Цель урока: создание условий для усвоения новых знаний о бессоюзном сложном предложении, используя элементы исследования, в незнакомом для учителя классе, который готовится к ГИА
Задачи урока:
- образовательные: формировать умения устанавливать смысловые отношения между частями БСП; определять интонационные особенности этих предложений и на этой основе правильно выбирать знаки препинания
- развивающие: формировать у детей положительную мотивацию и готовность к восприятию нового материала; развивать умения сопоставлять изученный материал с новым, обобщать, систематизировать
- воспитательные: воспитывать уважение к урок и предмету в целом; воспитание взаимоуважения и взаимопомощи (нравственные категории доброты ).
Духовно-нравственные категории, рассматриваемые на уроке: доброта, взаимопомощь, взаимоуважение.
Оборудование урока:
- экран;
- ноутбук;
- проектор;
- CD-диск с презентацией по теме урока;
- индивидуальные карточки с заданиями;
- тетради;
- индивидуальная карта учащегося;
- учебник под ред. М.М. Разумовской «Русский язык. 9 класс» – Москва: «Дрофа», 2006.
Ход урока
Нет, не гибнет в жизни большой
Всё, что на сердце твоё откликается,
Живи беспокойно, живи с маетой:
С доброты человек начинается.
Организационный момент.
I. Фаза вызова
– Я собираюсь поступить в аспирантуру и пишу исследовательскую работу о сложных предложениях. Вы изучили эту тему? Мне нужна ваша помощь.
Работа с эпиграфом.
– Прочитайте эпиграф, сформулируйте главную мысль (с доброты человек начинается). Подберите синонимы к слову «доброта» (добродушие, незлобивость, добросердечность, отзывчивость, душевность, сострадание, милосердие). Какой смысл заключен в слове «доброта»? (отзывчивость, душевное расположение к людям и ко всему окружающему, стремление делать добро другим).
– Я думаю, ребята, вы все откликнитесь на мое предложение и поможете мне.
На протяжении всего урока проводится акция: знаешь сам – помоги другому (на доску вывешивается плакат с названием акции).
– Проверим ваши знания (подготовка к ГИА).
Сильным учащимся раздаю карточки, остальные работают с учителем.
Карточка 1 Составьте из простых предложений ССП, СПП и БСП. Запишите их, составьте схемы. Толстые сосульки, свисавшие с крыши, обтаивали на солнце. Капли, падая с них, звонко ударяли о лед. |
Карточка 2 Составьте из простых предложений ССП, СПП и БСП. Запишите их, составьте схемы. Подлинная добродетель подобна реке. Чем она глубже, тем меньше шумит. |
Карточка 3 Составьте из простых предложений ССП, СПП и БСП. Запишите их, составьте схемы. Поговоришь с добрым человеком. Солнечный луч озарит твою душу. |
Карточка 4 Составьте из простых предложений ССП, СПП и БСП. Запишите их, составьте схемы. Луна стоит над прозрачной горой. Неверным светом залита окрестность. |
Обращение к слайдам презентации. (1 слайд)
по ходу составления предложений учащимися, они появляются на экране
– Что вы знаете о сложных предложениях? Виды сложных предложений?
– Среди предложений назовите «третье лишнее» (БСП).Почему? еще не изучали).Что вызвало затруднение при работе с карточками? (БСП) Что знаете о БСП? Назовите БСП. (предложения появляются на экране – слайд 2) Слайд 2
Зачем изучать БСП, если вы знаете, что это такое? (знаки препинания вызывают затруднение) Какие знаки препинания могут стоять между частями БСП? (. ; : -)
(учитель на доске изображает эти знаки)
(выходим на проблему: какой знак препинания поставить между предикативными частями БСП и от чего будет зависеть постановка этих знаков?).
Формулировка учащимися темы и целей урока.
– Что связывает предложения, с которыми вы работали, и данный эпиграф? (тема)
II. Фаза осмысления
– Для решения проблемы проведем небольшое исследование.
– С чего начнем исследование? (внимательно читаем и изучаем, сравниваем все три предложения: что общего? чем они отличаются?)
