Занятие по космическому воспитанию "Сказка о том, как возникла наша Земля"

Разделы: Работа с дошкольниками


Актуальность. В современных условиях жизни российского общества возрастают требования к обучению и воспитанию подрастающего поколения. Поэтому уже в дошкольном возрасте следует формировать компетенции в различных областях знания, в том числе, необходимо представить детям возможность освоить некоторые первоначальные понятия географии Земли.

Мы предполагаем, что усвоению знаний о космосе будут способствовать: чтение литературы, заучивание стихотворений по данной тематике, участие в проведение опытов, когда дети будут делать небольшие для себя открытия.

Цель: В доступной для детей форме сказки обратить внимание на последовательность формирования планет.

Задачи:

  • Посредством опытов, дать представление о явлениях неживой природы;
  • Обогащать словарный запас;
  • Развивать интерес к явлениям связанных с космосом;

Ход занятия

Когда то давно, когда не было ничего и даже не было земли, то в космосе плавали астероиды, большие и маленькие.

Так они и летали. Все неживое же притягивается друг к другу.

Опыт: в тазик с водой бросаем конфетти. И четко видно, что появляется несколько сгустков.

И вот так все астероиды стали притягиваться друг к другу, но они ведь такие, же неровные.

У них неровные бока, им было тесно друг с другом. Они стали расплавляться (потрите ладошки) и стали появляться огненные шары. Они уже были ровными, расплавленными и превратились в огненный шар или огненную массу. Там все бурлило и кипело.


Но постепенно снаружи тоненький слой стал остывать, ведь в космосе холодно.

Более тяжелые вещества оседали в середине. Более легкие всплывали кверху и образовывали пленку.

Опыт: В воду кладем мед и наливаем масло. И смотрим как мед опустится вниз, а масло поднимется кверху.

Взять песок и раскрошенный пенопласт → сплошной слой.

Показать детям сырое яйцо. Сверху яйцо чуть-чуть отломить, показать тоненькую скорлупку, а внутри виден желток и жидкость. Яйцо можно разбить на блюдечко.

Наша Земля в то время напоминала такое яйцо.

Спросить детей: Как вы думаете, скорлупа разрывалась? «Да» говорят дети. Ведь все внутри бурлило и кипело, и там образовывались вулканы.

Вокруг нашей Земли образовалась плотная пелена пыли, копоти и туч.

Тучи закрыли нашу планету Земля от Солнца.

Опыт с вулканами: из слоеного теста или конус из картона и вниз ставим пробирку. Берем гуашь (или красную пищевую краску) + шампунь + сода.

Говорим: Эти вулканы извергались (а в это время в пробирку добавить несколько капель уксуса и все это начнет стекать).

Можно вставить бенгальский огонь.

Их (туч) стало больше, стало туч так много, что полил дождь. Он лил ни день, ни два, а лил целый год, а может быть и несколько лет, потому что он затопил всю местность.

Опыт: взять рельеф горы (или выполнить из пластилина) и поливать сверху из лейки.

И стали торчать только верхушки. Когда тучи рассеялись, выглянуло солнце и наша земля стала вся голубой и только коричневые верхушки торчали из воды (верхушки скал или гор).

Сначала затапливались низины, возвышенности, а затем уже вершины.

Можно показать глобус: суша-вода. Посмотрите сколько на нашей Земле воды. Образовались моря, океаны, реки, озера и суши стало намного меньше.

И так вот образовалась наша Земля и неживая природа: вода, огонь, земля и воздух (воздушная оболочка).

Потом Солнце стало смотреть на землю и ощупывать ее своими лучиками. Что же изменилось на Земле? И вдруг оно (Солнце) увидело зеленую точечку. И эта точечка стала расти и расти и появилось растение – водоросли.

Раскладываем ленту.

Они (водоросли) выбрались на сушу – трава, кусты. Был на Земле воздух грязным и человек не смог бы жить. А растения очистили воздух и появились на земле живые существа.

Вода

Физические свойства воды (учебник Природоведения 3 кл.)

1) Вода – это жидкость

Берем 2 кувшинчика. В одном из них налита вода. И переливаем воду из 1-го сосуда в другой.

Как вы думаете? Вода - жидкость или твердое вещество?

Да, это жидкость, она льется.

А вода имеет запах? Даем понюхать 2 стакана с водой. В одном стакане вода чистая (без запаха), а в другой капнем 1 каплю валерианки (что-то растворим).

А какого цвета вода?

Белого? Берем стакан с молоком. Такого белого? Нет.

Берем стакан с подкрашенной водой. Такого желтого? Такого голубого?

Необходимо, чтобы дети сами сделали вывод: У воды нет цвета, она бесцветная.

Кладем ложечку в стакан с водой. Вы видите ложку? Да. А положим ложечку в стакан с молоком. А сейчас? Нет. Значит вода еще какая? Прозрачная.

Воздух

Физические свойства воздуха.

Как вы думаете, что вокруг нас?

Перечисляют материалы.

А воздух? Мы можем его увидеть? Нет. Он невидимый.

А потрогать? Нет.

А пожевать? Нет.

Может его вообще нет?

А можем мы его почувствовать?

Помашем на себя ладошкой. Что почувствовали? Да ветер. А откуда он взялся?

А оказывается ветер – движение воздуха. Когда воздух начали двигать ладошкой, то мы его и почувствовали.

Сделаем веер из бумаги. Стало много воздуха. Сильный ветер поднялся.

Воздух невидимый, без вкуса, без цвета, прозрачный.

А имеет ли воздух запах? Из кухни пахнет гречкой, капустой и другим. Пролить незаметно флакончик с духами и начать махать. Да, вкусно пахнет. Как же вы почувствовали, ведь только что ничем не пахло.

Значит воздух переносит запах других веществ.

Воздух существует вокруг нас.

А можно нарисовать воздух? Нет.

А ветер можно нарисовать? Нет.

А посмотрите на эту картинку –

Здесь ветер есть? Нет.

А на этой?

Да.

Оказывается ветер можно нарисовать. «Показать» детям разные иллюстрации: «Море», «Девятый вал». По состоянию других предметов можно передать состояние воздуха. Есть ветер или нет?

Попросить нарисовать ветер, туман, дождь.

2) Даже воздух состоит из разных частичек, но они летают как в паре.

Опыт: В тазике вода. Водолаз плавает в воде.

В банке что-нибудь есть? Банку переворачиваем на водолаза. Воздух не дал воде проникнуть в банку. В пластмассовой баночке проделать дырку и заклеить пластилином. Вода в банку не заходит. Воздух не пускает воду. Но если воздух оттуда уйдет? Убрать пластилин. Вода на глазах поднимается. Воздух вышел, поэтому вода поднялась.

Воздух используется в различных надувных матрацах, подушках, кругах.

Даже огонь не может гореть без воздуха.

Опыт: 4 свечи и на 3-х закрываем банки различной емкости. Чем больше банка, тем дольше горит свеча, но все-таки погаснет, когда кончится воздух. А 4-я, которая была без банки она так и горит.

Все живое тоже не может жить без воздуха. Но и неживое не может жить без воздуха.

Подержать руку над свечой сбоку. Горячо? Нет. А если сверху, то горячо, сразу это чувствуем. Теплый воздух поднимается кверху.

Зажигаем свечку и подносим квадрат на нитке, разрезанный по спирали. Он поднимается кверху (воздух) и квадрат начинает раскручиваться, образуя спираль. @.

Воздух при нагревании расширяется. На прогулке натянуть на горлышко пластмассовой бутылки воздушный шарик, а затем занести в тепло. Шарик в тепле раздуется.