Основы конструирования и моделирования изделий из дерева

Разделы: Технология


Цель:

  1. изучить с учащимися элементы и последовательность конструирования и моделирования изделий.
  2. развивать осмысленное чтение чертежей. в)воспитыввать трудолюбие.

Оборудование: образцы изделий из древесины.

Ход урока

I. Повторение пройденного материала.

1. Беседа по вопросам:

- Какие размеры проставляются на чертеже детали призмати­ческой формы?

- Какие чертежи называются сборочными?

- В какой последовательности читается сборочный чертеж?

2. Дидактическое упражнение «Читаем и обсуждаем муд­рые мысли».

Описание. На доске записаны высказывания о труде вы­дающихся личностей.

Учитель выразительно читает их, затем предлагает учащимся самостоятельно поразмыслить над ними и высказать свое мнение, отношение к их содержанию, вложенному смыслу.

На доске:

  • Истинное сокровище для людей - умение трудиться.
    Эзон
  • Только труд дает право на наслаждение жизнью.
    Н. А. Добролюбов

3. Сообщение темы и цели урока.

II. Изложение программного материала.

Иллюстративный рассказ.

Учитель. В технологии очень важно, если не главное, - раз­работать совершенную техническую конструкцию. Конструктив­ное решение вещи выполняет инженерное проектирование.

Конструирование- это разработка конструкции изделия. Конструирование - это сложный и многооперационный техно­логический процесс, который включает в себя:

  • зрительное представление изделия;
  • составление эскизов, технических рисунков, чертежей;
  • подбор необходимого материала;
  • изготовление опытного образца;
  • испытание на прочность и работоспособность;
  • устранение недостатков.

Чтобы получить красивое изделие, вместе с тем простое и безопасное в эксплуатации, а также модное, конструктору прихо­дится рассматривать множество вариантов изделий, учитывать комплекс функциональных условий и требований (удобство поль­зования, максимальное соответствие условиям эксплуатации, соз­дание гармоничной целостной формы, высоких эстетических ка­честв).

Любая вещь, от простого рабочего инструмента до сложней­шей аппаратуры, от детской игрушки до космического корабля, выступает как элемент сложной системы, в центре которой нахо­дится человек. Дизайн может начинаться с модернизации старой или создания новой вещи, но завершается его работа эстетической организацией всей предметной среды и согласованием «второй природы» - порождения техники с естественной природой в одно гармоничное целое.

Попытайтесь ответить на вопрос: чем отличается дизайн от инженерного проектирования? (Ответыучащихся.)

А теперь попробуем разобраться вместе. Дизайнер ищет гар­монию функции и формы в соответствии с особенностями челове­ческого восприятия. Его подход к вещи значительно шире, чем у конструктора. Он учитывает разнообразнейшие функции вещи:

  • назначение - способность удовлетворять определенную по­требность человека;, например, ложка - приспособление для еды, магнитофон - устройство воспроизведения звукозаписи;
  • коммуникативная функция вещи - как бы коллективное со­общение производителя будущим потребителям; по продукции будут судить потомки об уровне развития нашего производства;
  • моделирующая функция вещи организует поведение потре­бителя; так, конвейер задает один режим работы, индивидуаль­ный станок - другой; одна и та же посуда за праздничным и за будничным столом вызывает разное к ней отношение;
  • типологическая функция вещи - образец ряда, она представ­ляет целый класс вещей;
  • репрезентативная функция вещи - представление человека во внешнем мире;
  • декоративная функция (как части предметной среды) вещи представляет собой декорацию, на фоне которой проходит наша деятельность.

И если инженерное проектирование дает конструктивное реше­ние вещи, то художественное проектирование организует формы предмета на основе всех его связей и функций. Форма изделия имеет определенную самостоятельность, она призвана не только показать функцию, но и произвести эстетический эффект.

При конструировании изделия необходимо, чтобы оно было:

  1. технологичным, то есть изготовленным с наименьшими за­тратами времени, труда, средств и материалов;
  2. прочным, то есть выдерживать заданную нагрузку без раз­рушения;
  3. надежным, то есть безупречно работать длительное время;
  4. экономичным, то есть в процессе изготовления не требует дополнительных затрат.

При изготовлении нескольких деталей из одной заготовки важ­но, чтобы их получилось как можно больше, а для этого необходи­мо учитывать их правильное (экономное) размещение и разметку.

Давайте рассмотрим примеры разметки и варианты конструи­рования изделий.

Как вы думаете, какой из них оптимальный и почему? (Отве­тыучащихся.)

Если изделие изготовлено из дерева, то это:

  • а) неэкономично;
  • б) непрочно;
  • в) браковано верхнее.

Вывод: вариант изготовления из многослойной фанеры - наи­лучший вариант.

Одним из приемов конструирования является моделирование.

Модель- уменьшенная или увеличенная копия изделия.

Создается модель как и настоящее изделие по эскизам, техни­ческим рисункам и чертежам.

III. Практическая работа.

Выполнение заданий:

  1. Из примеров, выберите наилуч­ший, на ваш взгляд, вариант рукоятки для столярного и слесарного инструмента.
  2. Создайте эскиз и технические рисунки выбранного вами из­делия.
  3. Предложите другие варианты изделий.

IV. Итог урока.

Оценка практической работы учащихся.

Домашнее задание: подобрать материал и подготовить не­большие сообщения на тему «Полезно знать и уметь».