План-конспект урока информатики по теме "В поисках истины и… лжи". 10-й класс

Разделы: Информатика

Класс: 10


Цель: Формирование умений и навыков решения задач на логический тип переменных.

Задачи:

Обучающие:

  • научиться применять и объединять знания из различных общеобразовательных предметов для решения задач по информатике;
  • научиться решать задачи на логический тип переменных;
  • научиться анализировать ограниченные области и разбивать их на части.

Развивающие:

  • развитие логического и абстрактного мышления;
  • развитие внимания.

Воспитывающие:

  • умение работать в коллективе, группе;
  • оказывать взаимопомощь и контроль.

Тип урока: Урок формирования умений и навыков.

Материалы:

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Разминка. Определить тему урока.
  3. Актуализация.
  4. Историческая справка.
  5. Решение задач.
  6. Физкультминутка.
  7. Практика за компьютером.
  8. Итог.
  9. Оценки, домашнее задание.
  10. Рефлексия.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Разминка.

(презентация, слайд 1 – ребус)

Ребята, перед вами ребус, разгадав его, вы сможете отгадать тему урока.

Итак, тема урока «В поисках истины и… лжи» (слайд 3)

III. Актуализация.

Как вы думаете, какие переменные помогут нам в этом поиске? (логические)

И цель нашего урока – формирование умений и навыков работы с логическим типом данных для решения задач.

Перед вами лежит лото, давайте вспомним основную информацию о логических переменных.

Заполните лото. (проверка устно) – (слайд 3)

Какое имя логические переменные имеют еще? (Булевы).

А откуда такое название данных переменных? (в честь знаменитого ученого)

IV. Историческая справка (Дж. Буль)

(слайд 4)

Джордж Буль родился в Линкольне (Англия) в семье мелкого торговца. Материальное положение его родителей было тяжелым, поэтому Джордж смог окончить только начальную школу для детей бедняков; в других учебных заведениях он не учился.

Буль самостоятельно изучил латынь, древнегреческий, немецкий и французский языки, изучил философские трактаты.

После многих неудачных попыток Булю удалось открыть маленькую начальную школу, в которой он преподавал сам. Школьные учебники по математике привели его в ужас своей нестрогостью и нелогичностью, Буль вынужден был обратиться к сочинениям классиков науки и самостоятельно проштудировать обширные труды Лапласа и Лагранжа.

В связи с этим занятием у него появились первые самостоятельные идеи.

Джордж Буль по праву считается отцом математической логики. Его именем назван раздел математической логики – булевая алгебра.

Именно он построил один из разделов формальной логики в виде некоторой "алгебры", аналогичной алгебре чисел, но не сводящейся к ней.

Итак, мы с вами теперь знаем, что логические тип данных называется булевым, и мы вспомнили основные правила работы с ним в Паскале. А теперь приступим к решению задач, то есть будем применять наши знания на практике.

V. Решение задач.

1. Указать порядок выполнения операций при вычислении (слайд 5)

  • A and b or not c and d
  • (x>=0) or not c and d
  • (z<7) and (not d or c)

Проверка – устно.

2. Вычислить значение выражений при a=true, b=false (слайд 6)

  • A or b and not a
  • Not (a and b)
  • Not a and b

Перед вами карточки с названиями – true, false, поднимите карточку со значением выражения.

3. Записать условие, которое является истинным, когда точка с координатами (x,y) попадает в заштрихованные участки плоскости.

Проверка – у доски 4 человека.

Итак, мы научились анализировать ограниченные области и разбивать их на части.

4. Нарисовать на плоскости (х,у) область, в которой и только в которой истинно указанное условие:

  • (x>=2) and (x*x+y*y<=36) – вместе (я у доски)
  • (x<= -1) and (y<= -2)
  • (x>=1) and (x<=4) and (y>=2) and (y<=4)

Проверка – у доски 3 человека.

5. Задача: Принадлежит ли точка Х отрезку (-5;12]?

Ребята, перед вами текст задачи, исправьте в нем ошибки.

Program Otrezok;
Var x; real;
L; integer;
Begin
Writeln(vvedi x);
Readln(x)
L:=(x>5) or (x<=12);
Writeln(‘tochka prinadlezhit otrezku?,L);
End.

VI. Физкультминутка.

VII. Практика за компьютером.

Обратите внимание, что рядом с каждой задачей изображен муз.инструмент. Флейта – нежный звук, саксафон – чуть сильнее, тромбон – мощный звук. Так и задачи разбиты на уровни. Выберите свой уровень.

Проверка.

  1. 4 – true
    40 – false

  2. 0 – true
    2 – false
    10 – true

  3. 3,4 – true
    0,1 – false
    8,1 – false

VIII. Итог.

Итак, мы сегодня научились применять логические величины при решении задач.

IX. Оценки, д.з.

(на листах практики)

X. Рефлексия.

(Карточки – true, false)

Определите значение высказывания:

  1. Сегодня на уроке было комфортно.
  2. После урока остались вопросы.
  3. Все пробелы по теме устранены.
  4. Оценка моих знаний 5.
  5. Оценка моих знаний 4.
  6. Оценка моих знаний 3.