Коррекционно-развивающий урок природоведения. 4-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 4


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (11 МБ)


Учебный предмет: Природоведение

Уровень образования школьников: 4 класс VII вида (УМК «Школа России»)

Тип урока: изучение нового материала

Форма проведения: урок-исследование

Формы и методы работы: фронтальная, групповая, частично-поисковая

Цели:

  • коррекционно-образовательная: формирование у учащихся исследовательских навыков, представления о жизни древних славян;
  • коррекционно-развивающая: развитие умения работать по карте, ассоциативного мышления, памяти, внимания, творческой активности, умения анализировать и делать выводы, устной речи;
  • коррекционно-воспитательная: воспитание интереса к предмету, чувства товарищества, взаимопомощи, чувства ответственности, уважительного отношения к предкам.

Оборудование: А.А.Плешаков «Мир вокруг нас» 4 класс, рабочая тетрадь; таблички с названиями групп и фотографии детей, физическая карта, цветные карандаши, набор иллюстраций, опорные схемы, кроссворд на ватмане, карточки с индивидуальными заданиями по группам, персональный компьютер, электронная презентация, проектор, экран, магнитофон МР-3, диск «Славянская музыка, наигрыши (Русь – Заклятье); деревянный стол, скатерть, лавка, глиняная посуда, деревянные ложки, дровяной самовар, охапка сена, шкура, костюмы (лапти, рубаха и сорочка).

ХОД УРОКА

Этап I. Организационный момент. Актуализация знаний.

Дети с учителем собираются около входной классной двери, на которой надпись: «Страницы истории Отечества» и плакаты с изображением (Приложение 1):

1. Князь Владимир и крещение Руси
2. Памятник Кириллу и Мефодию в Москве
3. Хан Батый
4. Александр Невский
5.Куликовская битва
6. Первопечатник Иван Фёдоров
7. Освоение Сибири Ермаком
8. Памятник Петру Первому
9. Памятник М.В.Ломоносову
10. Екатерина Великая
11. Гражданская война 1918 г.
12.Великая Отечественная война
13. Юрий Гагарин

Долгожданный дан звонок.
Он зовёт нас на урок.

– С начала 2-го полугодия мы с вами, ребята, начали 2-ю часть учебника «Мир вокруг нас» и на прошлом уроке обобщения завершили I раздел этого учебника.
– Напомните мне, пожалуйста, как звучало название I-го раздела? (Страницы всемирной истории)
– С какими же большими отрезками времени истории человечества познакомили нас  учёные? (1. Первобытная история – самая долгая, длительная эпоха в истории человечества; 2. История Древнего мира – насчитывает несколько тысячелетий, о тех далёких временах рассказывают замечательные древние постройки; 3. История средних веков – продолжались тысячу лет, время рыцарей и замков; 4. История Нового времени –  время выдающихся географических открытий и величайших технических изобретений; 5. История Новейшего времени – с начала ХХ века, время величайших открытий в истории человечества и время двух самых кровопролитных войн.)
– Молодцы!

Этап II. Ритуал «входа» в урок. Сообщение темы

– Ребята, а о чём говорит оформленная перед вами дверь? (Ответы детей)
– Правильно! Сегодня начинаем изучать следующий раздел: «Страницы истории Отечества».  Все эти важные события, которые изображены на плакатах, были в недавнем прошлом, а сегодня стали историей нашей страны. И волшебная дверь поможет нам продолжить путешествие по дороге истории. Открываем её. Входим в класс.

Звучит «Улыбка» (Слова М. Пляцковского, музыка В. Шаинского).

