Урок русского языка по теме "Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях"

Разделы: Русский язык


Цель урока: создание условий для усвоения новых знаний о бессоюзном сложном предложении, используя элементы исследования, в незнакомом для учителя классе, который готовится к ГИА

Задачи урока:

  • образовательные: формировать умения устанавливать смысловые отношения между частями БСП; определять интонационные особенности этих предложений и на этой основе правильно выбирать знаки препинания
  • развивающие: формировать у детей положительную мотивацию и готовность к восприятию нового материала; развивать умения сопоставлять изученный материал с новым, обобщать, систематизировать
  • воспитательные: воспитывать уважение к урок и предмету в целом; воспитание взаимоуважения и взаимопомощи (нравственные категории доброты ).

Духовно-нравственные категории, рассматриваемые на уроке: доброта, взаимопомощь, взаимоуважение.

Оборудование урока:

  • экран;
  • ноутбук;
  • проектор;
  • CD-диск с презентацией по теме урока;
  • индивидуальные карточки с заданиями;
  • тетради;
  • индивидуальная карта учащегося;
  • учебник под ред. М.М. Разумовской «Русский язык. 9 класс» – Москва: «Дрофа», 2006.

Ход урока

Нет, не гибнет в жизни большой
Всё, что на сердце твоё откликается,
Живи беспокойно, живи с маетой:
С доброты человек начинается.

Организационный момент.

I. Фаза вызова

– Я собираюсь поступить в аспирантуру и пишу исследовательскую работу о сложных предложениях. Вы изучили эту тему? Мне нужна ваша помощь.

Работа с эпиграфом.

– Прочитайте эпиграф, сформулируйте главную мысль (с доброты человек начинается). Подберите синонимы к слову «доброта» (добродушие, незлобивость, добросердечность, отзывчивость, душевность, сострадание, милосердие). Какой смысл заключен в слове «доброта»? (отзывчивость, душевное расположение к людям и ко всему окружающему, стремление делать добро другим).

– Я думаю, ребята, вы все откликнитесь на мое предложение и поможете мне.

На протяжении всего урока проводится акция: знаешь сам – помоги другому (на доску вывешивается плакат с названием акции).

– Проверим ваши знания (подготовка к ГИА).

Сильным учащимся раздаю карточки, остальные работают с учителем.

Карточка 1

Составьте из простых предложений ССП, СПП и БСП. Запишите их, составьте схемы.

Толстые сосульки, свисавшие с крыши, обтаивали на солнце.

Капли, падая с них, звонко ударяли о лед.

Карточка 2

Составьте из простых предложений ССП, СПП и БСП. Запишите их, составьте схемы.

Подлинная добродетель подобна реке.

Чем она глубже, тем меньше шумит.

Карточка 3

Составьте из простых предложений ССП, СПП и БСП. Запишите их, составьте схемы.

Поговоришь с добрым человеком.

Солнечный луч озарит твою душу.

Карточка 4

Составьте из простых предложений ССП, СПП и БСП. Запишите их, составьте схемы.

Луна стоит над прозрачной горой.

Неверным светом залита окрестность.

Обращение к слайдам презентации. (1 слайд)

по ходу составления предложений учащимися, они появляются на экране

– Что вы знаете о сложных предложениях? Виды сложных предложений?

– Среди предложений назовите «третье лишнее» (БСП).Почему? еще не изучали).Что вызвало затруднение при работе с карточками? (БСП) Что знаете о БСП? Назовите БСП. (предложения появляются на экране – слайд 2) Слайд 2

Зачем изучать БСП, если вы знаете, что это такое? (знаки препинания вызывают затруднение) Какие знаки препинания могут стоять между частями БСП? (. ; : -)

(учитель на доске изображает эти знаки)

(выходим на проблему: какой знак препинания поставить между предикативными частями БСП и от чего будет зависеть постановка этих знаков?).

Формулировка учащимися темы и целей урока.

– Что связывает предложения, с которыми вы работали, и данный эпиграф? (тема)

II. Фаза осмысления 

– Для решения проблемы проведем небольшое исследование.

– С чего начнем исследование? (внимательно читаем и изучаем, сравниваем все три предложения: что общего? чем они отличаются?)

– Какие отличия вы можете отметить в смысловых отношениях данных предложений? (ученики выявляют следующее: между предикативными частями ССП отношения равноправные, союз и подчеркивает последовательность происходящих действий; в СПП – неравноправные, союзы придают различные смысловые оттенки (условие, время, причина). В БСП эти отношения выражены менее четко, они зависят от содержания входящих в них предикативных частей. В БСП велика роль интонации, которая диктует необходимость постановки определенных знаков препинания).

