Цель:
- изучить с учащимися элементы и последовательность конструирования и моделирования изделий.
- развивать осмысленное чтение чертежей. в)воспитыввать трудолюбие.
Оборудование: образцы изделий из древесины.
Ход урока
I. Повторение пройденного материала.
1. Беседа по вопросам:
- Какие размеры проставляются на чертеже детали призматической формы?
- Какие чертежи называются сборочными?
- В какой последовательности читается сборочный чертеж?
2. Дидактическое упражнение «Читаем и обсуждаем мудрые мысли».
Описание. На доске записаны высказывания о труде выдающихся личностей.
Учитель выразительно читает их, затем предлагает учащимся самостоятельно поразмыслить над ними и высказать свое мнение, отношение к их содержанию, вложенному смыслу.
На доске:
- Истинное сокровище для людей - умение трудиться.
Эзон - Только труд дает право на наслаждение жизнью.
Н. А. Добролюбов
3. Сообщение темы и цели урока.
II. Изложение программного материала.
Иллюстративный рассказ.
Учитель. В технологии очень важно, если не главное, - разработать совершенную техническую конструкцию. Конструктивное решение вещи выполняет инженерное проектирование.
Конструирование- это разработка конструкции изделия. Конструирование - это сложный и многооперационный технологический процесс, который включает в себя:
- зрительное представление изделия;
- составление эскизов, технических рисунков, чертежей;
- подбор необходимого материала;
- изготовление опытного образца;
- испытание на прочность и работоспособность;
- устранение недостатков.
Чтобы получить красивое изделие, вместе с тем простое и безопасное в эксплуатации, а также модное, конструктору приходится рассматривать множество вариантов изделий, учитывать комплекс функциональных условий и требований (удобство пользования, максимальное соответствие условиям эксплуатации, создание гармоничной целостной формы, высоких эстетических качеств).
Любая вещь, от простого рабочего инструмента до сложнейшей аппаратуры, от детской игрушки до космического корабля, выступает как элемент сложной системы, в центре которой находится человек. Дизайн может начинаться с модернизации старой или создания новой вещи, но завершается его работа эстетической организацией всей предметной среды и согласованием «второй природы» - порождения техники с естественной природой в одно гармоничное целое.
Попытайтесь ответить на вопрос: чем отличается дизайн от инженерного проектирования? (Ответыучащихся.)
А теперь попробуем разобраться вместе. Дизайнер ищет гармонию функции и формы в соответствии с особенностями человеческого восприятия. Его подход к вещи значительно шире, чем у конструктора. Он учитывает разнообразнейшие функции вещи:
- назначение - способность удовлетворять определенную потребность человека;, например, ложка - приспособление для еды, магнитофон - устройство воспроизведения звукозаписи;
- коммуникативная функция вещи - как бы коллективное сообщение производителя будущим потребителям; по продукции будут судить потомки об уровне развития нашего производства;
- моделирующая функция вещи организует поведение потребителя; так, конвейер задает один режим работы, индивидуальный станок - другой; одна и та же посуда за праздничным и за будничным столом вызывает разное к ней отношение;
- типологическая функция вещи - образец ряда, она представляет целый класс вещей;
- репрезентативная функция вещи - представление человека во внешнем мире;
- декоративная функция (как части предметной среды) вещи представляет собой декорацию, на фоне которой проходит наша деятельность.
И если инженерное проектирование дает конструктивное решение вещи, то художественное проектирование организует формы предмета на основе всех его связей и функций. Форма изделия имеет определенную самостоятельность, она призвана не только показать функцию, но и произвести эстетический эффект.
При конструировании изделия необходимо, чтобы оно было:
- технологичным, то есть изготовленным с наименьшими затратами времени, труда, средств и материалов;
- прочным, то есть выдерживать заданную нагрузку без разрушения;
- надежным, то есть безупречно работать длительное время;
- экономичным, то есть в процессе изготовления не требует дополнительных затрат.
При изготовлении нескольких деталей из одной заготовки важно, чтобы их получилось как можно больше, а для этого необходимо учитывать их правильное (экономное) размещение и разметку.
Давайте рассмотрим примеры разметки и варианты конструирования изделий.
Как вы думаете, какой из них оптимальный и почему? (Ответыучащихся.)
Если изделие изготовлено из дерева, то это:
- а) неэкономично;
- б) непрочно;
- в) браковано верхнее.
Вывод: вариант изготовления из многослойной фанеры - наилучший вариант.
Одним из приемов конструирования является моделирование.
Модель- уменьшенная или увеличенная копия изделия.
Создается модель как и настоящее изделие по эскизам, техническим рисункам и чертежам.
III. Практическая работа.
Выполнение заданий:
- Из примеров, выберите наилучший, на ваш взгляд, вариант рукоятки для столярного и слесарного инструмента.
- Создайте эскиз и технические рисунки выбранного вами изделия.
- Предложите другие варианты изделий.
IV. Итог урока.
Оценка практической работы учащихся.
Домашнее задание: подобрать материал и подготовить небольшие сообщения на тему «Полезно знать и уметь».