Урок-практикум по русскому языку. Уроки доброты. 11-й класс

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 11


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)

Загрузить презентацию (432 кБ)


Цели:

- обобщить знания обучаемых о типах и функциональных стилях речи;

- актуализировать навыки лингвистического анализа текста (задание 8 части В) и части С ЕГЭ;

- определить свое отношение к нравственным ценностям, задуматься о жизненно важных проблемах.

Технология:

- личностно-ориентированное обучение;

- ИКТ.

Оборудование: словари, интерактивная доска, тексты, электронные пособия.

Вступительное слово учителя: “Жизнь – самая большая ценность, которой обладает человек”, - такими словами Дмитрия Сергеевича Лихачева, удивительного человека, знаменитого академика, писателя, преподавателя, общественного деятеля, известного ученого, защитника культуры, которому в этом году исполняется 100 лет, начинается наш урок.

I. Сообщение учащегося о жизни Д.С.Лихачева. (На экране портрет писателя).

- Вы стоите на пороге взрослой жизни. Только от вас самих зависит, какими людьми вы вырастете, какую дорогу выберете. Каждый из нас когда-то обязательно задумывается над вопросами: А как я должен прожить свою жизнь? Что для этого нужно? Какие нравственные ценности должны преобладать в нашей жизни?

II. В ходе обсуждения учащиеся приходят к общему мнению, что эти ценности можно объединить вокруг слов: жизнь, любовь, добро, дружба, родина, искусство, душа, здоровье.

На экране текст Д.С.Лихачева “Ценность доброты”. (Приложение 1)

III. Я предлагаю ребятам выбрать слова, исходя из содержания текста. Создаются три группы, выбраны слова жизнь, добро, искусство.

IV. Объявляются цели урока, какие виды деятельности учащиеся должны продемонстрировать, какие задачи должны быть выполнены.

- Каждое задание нашего урока сегодня будет связано с предстоящим очень ответственным моментом вашей жизни - сдачей ЕГЭ.

1 группа – жизнь

2 группа – добро

3 группа – искусство

V. - А свою работу мы начнем с определения лексического значения каждого из слов.

Почему именно эти слова выбраны вами?

Продолжите тезис:

Жизнь – это…

Добро – это…

Искусство – это…

(Идет самостоятельная работа учащихся над определением данных слов)

VI. После обсуждения и озвучивания тезисов каждой группы учащиеся сравнивают свои определения со словарной статьей. С.Ожегова, В.Даля. Выступает группа “Справочное бюро”.

VII. Учащиеся без труда выполняют некоторые пункты комплексного анализа текста: определение темы, основной мысли текста, типа текста и функционального стиля речи. Задания, предложенные к тексту, дают возможность закрепить навыки части в ЕГЭ. VIII. После изучения текста учащиеся по группам обсуждают и делятся своими мыслями. Затем идет небольшая работа по обмену мнениями, проблемными вопросами с другими группами. Вопросы небольшой дискуссии между группами были сформулированы следующим образом:

  1. Каково понятие добра в современном мире? Сегодня мир изменился, и люди часто стали совершать добрые дела по расчету. Так ли это?
  2. Как понимаете смысл жизни? Какие цели надо ставить в жизни, к чему стремиться, чтобы стать счастливым?
  3. Богатый духовный мир человека формирует искусство. Вы согласны с этим?

- Вывод по дискуссии учащиеся делают сами. (Приложение 2)

IX. Закрепление умений и навыков лингвистического анализа начинаем с выполнения по тексту наиболее трудных заданий по ЕГЭ, части В. Каждой группе даются следующие задания:

- найдите в тексте словосочетания с типами связи согласование, управление, примыкание;

- найдите СПП с придаточным определительным;

А) 2; Б) 4; В) 7.

- выпишите предложения с вводной конструкцией и произведите синтаксический разбор предложения;

А) 3 Б) 7; В) 8.

- определите правильную грамматическую основу в одном из предложений;

А) человек становится; Б) Искусство заставляет; В) Человек легче дружит.

