Цель: Формирование умений и навыков решения задач на логический тип переменных.
Задачи:
Обучающие:
- научиться применять и объединять знания из различных общеобразовательных предметов для решения задач по информатике;
- научиться решать задачи на логический тип переменных;
- научиться анализировать ограниченные области и разбивать их на части.
Развивающие:
- развитие логического и абстрактного мышления;
- развитие внимания.
Воспитывающие:
- умение работать в коллективе, группе;
- оказывать взаимопомощь и контроль.
Тип урока: Урок формирования умений и навыков.
Материалы:
- Лото (приложение 1);
- Лист заданий, практика, домашнее задание (приложение 2);
- Презентация к уроку (приложение 3).
План урока:
- Организационный момент.
- Разминка. Определить тему урока.
- Актуализация.
- Историческая справка.
- Решение задач.
- Физкультминутка.
- Практика за компьютером.
- Итог.
- Оценки, домашнее задание.
- Рефлексия.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Разминка.
(презентация, слайд 1 – ребус)
Ребята, перед вами ребус, разгадав его, вы сможете отгадать тему урока.
Итак, тема урока «В поисках истины и… лжи» (слайд 3)
III. Актуализация.
Как вы думаете, какие переменные помогут нам в этом поиске? (логические)
И цель нашего урока – формирование умений и навыков работы с логическим типом данных для решения задач.
Перед вами лежит лото, давайте вспомним основную информацию о логических переменных.
Заполните лото. (проверка устно) – (слайд 3)
Какое имя логические переменные имеют еще? (Булевы).
А откуда такое название данных переменных? (в честь знаменитого ученого)
IV. Историческая справка (Дж. Буль)
(слайд 4)
Джордж Буль родился в Линкольне (Англия) в семье мелкого торговца. Материальное положение его родителей было тяжелым, поэтому Джордж смог окончить только начальную школу для детей бедняков; в других учебных заведениях он не учился.
Буль самостоятельно изучил латынь, древнегреческий, немецкий и французский языки, изучил философские трактаты.
После многих неудачных попыток Булю удалось открыть маленькую начальную школу, в которой он преподавал сам. Школьные учебники по математике привели его в ужас своей нестрогостью и нелогичностью, Буль вынужден был обратиться к сочинениям классиков науки и самостоятельно проштудировать обширные труды Лапласа и Лагранжа.
В связи с этим занятием у него появились первые самостоятельные идеи.
Джордж Буль по праву считается отцом математической логики. Его именем назван раздел математической логики – булевая алгебра.
Именно он построил один из разделов формальной логики в виде некоторой "алгебры", аналогичной алгебре чисел, но не сводящейся к ней.
Итак, мы с вами теперь знаем, что логические тип данных называется булевым, и мы вспомнили основные правила работы с ним в Паскале. А теперь приступим к решению задач, то есть будем применять наши знания на практике.
V. Решение задач.
1. Указать порядок выполнения операций при вычислении (слайд 5)
- A and b or not c and d
- (x>=0) or not c and d
- (z<7) and (not d or c)
Проверка – устно.
2. Вычислить значение выражений при a=true, b=false (слайд 6)
- A or b and not a
- Not (a and b)
- Not a and b
Перед вами карточки с названиями – true, false, поднимите карточку со значением выражения.
3. Записать условие, которое является истинным, когда точка с координатами (x,y) попадает в заштрихованные участки плоскости.
Проверка – у доски 4 человека.
Итак, мы научились анализировать ограниченные области и разбивать их на части.
4. Нарисовать на плоскости (х,у) область, в которой и только в которой истинно указанное условие:
- (x>=2) and (x*x+y*y<=36) – вместе (я у доски)
- (x<= -1) and (y<= -2)
- (x>=1) and (x<=4) and (y>=2) and (y<=4)
Проверка – у доски 3 человека.
5. Задача: Принадлежит ли точка Х отрезку (-5;12]?
Ребята, перед вами текст задачи, исправьте в нем ошибки.
Program Otrezok;
Var x; real;
L; integer;
Begin
Writeln(vvedi x);
Readln(x)
L:=(x>5) or (x<=12);
Writeln(‘tochka prinadlezhit otrezku?,L);
End.
VI. Физкультминутка.
VII. Практика за компьютером.
Обратите внимание, что рядом с каждой задачей изображен муз.инструмент. Флейта – нежный звук, саксафон – чуть сильнее, тромбон – мощный звук. Так и задачи разбиты на уровни. Выберите свой уровень.
Проверка.
-
4 – true
40 – false -
0 – true
2 – false
10 – true -
3,4 – true
0,1 – false
8,1 – false
VIII. Итог.
Итак, мы сегодня научились применять логические величины при решении задач.
IX. Оценки, д.з.
(на листах практики)
X. Рефлексия.
(Карточки – true, false)
Определите значение высказывания:
- Сегодня на уроке было комфортно.
- После урока остались вопросы.
- Все пробелы по теме устранены.
- Оценка моих знаний 5.
- Оценка моих знаний 4.
- Оценка моих знаний 3.