левый сектор – флегматический темперамент.
  • Попадание в правый нижний сектор – сангвинический темперамент.

А вот как видит четыре типа темперамента известный бельгийский карикатурист Х. Бидструп. Конечно, представленные художником реакции утрированны, но очевидно, что им точно подмечены свойственная холерикам вспыльчивость, флегматикам – уравновешенность, меланхоликам – впечатлительность, а сангвиникам – жизнерадостность [слайд 7].

Известные сказочные персонажи, герои мультфильмов также могут быть яркими представителями того или иного темперамента [слайд 8, 9, 10, 11].

Рассмотрим каждый из типов темперамента подробнее.

Сангвиники

Сангвиник это дружелюбный, общительный, жизнерадостный ребёнок. При этом он довольно покладист и рассудителен. Такой малыш внимательно слушает и живо откликается на все, что привлекает его внимание. У ребёнка очень живая мимика, по его лицу можно прочитать, что он сейчас чувствует. Его может сильно рассмешить или сильно огорчить какой-нибудь пустяк. Слёзы у маленького непоседы быстро появляются и так же быстро высыхают [слайд 12]. Сангвиник приятен в общении, в детской компании он заводила, выдумщик, фантазёр. Он не только быстро движется, но и быстро говорит, быстро включается в новую игру или занятие. Для малыша характерна повышенная активность, богатство мимики и движений, эмоциональность и впечатлительность. Такой ребёнок легко сходится с людьми, хотя и не отличается устойчивостью в своих привязанностях, интересах. Не забывайте, "непостоянство" – не порок, а свойство темперамента сангвиника. Дети – сангвиники быстро устают от однообразия. Как только деятельность теряет свою привлекательность, ребёнок постарается её прекратить. Любопытство сангвиника не знает границ, кажется, что уже прямо сейчас хочет объять необъятное. Он всегда стремится узнать как можно больше и легко усваивает новую информацию. Он быстро переключается с одного на другое, способен заниматься сразу несколькими делами. Ребёнок с сангвиническим темпераментом активен, подвижен, импульсивен, обожает шумные игры [слайд 13]. Если весельчаку скучно, то он становится вялым и не может сконцентрироваться на происходящем здесь и сейчас. На наказания сангвиник реагирует спокойно. Он абсолютно незлопамятен, неконфликтен, поэтому с ним трудно поссориться. "Жизнь без ссор" таков его жизненный девиз.

Советы для мамы и папы или как правильно воспитывать ребёнка – сангвиника

1. Основным подходом в воспитании ребёнка – сангвиника является принцип, который условно можно назвать “доверяй, но проверяй”. Этот милый ребёнок всегда обещает, но далеко не всегда исполняет обещанное, поэтому надо проконтролировать, выполнил ли он своё обещание. 2. Чтобы избежать поверхностного и небрежного выполнения задания, обратите внимание на качество выполнения работы! Например, не разрешайте приниматься за другой рисунок, пока не окончен первый. Предложите ребёнку плохо выполненную работу сделать заново: "Что-то мы с тобой кляксы по всему рисунку не заметили?! Попробуй ещё раз дождик мелкий-мелкий нарисовать". 3. Не ругайте ребёнка за несобранность, рассеянность, несерьёзность, неаккуратность. Собранность и аккуратность формируется у сангвиника с большим трудом, чем у детей с другим темпераментом. Воспитывайте эти черты примером, занимайтесь с ребёнком и чаще хвалите его: "Как ты аккуратно провёл тонкие линии кисточкой", "Давай-ка, мы тобой вместе сложим кубики в коробку, пусть спокойно спят", "Поиграл, машинам пора в гараж, а нам гулять".

Для развития устойчивости собирайте с малышом пазлы, читайте книги и т.д [слайд 13]. 4. Снисходительность к мелким, на первый взгляд нарушениям правил порядка – разбросал карандаши, не сложил игрушки, бросил куртку – и отсутствие контроля способствует разрушению полезных привычек у малыша-сангвиника. Ему нужен постоянный, доброжелательный контроль, подсказка, напоминание. 5. Важно воспитывать у малыша устойчивые привязанности и интересы! С малых лет учите ребёнка внимательно относиться к ровесникам, радоваться появлению знакомого ребёнка, играть с ним, разговаривать, дружить. Новые знакомства сангвиника не должны вытеснять его прежние привязанности. 6. Хвалите заслуженно, так как сангвиник имеет место склонность к зазнайству. Знаменитые представители сангвинического темперамента: Моцарт, М.Ю. Лермонтов, Наполеон [слайд 14].