X. Презентация электронного пособия.

Егорова Нарыйа: Вместе с Татьяной Сергеевной мы создали словарь “Средства выразительности”. При выполнении заданий мы испытываем трудности в определении изобразительно-выразительных средств. Для того, чтобы правильно выполнить задание, нам нужно знать определения терминов. Мы надеемся, что наш научный продукт поможет нам правильно и быстро выполнить задание 8 части В.

(На экране гиперссылка “Средства выразительности”)

Для учащихся проводится опорное повторение наиболее активно употребляемых фигур со ссылкой на словарь, разбираются примеры по предложенному тексту. Обучаемые находят выразительные средства в тексте:

Развернутое сравнение - 2 предложение;

Эпитеты – удивительных волшебств;

Лексический повтор – 9, 10 предложения;

Синтаксический параллелизм – 1, 2, 3 предложения.

XI. Работа на интерактивной доске.

Задание: соотнесите примеры с терминами:

1. Люди – реки. А) метафора;
2. Море дышит. Б) сравнение;
3. Золотое сердце. В) олицетворение;
4. Снежные узоры. Г) эпитет.

XII. Работа над сочинением-рассуждением.

Учащимся предлагается написать сочинение-рассуждение

(На экране проецируются алгоритмы по определению проблемы текста, видам вступлений сочинения, речевые клише по каждому этапу работы)

С помощью алгоритмов группы выбирают, над каким этапом сочинения будут они работать:

1 группа – варианты вступлений;

2 группа – определение и комментарий проблемы;

3 группа – аргументация.

Каждая группа представила свой проект. По выполненным работам проводится взаимопроверка по группам. Группы должны выявить удавшиеся моменты работы, а также отметить недостатки. Для этого вида деятельности учащиеся руководствуются критериями оценивания части С.

XIII. К домашнему заданию учитель предлагает учащимся алгоритм рассуждения:

Алгоритм

XIV. Обобщение урока, подведение итогов.

Приложение 1

Текст Д.С.Лихачева “Ценность доброты”

Жизнь – самая большая ценность, которой обладает человек. (2) Если сравнить жизнь с дворцом со многими залами, то самый большой зал тот, в котором царствует искусство. (3) Это зал удивительных волшебств, бесконечных празднеств, которые делают жизнь человека интереснее, торжественнее, значительнее. (4) Но самая большая ценность, которой награждает человека искусство, - это ценность доброты. (5) От общения с искусством человек становится нравственно лучше, а следовательно, и счастливее. (6) Такой человек легче дружит с другими культурами, с другими национальностями, и ему самому легче жить. (7) Подлинное искусство – это источник доброго, потому что вызывает в читателе и в зрителе сопереживание и сочувствие к людям. (8) Искусство, по словам Л. Н. Толстого, заставляет с большим пониманием и вниманием относиться к чужой боли и радости, и в этом смысле оно человечно! (9) Оно идет от человека и ведет к человеку – к самому живому, доброму, лучшему в нем. (10) Оно служит единению человеческих душ.

Приложение 2

Высказывания учащихся

“Я не понимаю своих друзей, которые утверждают, что жить нужно сегодняшним днем и не думать о будущем. А мне кажется, уже в нашем возрасте каждый из нас должен ставить перед собой маленькую, но цель, к которому пошагово должен идти самостоятельно. Человек, у которого нет цели в жизни, не может добиться чего-либо ради своего счастья”. (Эверстов Айсен).

“Добро должно совершаться по зову сердца. Но не все способны совершать добро безвозмездно. Сейчас многие считают, что делать что-то хорошее для человека надо за вознаграждение, за какую-то плату. Тем не менее, в жизни мы часто убеждаемся в том, что все-таки добрых людей на земле много”. (Атласова Намина).

“Искусство, несомненно, влияет на духовный мир человека. И это связано не только с посещением театров или выставок, а человек сам может создать вокруг себя атмосферу своего творческого развития, таланта. Я думаю, что человек, хоть один раз прикоснувшийся к искусству, никогда не будет равнодушен к духовному миру другого человека”. (Егорова Нарыйа).