– Давайте возьмёмся за руки и лёгким пожатием передадим тепло своих душ; посмотрим друг другу в глаза и подарим улыбку. Ведь именно с улыбки, с хорошего настроения начинается приятное общение. Вы готовы общаться, ребята? Общение будет необычным. Занимайте места по группам согласно своим фотографиям (на партах – таблички с названиями групп и фотографии детей). Слайд 1
– Итак, у нас образовались 3 группы исследователей, в роли которых  выступите вы, ребята.
– Мы будем исследовать историю, когда жили наши предки, узнаем,  в каких условиях они жили, чем занимались и во что веровали.
– А к какому народу отправляемся, узнаете, разгадав  кроссворд. Слайды 2, 3

1. Наука, изучающая прошлое человечества.
2. Мореплаватель, открывший Америку.
3. Воин Средневековья на коне, в латах, шлеме, с мечом и щитом
4. Здание для молитв у христиан
5. Отрезок истории, для отслеживания которого используют часы
6. Материал, из которого первобытный человек изготовлял орудия труда
7. Событие, в результате которого становились известными географические объекты
– Итак, на сегодняшнем уроке познакомимся с жизнью древних славян. Тема нашего урока: «Жизнь древних славян»  Слайд 4.

Звучит славянская музыка «Былина».

Этап III. Постановка учебной проблемы. Работа по теме в группах – решение проблемы

– А зачем мы изучаем историю наших предков? (Нам интересно знать, чем раньше интересовались русские люди, что любили и что не любили, чем занимались, как одевались, каким богам поклонялись.)
– Давайте заглянем в прошлое на полторы тысячи лет назад (в середину I-го тысячелетия нашей эры).
Восточные славяне –  предки русских, украинцев и белорусов. Слайд 5.
Сравните представителей этих национальностей. Что общего заметили?  
– Восточные славяне – древние жители Восточной Европы. Их жизнь, занятия, верования были тесно связаны с природой.
– Я хочу, чтобы вы сами рассказали нам всем об этом. У вас в группах конверты с заданиями и подсказками (и схемы, и рисунки, и карточки с текстами, и карты). Уверена, ребята, вам не составит труда справиться с заданиями, ведь мы с вами – потомки древних славян. Слайд 6.

Душа России, мать-деревня,
Всегда была на высоте.
И со своим укладом древним
Жила в великой чистоте.
Храня обычаи народа,
Его достоинство и честь,
Ты выживала год от года,
В тебе и нынче совесть есть. (Ю.В.Ключников)

– Готовим сообщения по группам (Разноуровневая работа).

I группа: «Быт и жилища  восточных славян». (III уровень сложности) Слайд 7.

1. Что вы можете узнать и рассказать о расселении славян? (Используйте карту расселения древних славян на с. 35 учебника и Приложение 2).
2. На с. 37 найти описание жилища и места для поселения (см. Приложение 3).
3. Предположите и укажите цифрами части поселения древних славян и попробуйте описать их назначения (Приложение 4).

II группа: «Занятия  восточных славян». (II уровень сложности)

1. Рассмотрев картинки-подсказки, фишки к ним, схему «Занятия славян», оформленный предметами быта уголок в классе, опишите, чем занимались наши предки, как выглядели, как одевались, какими предметами быта пользовались? (Приложение 5)

2. Выполните задание в рабочей тетради на с.15 №4 и сравните свой выбор с рисунками учебника на с.36

III группа: «Верования древних славян». (I уровень сложности)

Восточные славяне были язычниками, т.е. поклонялись разным богам. Лес и деревья, речки, солнце, ветер – всё казалось славянам живым, одушевлённым. Они считали, что всеми явлениями природы повелевают разные боги.

1. Соединить стрелками картинку с именами богов или другими духами природы. (Приложение 6)

– Чтобы боги были добрее к людям, славяне устраивали в их честь праздники.

2. Соотнести описание с картинкой праздника. (Приложение 7).

Дети работают над проблемными задачами под славянскую музыку «О былых временах».