Холерики

Этот темперамент один из самых ярких темпераментов ребенка, который приносит родителям бесконечные хлопоты. "Покой нам только снится!" могут сказать они про своего ребёнка-холерика. И в то же время некоторыми особенностями такого темперамента наделены все дети. Ребенок с таким типом нервной системы непоседлив, шаловлив, он шумный, несдержанный, суетливый, непослушный, вспыльчивый, драчливый. Это неугомонный озорник и задира, постоянно устраивающий скандалы и ссоры [слайд 15]. Речь холерика отрывиста, быстра, с проглатыванием отдельных слов, однако очень выразительна и эмоциональна. Такие дети невнимательны, им не хватает рассудительности и умения рассчитывать на свои возможности. Холерик по натуре командир, он легко адаптируется к непривычной обстановке, но из-за своего вспыльчивого характера постоянно конфликтует со своими сверстниками, хотя не может без них жить. Такой ребёнок склонен к игре на публику, он постоянно нуждается в зрителях. Холерик не умеет ждать и подавлять свои желания. Он любит активные шумные игры и новые впечатления, отчаянные истории и приключения, охотно идёт на риск . Ребёнок холерик, как и сангвиник, отличается малой чувствительностью. Но у холерика реактивность преобладает над активностью, он заражается своими желаниями, поэтому он необуздан, несдержан, нетерпелив, вспыльчив. Он менее пластичен и более инертен, чем сангвиник. Отсюда большая устойчивость стремлений и интересов. Поступки ребёнка зачастую спонтанны, его поведение подобно урагану.

Советы для мамы и папы или как правильно воспитывать ребёнка – холерика

1. Основным подходом в воспитании ребёнка холерика является принцип, который условно можно назвать "Ни минуты покоя": поддерживайте и направляйте энергию ребёнка на полезные дела. 2. Не запрещайте ребёнку быть активным. Играйте с ним в живые, состязательные, подвижные игры. Энергия, которая дана холерику природой, должна быть использована. Предложите малышу спортивные упражнения – плавание, прыжки на батуте, ритмичные танцы, рок-н-ролл, катание на велосипеде, скейте, роликовых коньках это занятия для маленького холерика. Ребенку необходимо большое жизненное пространство [слайд 16]. 3. Как это не покажется странным, "неутомимый" холерик нуждается в особо щадящем режиме. Исключите из обстановки то, что перевозбуждает нервную систему ребёнка, особенно вечером, ближе ко сну. 4. У детей холериков от природы слабый тормозной процесс, поэтому их не следует корить за чрезмерное возбуждение, они не услышат слов. Здесь уместны шутки и юмор. Лучше помочь обуздать возбуждение, предложив ребенку другое, интересное и спокойное дело. 5. Контролировать слишком бурные проявления холериков помогают спокойные игры, интересное хобби. Используйте настольные игры лото, конструирование, выпиливание, оригами, вышивание, рисование [слайд 16]. Словом, все, что нравится вам и ребенку, увлекает вас обоих и требует времени и сил, а значит, усидчивости, сосредоточенности. 6. Маленькому холерику трудно выполнять правила общения с другими детьми: говорить спокойно и не глотать слова, считаться с желаниями друзей, уступать, не лезть вперед, ждать своей очереди. Этого ребенка нужно ежедневно, терпеливо учить, применяя подсказку напоминание, одобрение, замечание. 7. Малыша – холерика трудно остановить, увести, успокоить, уложить спать. "Сильные меры" – окрики, угрозы, шлепки, дёргания за руку – недопустимы вообще, а к маленькому холерику тем более. Они только усилят напряжение и возбуждение ребёнка. Холерика не стоит уговаривать, он лучше реагирует на спокойное, строгое, тактичное требование. Знаменитые представители холерического темперамента: А.С. Пушкин, А.В. Суворов, Пётр I [слайд 17].

