Актуальность. В современных условиях жизни российского общества возрастают требования к обучению и воспитанию подрастающего поколения. Поэтому уже в дошкольном возрасте следует формировать компетенции в различных областях знания, в том числе, необходимо представить детям возможность освоить некоторые первоначальные понятия географии Земли.
Мы предполагаем, что усвоению знаний о космосе будут способствовать: чтение литературы, заучивание стихотворений по данной тематике, участие в проведение опытов, когда дети будут делать небольшие для себя открытия.
Цель: В доступной для детей форме сказки обратить внимание на последовательность формирования планет.
Задачи:
- Посредством опытов, дать представление о явлениях неживой природы;
- Обогащать словарный запас;
- Развивать интерес к явлениям связанных с космосом;
Ход занятия
Когда то давно, когда не было ничего и даже не было земли, то в космосе плавали астероиды, большие и маленькие.
Так они и летали. Все неживое же притягивается друг к другу.
Опыт: в тазик с водой бросаем конфетти. И четко видно, что появляется несколько сгустков.
И вот так все астероиды стали притягиваться друг к другу, но они ведь такие, же неровные.
У них неровные бока, им было тесно друг с другом. Они стали расплавляться (потрите ладошки) и стали появляться огненные шары. Они уже были ровными, расплавленными и превратились в огненный шар или огненную массу. Там все бурлило и кипело.
Но постепенно снаружи тоненький слой стал остывать, ведь в космосе холодно.
Более тяжелые вещества оседали в середине. Более легкие всплывали кверху и образовывали пленку.
Опыт: В воду кладем мед и наливаем масло. И смотрим как мед опустится вниз, а масло поднимется кверху.
Взять песок и раскрошенный пенопласт → сплошной слой.
Показать детям сырое яйцо. Сверху яйцо чуть-чуть отломить, показать тоненькую скорлупку, а внутри виден желток и жидкость. Яйцо можно разбить на блюдечко.
Наша Земля в то время напоминала такое яйцо.
Спросить детей: Как вы думаете, скорлупа разрывалась? «Да» говорят дети. Ведь все внутри бурлило и кипело, и там образовывались вулканы.
Вокруг нашей Земли образовалась плотная пелена пыли, копоти и туч.
Тучи закрыли нашу планету Земля от Солнца.
Опыт с вулканами: из слоеного теста или конус из картона и вниз ставим пробирку. Берем гуашь (или красную пищевую краску) + шампунь + сода.
Говорим: Эти вулканы извергались (а в это время в пробирку добавить несколько капель уксуса и все это начнет стекать).
Можно вставить бенгальский огонь.
Их (туч) стало больше, стало туч так много, что полил дождь. Он лил ни день, ни два, а лил целый год, а может быть и несколько лет, потому что он затопил всю местность.
Опыт: взять рельеф горы (или выполнить из пластилина) и поливать сверху из лейки.
И стали торчать только верхушки. Когда тучи рассеялись, выглянуло солнце и наша земля стала вся голубой и только коричневые верхушки торчали из воды (верхушки скал или гор).
Сначала затапливались низины, возвышенности, а затем уже вершины.
Можно показать глобус: суша-вода. Посмотрите сколько на нашей Земле воды. Образовались моря, океаны, реки, озера и суши стало намного меньше.
И так вот образовалась наша Земля и неживая природа: вода, огонь, земля и воздух (воздушная оболочка).
Потом Солнце стало смотреть на землю и ощупывать ее своими лучиками. Что же изменилось на Земле? И вдруг оно (Солнце) увидело зеленую точечку. И эта точечка стала расти и расти и появилось растение – водоросли.
Раскладываем ленту.
Они (водоросли) выбрались на сушу – трава, кусты. Был на Земле воздух грязным и человек не смог бы жить. А растения очистили воздух и появились на земле живые существа.
Вода
Физические свойства воды (учебник Природоведения 3 кл.)
1) Вода – это жидкость
Берем 2 кувшинчика. В одном из них налита вода. И переливаем воду из 1-го сосуда в другой.
Как вы думаете? Вода - жидкость или твердое вещество?
Да, это жидкость, она льется.
А вода имеет запах? Даем понюхать 2 стакана с водой. В одном стакане вода чистая (без запаха), а в другой капнем 1 каплю валерианки (что-то растворим).
А какого цвета вода?
Белого? Берем стакан с молоком. Такого белого? Нет.
Берем стакан с подкрашенной водой. Такого желтого? Такого голубого?
Необходимо, чтобы дети сами сделали вывод: У воды нет цвета, она бесцветная.
Кладем ложечку в стакан с водой. Вы видите ложку? Да. А положим ложечку в стакан с молоком. А сейчас? Нет. Значит вода еще какая? Прозрачная.
Воздух
Физические свойства воздуха.
Как вы думаете, что вокруг нас?
Перечисляют материалы.
А воздух? Мы можем его увидеть? Нет. Он невидимый.
А потрогать? Нет.
А пожевать? Нет.
Может его вообще нет?
А можем мы его почувствовать?
Помашем на себя ладошкой. Что почувствовали? Да ветер. А откуда он взялся?
А оказывается ветер – движение воздуха. Когда воздух начали двигать ладошкой, то мы его и почувствовали.
Сделаем веер из бумаги. Стало много воздуха. Сильный ветер поднялся.
Воздух невидимый, без вкуса, без цвета, прозрачный.
А имеет ли воздух запах? Из кухни пахнет гречкой, капустой и другим. Пролить незаметно флакончик с духами и начать махать. Да, вкусно пахнет. Как же вы почувствовали, ведь только что ничем не пахло.
Значит воздух переносит запах других веществ.
Воздух существует вокруг нас.
А можно нарисовать воздух? Нет.
А ветер можно нарисовать? Нет.
А посмотрите на эту картинку –
Здесь ветер есть? Нет.
А на этой?
Да.
Оказывается ветер можно нарисовать. «Показать» детям разные иллюстрации: «Море», «Девятый вал». По состоянию других предметов можно передать состояние воздуха. Есть ветер или нет?
Попросить нарисовать ветер, туман, дождь.
2) Даже воздух состоит из разных частичек, но они летают как в паре.
Опыт: В тазике вода. Водолаз плавает в воде.
В банке что-нибудь есть? Банку переворачиваем на водолаза. Воздух не дал воде проникнуть в банку. В пластмассовой баночке проделать дырку и заклеить пластилином. Вода в банку не заходит. Воздух не пускает воду. Но если воздух оттуда уйдет? Убрать пластилин. Вода на глазах поднимается. Воздух вышел, поэтому вода поднялась.
Воздух используется в различных надувных матрацах, подушках, кругах.
Даже огонь не может гореть без воздуха.
Опыт: 4 свечи и на 3-х закрываем банки различной емкости. Чем больше банка, тем дольше горит свеча, но все-таки погаснет, когда кончится воздух. А 4-я, которая была без банки она так и горит.
Все живое тоже не может жить без воздуха. Но и неживое не может жить без воздуха.
Подержать руку над свечой сбоку. Горячо? Нет. А если сверху, то горячо, сразу это чувствуем. Теплый воздух поднимается кверху.
Зажигаем свечку и подносим квадрат на нитке, разрезанный по спирали. Он поднимается кверху (воздух) и квадрат начинает раскручиваться, образуя спираль. @.
Воздух при нагревании расширяется. На прогулке натянуть на горлышко пластмассовой бутылки воздушный шарик, а затем занести в тепло. Шарик в тепле раздуется.