Этап IV. Совместное открытие нового

– Послушаем выступления  исследователей:
Итак, в «Быт и жилища  восточных славян» нас посвятит I группа. (Выступление учащихся сопровождается демонстрацией материалов из Презентации).
– Молодцы!
Слайд 8.
– Славяне жили на огромных пространствах  между Балтийским и Чёрным  морями.
Они селились по берегам рек: Волга, Дон, Днепр, Западная Двина, Ока, Дунай, Висла.
Жили славяне племенами: восточные славяне, западные и южные. Наибольшее пространство занимали восточные славяне.
Племенные объединения восточных славян: полочане, кривичи, дреговичи, древляне и др.
Слайд 9.
– Время было беспокойное, жители соседних посёлков часто воевали между собой, поэтому селились славяне обычно в местах, окружённых крутыми склонами, глубокими оврагами или водой. Они возводили вокруг своих поселений земляные валы, копали рвы (глубокие канавы), ставили частокол (частые колья), который строили из крепких брёвен.
Слайд 10.
В домах древних славян пол был в метр углублен в землю, стены сложены из тонких слоёв жердей, очищенных от веток и коры. Крыша тоже из жердей, а на ней толстый слой соломы. Внутри такого дома всегда было прохладно, темно и сыро. Окошки, прорубленные в стенах, на ночь или в холода закрывали досками или соломой, т.к. стёкол тогда не было. В углу находилась печь, которая обогревала дом и на ней готовили еду. Печь топилась по-чёрному, т.е. трубы не было, и дым выходил через оконца, двери, отверстия в кровле. В доме находились стол, лавки, в углу – несколько охапок сена, покрытых звериными шкурами – постели. Как ни просто устроено жильё, но в нём можно было укрыться от непогоды и дикого зверя, согреться у печи и сварить еду.
О занятиях  восточных славян расскажет II группа. (Выступление учащихся сопровождается демонстрацией материалов из Презентации).
– Молодцы!
Слайд 11.
– В те далёкие времена лес был полон дичи (кабанов, медведей, косуль), реки богаты рыбой. Мужчины были охотниками, рыболовами, бортниками (собирали в лесах мёд диких пчёл, это занятие происходит от слова борть – “дупло дерева”, где жили дикие пчёлы). Разводили домашний скот. Женщины лепили глиняную посуду, готовили пищу, разводили огороды, пряли, ткали полотно, шили одежду. Многие из них искусно занимались врачеванием, приготовляя лекарственные снадобья из трав. Женщины и дети занимались ещё собирательством диких ягод, орехов, грибов. Сама жизнь требовала от славян сплочённости. Сообща занимались земледелием. Сеяли чаще всего просо, а также пшеницу, ячмень, рожь. Из овощей была распространена репа.
Слайд 12.

Физминутка – массаж спины «Занятия славян»

(Дети встают друг за другом по кругу, кладут ладони на спину впереди стоящего и выполняют движения со словами):

Наши предки труд любили: (поглаживать ладонями)
В лес по ягоды ходили, (похлопывать ладонями)
Скот домашний разводили, (поколачивать кулачками)
Рыбу неводом ловили, (поглаживание кончиками пальцев)
Изо льна одежду шили, (постукивать рёбрами ладоней)
Поохотиться спешили, (поглаживать ладонями)
Земледельем занимались, (похлопывать ладонями)
Бортничеством увлекались. (Поколачивать кулачками)
Знанья наши очень тонки, (поглаживание кончиками пальцев)
Так как мы славян потомки. (Постукивать рёбрами ладоней)