Меланхолики

Меланхолик это мягкий и послушный кроха. Меланхолики застенчивы, робки, а нерешительность одно из основных свойств их характера [слайд 18]. Она проявляется во всех движениях, жестах и речи малыша. Его расстраивает и выводит из равновесия любая мелочь. Он ранимо реагирует даже на человеческий голос: попробуй его чуть повысить и такой ребенок сразу заплачет. Слезы у меланхоликов неистощимы, ведь они боятся всего, особенно незнакомых людей и новой обстановки. Малыши меланхолики не только тихие, но еще и добрые, мягкие, открытые, доверчивые. Они очень плохо привыкают к новому коллективу, стремятся быть в "тени". Часто "зацикливаются" на неудачах, очень болезненно реагируют на отрицательные оценки, а наказание воспринимают как настоящую трагедию. Обидчивости меланхолика нет конца и края. Меланхоличные дети очень мнительны, часто волнуются по пустякам. Большое значение придают мелочам. Знания меланхолику даются с трудом, из-за недостаточной активности внимания малыш постоянно отвлекается на посторонние предметы и не может сосредоточиться на главном. Любая деятельность для меланхолика работа, от которой он мгновенно устает. Такой малыш, даже играя, утомляется. У этих детей часто меняется настроение, они малоинициативны, нелегко вступают в контакт со сверстниками. Движения их неуверенны, бедны и часто суетливы. Речь тихая, но интонация выразительная.

Советы для мамы и папы или как правильно воспитывать ребёнка – меланхолика

1. Основным подходом в воспитании ребёнка меланхолика является принцип, который условно можно назвать “не навреди”. 2. Помните о том, что ребёнок меланхолик нуждается в особом внимании, теплых отношениях, в помощи. Будьте с ним поласковее и помягче, чаще прибегайте к тактильному контакту: прикасайтесь к нему, гладьте по голове и пр. 3. У маленького меланхолика обязательно должен быть в семье человек (мама или папа, бабушка или дедушка, сестра или брат), наконец, домашнее животное, которому бы он мог довериться полностью, получать от него тепло и внимание.

4. При взаимодействии с меланхоликом важен щадящий режим и принцип постепенности. Пока малыш маленький, сузьте круг знакомств и сильных раздражителей, которыми являются незнакомые взрослые, большое количество игрушек, резкий и громкий шум. Ребенок не переносит сильных раздражителей! Постепенно приучайте ребенка активно действовать с новой игрушкой; спокойно реагировать на источник шума, и не бояться его; спокойно, без тревоги наблюдать за появлением нового человека, отвечать на приветливые слова.

5. Никогда не делайте своему ребёнку замечания на людях это провоцирует развитие серьёзных комплексов.

6. Не забывайте о быстрой утомляемости, обусловленной слабостью нервных процессов - не перегружайте его развивающими заданиями, в процессе выполнения домашней работы делайте паузы. Помните о том, что даже игры утомляют его и могут довести до стресса [слайд 19].

7. Стрессовой для ребёнка меланхолика является любая ситуация соревнования, старайтесь их избегать.

8. Проявляйте терпение в развитии активности, смелости, общительности, стимулируйте малыша к проявлению инициативы

9. Не пугайте и не запугивайте своего ребёнка. Ребёнку меланхолику противопоказаны страшные истории, тревожные фильмы и передачи. Знаменитые представители меланхолического темперамента: Н.В. Гоголь, П. И. Чайковский, Шопен [слайд 20].

Флегматики

По упрямству этот ребёнок превосходит всех, а дома его, любя, все называют "копушей". Ребенок с таким типом нервной деятельности всегда невозмутим и спокоен [слайд 21]. Ему свойственно замедленное, но сильное реагирование, медленное, но прочное запоминание. Малыш не любит перемен, очень медленно привыкает к детскому саду, к смене воспитателей, трудно приспосабливается к новому режиму, новым требованиям, расставанию с родителями, знакомству с детьми. Чувства флегматика ровные, постоянные и глубокие. Флегматик все делает обстоятельно, преодолевая все препятствия. В среде детей он отличается спокойствием. Для многих сверстников флегматик скучен, они не приглашают его участвовать в подвижных, активных играх. Но они любят играть с ним в традиционные ролевые: дочки-матери, зоопарк, магазин, больница, аптека, почта. Флегматичный ребенок затрудняется самостоятельно выбрать себе роль и спокойно отдает право выбора другим детям. В игре флегматик надежный партнер, послушный и пунктуальный. Чаще всего ему достаются второстепенные роли. Из-за того, что флегматичный ребёнок очень медлителен, ему требуется много времени для усвоения новой информации. Но однажды полученные знания прочно закрепляются в его памяти. Все возрастные навыки у него также формируются с трудом и очень длительное время, но надолго. Флегматика возможно научить и почти невозможно переучить!

