Сценарий мероприятия, посвященного жизни, творческому и научному наследию М.В. Ломоносова, "Великий сын России"

Разделы: Классное руководство


Оформление: выставка: книги о М.В. Ломоносове, произведения М.В. Ломоносова; слайды.

Цель: познакомить учащихся с жизнью и деятельностью М.В. Ломоносова, расширить знания о творчестве, научном наследии М.В. Ломоносова, воспитывать патриотизм.

«Любой век, любая эпоха нашей народной жизни всегда приукрашена чьей-либо яркой жизнью, деяниями особо славными. Многие звезды украшали русское небо ХVII столетия. Звездой первой величины явилась слава Михаила Ломоносова».
Б. Шергин

Ход мероприятия

Библиотекарь: 19 ноября 2011 года исполнится 300 лет со дня рождения Михаила Васильевича Ломоносова. (Приложение 1)

– А кто такой Ломоносов? – Ученый! – А какой ученый? – Физик, химик, геолог и т.д. – И то и другое, и третье, и даже двадцатое – верно! Потому что ученый Михаил Васильевич Ломоносов был разносторонним, интересовался многими науками и преуспел в них, сделав открытия (или высказав предположения), ставшие впоследствии краеугольным (начальным) камнем этих отраслей знаний.

Ученик:

Родился Михаил в России.
Недалеко от Холмогор,
Родители его любили,
Отец крестьянин был, помор,
Поморов море закаляло,
И в десять лет уже с отцом
Он в море выходил немало
И в деле преуспел морском.

Ведущий: Родился Ломоносов 19 ноября 1711 года, в деревне Мишанской. Деревенька стояла на речном Курострове, напротив древнего города Холмогоры,на одном из 9 островов дельты широкой и глубокой Северной Двины, примерно в 140 км от места ее впадения в Белое море. А по течению реки через девяносто верст, в сторону Белого моря, приплывешь в город Архангельск, который слывет главным северным портом России.

Здешние жители кормились рекой, обычно с ранней весны выходили они по реке в Белое море и до поздней осени добывали тюленей, мортелей, ловили сетями жирную беломорскую рыбу…

Ходили по морю – оттого и звали обитателей этих краев – поморами. (Приложение 2)

Библиотекарь: И отец Мишани Ломоносова, и его дед, и брат деда, известный в этих местах кормщик (рулевой судна) Лука Ломоносов всю жизнь промышляли этим делом и другой жизни не знали. Предназначено было стать рыбаком и мореходом и Михаилу Ломоносову.

Труд потомственного рыбака и в самом деле был нелегок, мальчиков приучали к нему с детства. «Зуйками» называли 10-12 летних мальчишек, которые уходили в море вместе с взрослыми, чтобы помогать вытаскивать сети, вычерпывать воду, «быть как все». Любознательного мальчика интересовали в море не только тюлени да рыба. Отец рассказывал ему о повадках морского зверя, о том, куда и в какую погоду отправляться, чтобы не остаться без улова, о приметах рыбацких и о том: что наблюдая за полетом птиц, можно проследить ход рыбы. Но на некоторые вопросы сына отец ответить не мог: «Почему вода светится?», « Отчего вода каждый день то приливает, то отступает?»…

А мальчика интересовали северные сияния, процесс выварки соли из подземных растворов, форма раковин на морском берегу…

А потом Михайло выучился грамоте.

Ученик:

Иван Шубной, Семен Никитин
Учили грамоте его.
И в ноги пал второй учитель –
Не знает больше ничего.

Ведущий: Отныне юный Михайло Ломоносов уже не мог представить себе жизни без книжки. А книжек этих у него было аж три! Или всего три! Но зато какие! «Грамматика» М. Смотрицкого, «Арифметика» Л. Магницкого и «Псалтырь рифмотворная» Симеона Полоцкого.

«Грамматика» – содержала правила «говорения и письма» и даже некоторые советы по сочинительству стихов; «Арифметика» – учебник по математике, содержал популярное изложение основ геометрии, физики, астрономии, географии, механики, кроме того, она давала сведения, полезные в торговом деле, строительном искусстве.

Библиотекарь: В 14 лет он уже грамотно и четко писал (сохранились написанные им «листки»), читал любую книжку, которую мог достать.