Стук в дверь. (Входят дети, одетые в старославянские одежды. Садятся на скамейку за стол со скатертью и посудой (деревянные ложки, глиняные горшки, чашки, дровяной самовар). В углу – солома, накрытая шкурой. Рядом – корыто, макет русской печи и др.).
– К нам пожаловали гости из прошлого.
– Ребята, посмотрите, как выглядели наши предки. В разном возрасте носили  рубаху разной длины. Так, к примеру, дети и старики надевали рубахи до пят, а мужчины носили рубахи, которые приходились лишь до колен, а на женщинах можно было увидеть сорочки до стопы.  Рубахи, как правило, шились из ткани, которую славяне делали сами. Каждая славянская женщина умела выделывать и ткать лён и шерсть. Такие навыки характеризовали её как хорошую хозяйку и рукодельницу. Нередко славяне окрашивали готовые отрезы тканей в красный и жёлтый, зелёный и чёрный цвета. Для этого ими использовались лишь натуральные природные красители.
– Славяне были стройными, высокими, русыми, голубоглазыми, крепкими, выносливыми, честными, готовыми к любым неожиданностям людьми.  Кто из вас подходит под это описание? (Дети поднимают руки) Недаром вы, ребята, потомки древних славян.
Переходим к III группе исследователей. Ребята раскроют нам вопрос: «Верования древних славян». (Выступление учащихся сопровождается демонстрацией материалов из Презентации).
Слайд 13.
– Молодцы! Славяне считали, что всеми явлениями природы повелевают различные боги. Для поклонения своим богам славяне не строили храмов. Они совершали свои обряды в священных рощах, у священных дубов, где стояли деревянные и каменные статуи языческих богов – идолы.
Одним из главных богов был Перун – бог молнии и грома. Ярило – бог Солнца, Стрибог – повелитель ветра,  Мокошь – божество плодородия.
Они считали, что каждый день выезжает из золотого дворца на огненных конях бог Солнца. Солнце греет и кормит человека. Но бывает так, что солнце сердится на человека и тогда сохнут ручьи, горят посевы, голод губит людей и животных.
А вот чёрные тучи закрыли солнце – разбушевался бог Перун. Бьёт он дубиной – гремит гром, стрелами-молниями рассекает тучи, поливает землю дождём. Страшен в гневе Перун – он посылает на землю бури и ливни, выбивает градом хлеба, поджигает жилища, убивает скот и людей. «Убей тебя Перун» – говорили тому, кому желали зла.
Славяне верили в загробную жизнь и почитали своих предков, тени которых оставались в доме (домовые) и охраняли потомков от бед. Славяне считали, что в лесу водится леший – лесной дух, в реках и озёрах живёт водяной, русалки.
– С почитанием природы связаны многие славянские праздники. Слайд 14.
Главному богу Солнца посвящали несколько праздников. Первый 22 декабря – День рождения Солнца, когда день перестаёт убывать. Следующий – Масленица.
А в жаркие июльские дни для славян был особенно страшным Перун, ведь он мог уничтожить урожай, и тогда люди погибли бы от голода. Поэтому 20 июля, в день Перуна, парни и девушки не водили весёлых хороводов, не пели песен – они молили о милости грозное божество.
28 января – день почитания Домового Хозяина и принесения ему особливых треб. В этот день, ложась спать, оставляют на столе питьё, ломоть хлеба с солью, миску каши, кусочек сала и что-нибудь из сладкого. При этом с поклоном в сторону печи говорят слова, например, такие: «Хозяин-Батюшка, побереги мой дом и мою скотину!», «Хозяинушка-Батюшка, хлеб-соль прими, скотинку води!» или «Домовушко-Дедушко, всех пои-корми — овечушек, лошадушек, ладь ладно, а гладь гладко и стели мягко!»

Этап V. Контроль усвоения изученного

Слайд 15.

Звучит славянская мелодия «Тризна».

Тест ( Приложение 8).

Взаимопроверка и обсуждение тестов.

Этап VI. Домашнее задание Слайд 16.

– Откроем дневники и запишем домашнее задание:

1) с.34-38 прочитать;
2) раскрасить контурную карту в рабочей тетради на с. 14, №1;
3) нарисовать себя в славянской одежде.

Этап VII. Рефлексия  урока Слайд 17.

Высказывания учеников о проделанной работе.