Советы для мамы и папы или как правильно воспитывать ребёнка – флегматика

1. Основным подходом в воспитании ребёнка флегматика является принцип, который условно можно назвать “не торопи”. Помните о том, что такой малыш не может работать в условиях дефицита времени. Такой сильный раздражитель, как крик затормаживает ребенка и вместо того, чтобы поторопиться, ребенок замирает. 2. Важно набраться терпения и с малых лет учить флегматика приемам одевания, умывания, ухода за игрушками, книгами. 3. Нельзя резко обрывать ребёнка. Необходимо предупреждать его за несколько минут о смене вида деятельности. Призовите на помощь песочные часы, будильник ребенок будет учиться заканчивать дело до звонка, следить за темпом выполнения задания.
4. Обязательно хвалите даже за незначительное проявление расторопности и быстроты.
5. Учите ребёнка рационально распределять время. Если ребенок приступил к выполнению задания, не оставляйте его одного, побудьте рядом, иначе период раскачки и начала дела может растянуться. Флегматику трудно приступить к делу и трудно его закончить. 6. При воспитании малоподвижного флегматика важно развивать интерес к движениям, играть с ним в игры, где необходимы быстрота движений, точность, ловкость, и поощрять, когда он выполняет любые правила игры. При этом важно помнить, что развивать подвижность и активность надо постепенно, учитывая возможности малыша, наращивать темп, не торопясь. 7. Пытайтесь развивать любознательность ребёнка: читайте с ним интересные познавательные книги, посещайте выставки, музеи, обсуждайте полученную информацию [слайд 22]. 8. Чтобы ровность и спокойствие, свойственные флегматикам, не превратились в безразличие и неспособность сопереживать, развивайте творческое воображение, фантазию ребенка, занимайтесь музыкой, вышиванием, лепкой и рисованием. 9. Хорошо бы вашему флегматичному малышу подружиться с подвижным ребенком. Знаменитые представители флегматического темперамента: М.И. Кутузов, И.Крылов [слайд 23].

Темп и интонация речи взрослого должны строиться в соответствии с типом темперамента малыша, особенно в критические минуты, когда ребёнок проявляет упрямство или недовольство без видимой на то причины. Наблюдательные родители могут заметить, что, общаясь с ребёнком раннего возраста, порой важно не то, что было сказано, а как это было сказано. Одна и та же фраза может вызвать совершенно разные эмоции у детей с различным типом темперамента. В общении с холериком и сангвиником рекомендуется более быстрый темп речи, а с флегматиком и меланхоликом, напротив, более медленный. При этом, взаимодействуя с холериком и меланхоликом, особенно в “трудные” минуты, следует говорить спокойным и ровным голосом, чтобы не перевозбудить малыша. А при разговоре с сангвиником и флегматиком речь может быть более эмоциональной, чтобы увлечь, отвлечь или заинтересовать ребёнка. Конечно, это лишь общие правила, но в большинстве случаев они срабатывают [слайд 24].

Завершая разговор о типах темперамента, хочется добавить, что многие конфликты и непонимание поступков ребёнка обусловлены несовпадением типов темперамента малыша и взрослого, который его воспитывает. Разрешить противоречие может только чуткое отношение к ребёнку и уважение его врожденных индивидуальных особенностей.

Список использованных материалов

1. Диагностика в детском саду. Содержание и организация работы в дошкольном образовательном учреждении. Методическое пособие. – Ростов н/Д: “Феникс”, 2003.

2. Кряжева Н. Л. Мир детских эмоций. Дети 5-7 лет. – Ярославль: Академия Развития, Академия Холдинг, 2001 г.

3. http://www.mamochka.kz

4. http://www.greenmama.ru