Несчастливой была жизнь Михаила дома. Его мать Елена Ивановна Сивкова умерла, когда ему было 9 лет. Отец, по отзывам Михаила, был человеком добрым, но воспитанным «в крайнем невежестве». Через год после смерти супруги отец женился вторично, на дочери крестьянина из соседней области Феодоре Михайловне Усковой. Мачеха была к Мише добра и приветлива, даже помогала ему в образовании, чем могла. Но, к сожалению, через 3 года умерла, после чего отец вскоре женился в третий раз, на вдове Ирине Семеновне Корельской. Для 13-летнего Михаила она оказалась «злой и завистливой мачехой», которую раздражало увлечение пасынка книгами. Позже с обидой Михаил писал: «… Мачеха всячески старалась произвести гнев в отце моем, представляя, что я всегда сижу попусту за книгами, для того многократно я принужден был читать и учиться, чему возможно было, в уединенных и пустых местах и терпеть стужу и голод…» Против дальнейшей учебы сына выступил и отец, который хотел видеть его рыбаком. Устав от придирок мачехи, домашних ссор и запретов учиться дальше, а так же узнав, что отец хочет его женить, 19-летний Михаил принимает решение – уйти из дома и продолжить учебу в Москве, так как он заранее узнал, что высшими науками можно овладеть только в трех городах России – Москве, Киеве и Санкт-Петербурге.

Годы, проведенные Ломоносовым в Поморье, сыграли большую роль в формировании его мировоззрения, наложили отпечаток на интересы и стремления юноши, в значительной степени определили направление его дальнейшего творчества.

Ученик:

Читает книги Ломоносов,
Что у соседей раздобыл,
И в девятнадцать лет с обозом
В Москву уехать он решил.

Ведущий: (Приложение 3) Но как добраться до Москвы? Чтобы не жениться, он притворился больным, но упросил отца отпустить его с обозом рыбы в Москву на короткое время (потом Ломоносов числился в бегах). Помог случай: в Москву отправлялся обоз с рыбой. Получив паспорт (только потому, что он был помором, т.е. свободным крестьянином, а не крепостным), заняв у соседа 3 рубля, захватив с собой две рубахи и книги, юноша пошел за обозом. Он догнал его на 3-й день в 70 верстах от дома. Юноше указали место на мешках с треской, и так то на санях, то бегом рядом с ними, чтобы не замерзнуть – через 3 недели он добрался до Москвы.

Библиотекарь: Первую ночь в Москве Ломоносову пришлось спать в санях-розвальнях: «Первую ночь я проспал в рыбном ряду. Наутро проснулся так рано, что когда все еще спали…

В Москве нет ни одного знакомого человека. Когда совсем рассвело, пришел какой-то господский приказчик покупать из обоза рыбу. Был он земляк наш, холмогорский. Взял меня к себе в дом. Отвел угол для жилья, а через 2 дня пришел к нам монах. Вот и представил приказчик меня этому монаху, рассказал о моей охоте к учению и попросил постараться, чтобы меня приняли в Спасское училище». (Приложение 4)

Ученик:

И скрыв свое происхожденье,
Как будто вышел из дворян,
Он поступает в академию,
Где лучшим он из лучших стал.

Ведущий: Выдав себя за сына холмогорского дворянина, Ломоносов 15 октября 1731 года поступает в Славяно-греко-латинскую академию с условием начать обучение с 1-го класса, так как именно с него начиналось изучение латыни. Позже в своих воспоминаниях об одноклассниках-первоклассниках Ломоносов писал: «Школьники, малые ребята кричат, перстами указывают: смотрите, какой болван в 20 лет пришел латыни учиться. Дядя, достань воробышка». Насмешки прекратились после одного случая, когда Михаил поднял за шиворот насмешника и серьезно спросил: «Что с тобой делать? На крышу забросить?»

Библиотекарь: Нелегкими были годы учебы. Не было постоянного жилья, приходилось ютится по чужим углам. Огорчала постоянная нехватка денег не только на одежду и книги, но и на питание. Отец материально не помогал, и все годы учебы Михаил жил…» Имея один алтын в день жалования, нельзя было иметь на пропитание в день больше, как на денежку хлеба и на денежку квасу, остальное на бумагу, на обувь и другие нужды. Таким образом я жил 5 лет и наук не оставил», – с гордостью писал он.

Ученик:

Науки жадно изучает,
Дается все ему легко
Вот только бедность изнуряет,
Пытается сломить его.

Ведущий: Весь курс Академии, рассчитанный на 12 лет, Ломоносов закончил за 5 лет. В первый же год обучения Ломоносов закончил курс трех младших классов и перешел в четвертый, хорошо изучил латинский язык, удивляя своими поразительными способностями не только одноклассников, на и преподавателей. Вообще за свою жизнь Ломоносов овладел в совершенстве десятью языками.

Ученик:

Но сила воли и стремление
Постичь все множества наук
Воспитывали в нем терпенье,
И он отправлен в Петербург.