– Я сегодня исследовал(а) …
– Мне больше всего удалось…
– Я затруднялся(лась)…
– Меня особенно удивило …
– Урок заставил меня задуматься…

Прошли столетия. Потомки древних восточных славян – русские, белорусы, украинцы –  образовали свои государства. Мы с вами теперь знаем, что у них одно происхождение, родственные языки и общая история – наша история!
На следующих уроках мы продолжим путешествие по «Страницам истории Отечества».

Слайд 18.

Звучит славянская мелодия «Печальная».

Хочу, чтоб снова Русь воскресла,
А с ней и наш славянский дух,
Чтоб хлебом пряным, а не пресным
Дошли б слова мои до душ. (В.В.Артемов)

Этап VIII. Оценивание учащихся

– Каждая группа отлично справилась с задачей исследования материала новой темы. И получают по общей оценке «5». Но предлагаю вам оценить своё участие в уроке и его понимание, я хочу оставить право выставить оценки за членами группы. Посовещайтесь, подумайте, какую оценку заслужил каждый ученик в группе и поставьте в дневник.
Слайд 19. Выберите соответствующий вашему внутреннему состоянию смайлик и раскрасьте его зелёным карандашом: (Приложение 9).

Этап IХ. Ритуал "выхода из урока"

– Наш урок-исследование подошёл к концу. Слайд 20.  Возьмёмся за руки лицом в круг. Мы берем с собой все важное, что было сегодня с нами, чему мы научились. (Ребята протягивают руки в круг, совершают действие, как-будто что-то берут из круга, и прикладывают руки к груди).

Слайд 21.

– Урок окончен. Спасибо за прекрасную работу!

Источники из интернета:

http://community.livejournal.com/kidsfashion/94035.html
http://skidka.mepics.ru/ukrainskiy-kostyum.html
http://www.elita-tour.ru/lazobzo.html
http://pravegor-chitalnya.nnm.ru/page11/.
http://www.russkije.lv/ru/lib/read/researchers-of-the-his­tory.html
http://emissions.live journal.com/
http://www.russiskusstvo.ru/themes/museum/a874/
http://www.help-rus-student.ru/pictures_fail/20/364_12.ht­m
http://www.spb.aif.ru/subjects/0/84/82
http://historydoc.edu.ru/catalog.asp?ob_no=14901&cat_ob_n­o=15631
http://www.ote4estvo.ru/page/27/
http://museum.guru.ru/progulki/zdania/monument/mon_ph.htm
http://www.exposter.ru/sell.4276.html
http://ceolte.com/view/942/
http://schkola-4list.narod.ru/appearance_catherine.htm
http://istoriya-ru.ucoz.ru/news/31
http://www.soborjane.ru/forum/129-1323-1
http://www.kidsoft.ru/arch-2005/files/web_design/wd_24/bi­t_ghil.htm
http://koloda-uley.clan.su/index/istorija/0-4
http://girldjmcdriver.topbb.ru/viewtopic.php?id=30
http://www.velesovkrug.ru/obnovleniya-na-sayte/slavyanskaya-odezhda.html
http://www.sosh1020.ru/webArc/news.php?msg=463
http://forum.wec.ru/lofiversion/index.php/t104759-100.htm­l
http://forum.celler.ru/offtopic/topic-207012.html  
http://radislav-gaiduk.livejournal.com/12841.html

Используемая литература:

1. А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова./ Мир вокруг нас. Учеб. Для 4 кл. нач. шк./М.: Просвещение, 2006.
2. А.А.Плешаков. / «100 и 14 заданий по природоведению». Рабочая тетрадь. 4 кл./М.: Вита-Пресс, 2006.
3. О.И.Дмитриева./ Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»: 4 кл./ М.: ВАКО, 2007.
4. С. Исмаилова./ Энциклопедия для детей. Т. 2/ М.: Аванта+, 1996.
5. А.А.Данилов. Л.Г.Косулина. /Учеб. истории для 6 кл./ М.: Просвещение, 2008. (стр. 11).