– Какие отличия вы можете отметить в смысловых отношениях данных предложений? (ученики выявляют следующее: между предикативными частями ССП отношения равноправные, союз и подчеркивает последовательность происходящих действий; в СПП – неравноправные, союзы придают различные смысловые оттенки (условие, время, причина). В БСП эти отношения выражены менее четко, они зависят от содержания входящих в них предикативных частей. В БСП велика роль интонации, которая диктует необходимость постановки определенных знаков препинания).
Анализируем каждое БСП (слайд 2) и результаты записываем в схему.
Работа с учебником( параграф 23, стр. 131). Сверяем полученные результаты
- – Кому понятно частично? Поднимите одну руку.
- – Кто ничего не понял? Встаньте.
- – Кому понятно всё? Поднимите обе руки.
Закрепление.
– Кто понял все или частично – работают по карточкам.
Карточка 1 Объясните постановку знаков препинания
|
|||
Карточка 2 Объясните постановку знаков препинания
|
|||
Карточка 3 Объясните постановку знаков препинания
|
|||
Карточка 4 Объясните постановку знаков препинания
|
|||
Карточка 5 Соберите пословицы. Запишите БСП. Расставьте знаки препинания, объясните их постановку.
|
– Остальные работают с учителем (слайд 3)(объяснить постановку знаков препинания).
– Найдите «третье лишнее» (загадка). Почему?
На протяжении всего урока учащиеся помогают друг другу.
– Составьте синквейн по данным текстам (для тех, кто справился с карточками)
Твори добро —
Нет большей радости.
И жизнью жертвуй,
И спеши,
Не ради славы или сладостей,
А по велению души.
Когда кипишь, судьбой
униженный,
Ты от бессилья и стыда,
Не позволяй душе обиженной
Сиюминутного суда.
Постой.
Остынь.
Поверь — действительно,
Все встанет на свои места.
Ты сильный.
Сильные не мстительны.
Оружье сильных — доброта. (Т. Кузовлева)
Дарите, люди, тёплые слова!
Чтобы от них кружилась голова.
Чтоб сладким был - словесный добрый мёд!
Чтобы слова топили в сердце лёд!
Ведь слово может душу излечить,
А может просто ранить и убить.
Ведь слово может красоту создать.
А может очернить, и оплевать...
И не жалейте добрые слова,
Чтобы цвела зелёная трава!
Чтобы не плакать от укуса ос.
Не кактус, а жасмин душистый рос.
Ведь в слове каждом целая страна!
От злого начинается война,
И зарождаются обиды, месть...
А сколько слов?! Их всех не счесть...
Дарите, люди, тёплые слова!
И пусть умолкнет злобная молва!
Давайте будем счастье создавать!
Ведь слово - это мир и благодать!
Алгоритм написания синквейна
1-я строка | Кто? Что? | 1 существительное |
2-я строка | Какой? | 2 прилагательных |
3-я строка | Что делает? | 3 глагола |
4-я строка | Что автор думает о теме | Фраза из 4 слов |
5-я строка | Кто? Что? (Новое звучание темы) | 1 существительное |
Вывод: главным ведущим признаком, определяющим выбор знаков препинания в БСП, являются смысловые отношения между предикативными частями сложного предложения и степень их распространенности, а также замедленный темп речи, паузы между предикативными частями.
– В каких текстах используются знаки препинания в БСП? (описание природы, пословицы, поговорки, загадки)
– Итак, БСП с запятой и точкой с запятой часто используются художниками слова в описаниях природы, а БСП с двоеточием и тире – в пословицах, поговорках, афоризмах, загадках.
– Обращение к эпиграфу и к названию акции (Объяснить постановку знаков препинания).
III. Рефлексия
(слайд 4)
Домашнее задание по выбору (слайд 5)
Оцените свою работу на уроке, заполнив индивидуальную карту учащегося
Индивидуальная карта оценивания ученика (Ф.И.) | |||||||||
Содержание | Работа с эпиграфом | повторение | исследование | закрепление | синквейн | Участие в акции | рефлексия | ||
Работа по карточке | Работа с учителем | Работа по карточке | Работа с учителем | ||||||
оценка | |||||||||
Общая оценка |