Анализируем каждое БСП (слайд 2) и результаты записываем в схему.

Работа с учебником( параграф 23, стр. 131). Сверяем полученные результаты

  • – Кому понятно частично? Поднимите одну руку.
  • – Кто ничего не понял? Встаньте.
  • – Кому понятно всё? Поднимите обе руки.

Закрепление.

– Кто понял все или частично – работают по карточкам.

Карточка 1

Объясните постановку знаков препинания

  1. Ближнего обидеть – самому в беде быть.
  2. Говори смелее: будет вернее.
  3. Все равно: что в лоб, что по лбу.

Карточка 2

Объясните постановку знаков препинания

  1. Источник утоляет жажду – доброе слово оживляет сердце.
  2. Совесть потеряешь – другой не купишь.
  3. Широкая радуга стояла за лесами: там где-то, за озером, шел небольшой дождь.

Карточка 3

Объясните постановку знаков препинания

  1. Ближнего Ближнего обидеть – самому в беде быть.
  2. Войдешь в дом с поклончиком – уйдешь с гостинчиком.
  3. Всем угодишь – себе насолишь.

Карточка 4

Объясните постановку знаков препинания

  1. Ближнего Делаю добро – чувствую себя хорошо..
  2. Поступаю плохо – чувствую себя плохо.
  3. Не имеешь добрых дел – не говори о доброте.

Карточка 5

Соберите пословицы. Запишите БСП. Расставьте знаки препинания, объясните их постановку.

Лес рубят
Семь раз отмерь
Искру туши до пожара
  один раз отрежь
беду отводи до утра
щепки летят

– Остальные работают с учителем (слайд 3)(объяснить постановку знаков препинания).

– Найдите «третье лишнее» (загадка). Почему?

На протяжении всего урока учащиеся помогают друг другу. 

– Составьте синквейн по данным текстам (для тех, кто справился с карточками)

Твори добро —
Нет большей радости.
И жизнью жертвуй,
И спеши,
Не ради славы или сладостей,
А по велению души.
Когда кипишь, судьбой
униженный,
Ты от бессилья и стыда,
Не позволяй душе обиженной
Сиюминутного суда.
Постой.
Остынь.
Поверь — действительно,
Все встанет на свои места.
Ты сильный.
Сильные не мстительны.
Оружье сильных — доброта. (Т. Кузовлева)

Дарите, люди, тёплые слова!
Чтобы от них кружилась голова.
Чтоб сладким был - словесный добрый мёд!
Чтобы слова топили в сердце лёд!

Ведь слово может душу излечить,
А может просто ранить и убить.
Ведь слово может красоту создать.
А может очернить, и оплевать...

И не жалейте добрые слова,
Чтобы цвела зелёная трава!
Чтобы не плакать от укуса ос.
Не кактус, а жасмин душистый рос.

Ведь в слове каждом целая страна!
От злого начинается война,
И зарождаются обиды, месть...
А сколько слов?! Их всех не счесть...

Дарите, люди, тёплые слова!
И пусть умолкнет злобная молва!
Давайте будем счастье создавать!
Ведь слово - это мир и благодать!

Алгоритм написания синквейна

1-я строка Кто? Что? 1 существительное
2-я строка Какой? 2 прилагательных
3-я строка Что делает? 3 глагола
4-я строка Что автор думает о теме Фраза из 4 слов
5-я строка Кто? Что? (Новое звучание темы) 1 существительное

Вывод: главным ведущим признаком, определяющим выбор знаков препинания в БСП, являются смысловые отношения между предикативными частями сложного предложения и степень их распространенности, а также замедленный темп речи, паузы между предикативными частями.

– В каких текстах используются знаки препинания в БСП? (описание природы, пословицы, поговорки, загадки)

– Итак, БСП с запятой и точкой с запятой часто используются художниками слова в описаниях природы, а БСП с двоеточием и тире – в пословицах, поговорках, афоризмах, загадках.

– Обращение к эпиграфу и к названию акции (Объяснить постановку знаков препинания).

III. Рефлексия

(слайд 4)

Домашнее задание по выбору (слайд 5)

Оцените свою работу на уроке, заполнив индивидуальную карту учащегося

Индивидуальная карта оценивания ученика (Ф.И.)
Содержание Работа с эпиграфом повторение исследование закрепление синквейн Участие в акции рефлексия
Работа по карточке Работа с учителем Работа по карточке Работа с учителем
оценка                  
Общая оценка