Урок окружающего мира по теме "Путешествие в дальние страны: Австралия, Антарктида". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели урока:

  • Познакомить детей с природой Австралии и Антарктиды, с коренными жителями Австралии, её достопримечательностями.
  • Повторить природные зоны и тепловые пояса Земли.
  • Развивать умение использовать карты для получения информации.
  • Воспитывать уважительное отношение к другим народам, живущим на Земле.

Оборудование: учебник «Окружающий мир» 2 класс (авт. коллектив А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С.Раутиан), рабочая тетрадь, презентация (у автора), карточки с ключевыми словами.

Ход урока

Слайд 1.

I. Орг.момент.

И снова в путешествие нам надо отправляться.
А в этом путешествии на вас я буду полагаться,
На вашу эрудицию в дороге опираться.

II. Актуализация знаний.

– Лена и Миша играли в игру. Один называл несколько слов, а другая находила, что их объединяет и какое слово здесь можно считать лишним. Хотите поиграть с ними?

Слайд 2.

1) Белый медведь, пингвин, морж, тюлень. (Это животные, живут в холодном поясе. Но пингвин – в Антарктиде, остальные – в зоне ледяных пустынь.)

Карточка с лишним словом вывешивается на доску.

Слайд 3.

2) Виктория, Байкал, Эйр, Чад. (Это названия озёр.)

Слайд 4.

3) Кордильеры, Урал, Анды, Большой Водораздельный хребет. (Горы.)

Слайд 5.

4) Москва, Париж, Лондон, Канберра. (Столицы.)

– Посмотрите, какие слова у нас на доске. Что это за слова? (ключевые)

– Что может объединять эти слова? О чём мы будем говорить? Куда отправимся в путешествие? (На доске пишу тему урока: «Австралия. Антарктида».)

– Что нам предстоит сегодня узнать? На какие вопросы ответить?

(Запись основных пунктов плана на доске.)

  1. Климат.
  2. Животный и растительный мир.
  3. Столица.
  4. Достопримечательности.

– Итак, цели путешествия мы определили. Пора отправляться в путь.

III. Постановка проблемы.

Слайд 6. Учитель читает стихотворение:

Она располагается под нами.
Там, очевидно, ходят вверх ногами,
Там наизнанку вывернутый год.
Там расцветают в октябре сады,
Там в январе, а не в июле лето,
Там протекают реки без воды
(Они в пустыне пропадают где-то).
Там в зарослях следы бескрылых птиц,
Там кошкам в пищу достаются змеи,
Рождаются зверята из яиц,
И там собаки лаять не умеют.

Вам всё понятно в этом стихотворении? Кто-нибудь догадался, куда мы сейчас отправляемся? (Австралия.)

IV. Открытие «нового» знания.

Слайд 7.

– Отправляясь в путешествие, приготовьте вещи. Но что положить в чемодан? Посмотрите на физическую карту. Какой здесь тепловой пояс? Что можете рассказать о климате жаркого пояса?

– Как мы оденемся? Что положим в чемодан? (Физминутка. Показываем, что надеваем на себя.)

Слайд 8.

– Посмотрите на карту природных зон. Цвет одинаковый? Какие здесь природные зоны?

– Сверьте ответы с текстом на с.76.

– Совпали ваши версии и выводы учёных? Какое открытие для себя сделали?

– Рассмотрите иллюстрации и вычитайте из текста информацию о животных.

Слайд 9. Файнворд.

– Найдите в этом файнворде слова, которые относятся к теме «Австралия». (Тасмания, кораллы, коала, кенгуру)

Слайд 10.

– Почему я объединила на один слайд овцу, кролика, собаку и темнокожего аборигена?

– Проверьте свои предположения на с. 78 учебника.

Слайд 11.

– Австралия – самый маленький материк. Двести с лишним лет назад английский мореплаватель Джеймс Кук обнаружил неизвестную землю и водрузил на берегу нового материка английский флаг. Материк назвали «Южной землёй» или Австралией.

Слайд 12.

Первые европейцы встретили в Австралии коренных жителей – аборигенов. Почему у них такая тёмная кожа? (Защищает от палящих лучей солнца.)

Слайды 13-14.

Столица Австралии – Канберра. Сейчас в Австралии проживает свыше 18 млн. человек. Аборигены сохранились лишь в глубинных местах.

Слайд 15.

Посмотрите на флаг Австралии. Он вам что-то напоминает? (Австралия долгое время была колонией Великобритании.)

– Почему на гербе Австралии изображены эти животные?

Слайд 16.

– Достопримечательностью Австралии является скала Айерс-Рок. Она красноватого цвета высотой 348 метров. Аборигены считают её священным камнем.

Слайд 17.

– А это знаменитый Сиднейский оперный театр – одно из выдающихся сооружений современной архитектуры. Парусообразные оболочки, образующие крышу, делают это здание непохожим ни на одно другое здание в мире.

Слайд 18.

– А теперь вновь вернёмся к стихотворению.

– Там, очевидно, ходят вверх ногами? (Нет. Если посмотреть на глобус, это нам так кажется.)

– Там расцветают в октябре сады, Там в октябре, а не июле лето. (В южном полушарии всё наоборот: июнь, июль, август – зима. А декабрь, январь, февраль – лето.)

– Спасает юг от северной жары. (Север ближе к экватору, а юг ближе к Антарктиде.)

– Её исток на лондонском причале. (Джеймс Кук – исследователь Австралии – англичанин. Австралия долгое время была колонией Англии.)

Слайд 19.

– А теперь отправляемся дальше. Наше путешествие продолжится по материку, который на карте раскрашен в белый цвет. Какой это материк? Почему он белый?

– Вы помните, как мы одеты? Мы не замёрзнем? В каком тепловом поясе лежит Антарктида? Посмотрите карту.

Слайд 20.

(Физминутка. Одеваемся теплее и складываем вещи в чемодан.)

– А вы знаете, как люди узнали об Антарктиде? Прочитайте об этом на с.78.

– Каков климат Антарктиды?

– Прочитайте текст на с. 79 учебника и скажите, что важного для себя узнали?

Слайды 21-22.

– По карте (с. 109) учебника определите животный мир Антарктиды. Слайд о животных (23).

V. Первичное закрепление.

Работа в рабочей тетради на с. 68 № 10. Последующая проверка и оценка своей работы по алгоритму самооценки.

Слайд 24 «Кто где живёт?»

– Кто здесь лишний? (белый медведь)

VI. Итог урока.

– Вот и закончилось наше путешествие. Что нам помогло подробно познакомиться с Австралией, Антарктидой, их климатом, животным миром, достопримечательностями?

– Может быть, когда вы вырастите, то побываете на этих материках по-настоящему. Что бы вы хотели там увидеть?

VII. Рефлексия.

Слайд 25.

– Перед вами лежат цветные клеящиеся полоски. Приклейте в учебник полоску нужного цвета. Зелёный цвет – я всё понял(а), смогу объяснить этот материал другому; жёлтый – я понял(а) материал, могу объяснить, но при помощи учителя; красный – я ничего не понял(а).

Слайд 26.

– Своей работой я:

  • доволен, т.к. …
  • не совсем доволен из-за того, что …
  • не доволен, потому что …

VIII. Д.З.

ответить на вопросы на с.79, подготовить рассказ об одном из растений Австралии или Антарктиды.

– Закончить наш урок я хочу словами Жака Паганеля, героя книги Ж. Верна «Дети капитана Гранта»: «Этот край самый любопытный на всём земном шаре! Его возникновение, растения, животные, климат – всё это удивляло, удивляет и ещё удивит учёных всего мира…»