Библиотекарь: В 1736 году академическое начальство направляет Ломоносова в числе лучших учеников, «отроков добрых, которые бы приличных украшению разума науках, довольное знание имели», на учебу в Петербург. В Петербурге Ломоносов пробыл не долго.

Ученик:

Год отучившись в Петербурге
Отплыл он в дальние края.
Суть постигает бытия.
Казалось, не было науки,
Какую б он не изучал
Во Фрейберге и в Петербурге
Исследования продолжал.

Ведущий: Осенью 1736 года его вместе с двумя студентами отправляют в Германию для обучения горному делу и для прохождения общего курса наук – химии, физики, истории. Его учитель, профессор Х. Вольф, сразу обнаружил удивительные способности Ломоносова и в 1738 году сообщал в Петербург: «У господина Ломоносова, по-видимому, самая светлая голова… Отмечаю его большую охоту и желание учиться».

Ученик:

Он в совершенстве знал английский,
Французский, греческий, латынь,
Немецкий, польский и словенский.
Как у него хватало сил!
Его стремление к учебе
Дало прекрасные плоды.
Он постепенно стал ученым,
Создал научные труды.

Библиотекарь: Ломоносов вернулся в Россию с громадным запасом знаний и стал работать в Петербургской академии наук. Трудно назвать науку, где бы он ни сделал открытий, намного опередивших науки его времени. «Историк… механик…химик…художник и стихотворец. Он все испытал и все проник», – писал о нем А.С. Пушкин. (Приложение 5)

Ученик:

Любая открывалась сфера,
Открытий много совершил.
Есть у Венеры атмосфера!
Поверхность Солнца изучил.
Придумал множество приборов
Для неба, моря и земли,
Чтоб не блуждали астрономы,
Не потерялись моряки. (Приложение 6)

Ведущий: Много сил было потрачено на открытие в Москве первого университета, который сейчас носит его имя, за право вести преподавание на русском языке.

Ученик:

Как капитан, он был отважный,
Открыл тогда во цвете лет,
О чем мечтал, ондолгожданный
Московский университет.
Филолог, химик и геолог,
Географ, физик, металлург,
Художник и метеоролог,
Исследователь, драматург.

Библиотекарь: Два последних года жизни Михаил Васильевич сильно болел. 4 апрель 1765 года перестало биться сердце великого ученого и патриота России.

Ученик:

Любил Россию безгранично
И за народ переживал.
Все достижения в науке
Всегда народу посвящал.
Россию на весь свет прославил,
В науку вклад огромный внес
И след в истории оставил
России сын великоросс!

Ведущий: Ему было всего 54 года. В последний путь в Александро-Невскую лавру его провожала многотысячная толпа жителей Петербурга. Именем Ломоносова назван горный подводный хребет в Северном Ледовитом Океане. Кратер на Луне, минерал и одна из планет. (Приложение 7) (Приложение 8)

Библиотекарь: Проведем небольшую викторину по жизни ,творческому и научному наследию М.В. Ломоносова.

«Биография»

  1. Где родился Ломоносов?
  2. Какие первые учебники были у Миши Ломоносова?
  3. Где учился Ломоносов?

«Русский язык»

  1. Сколько ног у желны?
    2;
    4;
    6. (Желна – дятел)

  2. Клобук носят:
    на голове;
    на шее;
    в кармане.

  3. Что необходимо чтобы стать толмачем? (толмач – переводчик)
    Хорошо рисовать;
    быстро бегать;
    знать иностранные языки.

  4. Покажите десницу. (Десница – это правая рука.)

  5. Простоволосый человек.
    Без кудрей;
    без волос;
    Без шапки.

  6. Покажите длань. (Длань – рука, ладонь)

«Астрономия»

Определите, о чем идет речь в приведенных ниже строках.

Там огненны валы стремятся
И не находят берегов;
Там вихри пламенны крутятся,
Борющись множество веков…

(О солнце. Из произведения «Утреннее размышление о Божием величестве при случае Великого северного сияния» М. Ломоносов).

«Химия»

Какое искусство, известное еще в Древней Руси, возродил М. Ломоносов? (Мозаику)

Библиотекарь: Вам подрастающему поколению, Ломоносов оставил такое пожелание:

Везде исследуйте всечасно
Что есть велико и прекрасно,
Чего еще не видел свет!

Михаил Васильевич Ломоносов наказывал вам быть любознательными и целеустремленными, больше читать, быть трудолюбивыми и всегда, не боясь трудностей, идти до конца к выбранной цели.

Приложения.