Учебнаятема: Je visite un musée (« L’Oiseau bleu 9 »)
Цель урока: учить понимать и описывать картину на примере работы Пабло Пикассо «Портрет Доры Маар 5 (1937)».
Задачи:
Образовательные:
– Ознакомить учащихся с течением «сюрреализм» и творчеством Пикассо;
– учить описывать картину, используя лексику блока;
– повторить лексику по темам «цвета» и «внешность человека»;
– повторить род и число существительных и прилагательных, место прилагательного
при существительном, числительные.
Развивающие:
– Развивать монологическую речь учащихся;
– развивать навыки работы с иллюстративным материалом;
– развивать умение анализировать и делать выводы.
Воспитательные:
– воспитывать чувство прекрасного;
– прививать интерес к искусству.
Форма урока: урок-практикум.
Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, дифференцированная, групповая.
Методы обучения: словесно-репродуктивный, частично-поисковый, практический.
Оборудование: техника для показа презентации и прослушивания аудиозаписи, экран и доска/интерактивная доска и раздаточный материал (тест; стихотворение, задания для работы в классе и дома).
Ход урока
Вступительное слово учителя (Ни о Доре, ни о портрете не сообщается!)
(Слайд 1) Aujourd’hui on va parler de la peinture du XXe siècle. Connaissez-vous Pablo Picasso ? (Ответы могут быть и на русском языке; ученикам художник известен как автор работ «Девочка на шаре» и «Герника». Можно сказать о работах в Пушкинском музее.)
(Слайды 2 и 3) Pablo Picasso est un grand peintre, sculpteur, céramiste.
(Слайд 4) Ses oeuvres se vendent trop cher.
Dites quand on a acheté ces oeuves et combien de millions de dollars ils ont couté. (Ответы.)
Переход к информации о Доре Маар и её знакомстве с художником.
La femme peinte par Picasso, c’est Dora Maar, une muse du peintre.
(Слайд 5) Lisez cette information. Attention, plus tard, vous aurez un test ! (Самостоятельное чтение текста на слайде: Dora Maar (Henriette Theodora Markovitch, 22.11.1907 – 16.07.1997) est une photographe et peintre française. Picasso a connu Dora en 1936 dans le café « Les deux Magots » (ouvert en 1885). Dora est devenue son modèle pour 9 ans, pour plus de 60 tableaux et sculptures.)
Dites quel âge avaient Pablo et Dora quand ils ont fait connaissance ? (Написать на доске дату рождения художника: 25.10.1881. Lui, il avait 53 ans et elle, 28 ans.)
Примечание. Время знакомства и расставания Доры Маар и Пабло Пикассо в разных источниках указывается по разному: 1935/1936 – 1943/1944, но время связи везде одно – около 9 лет. Работы, изображающие Дору Маар, появились в 1936 г., последняя относится к 1945 г. Бюст в квартале Сен-Жермен – «повторение» работы 1941 г., учащиеся могут поискать в Интернете и найти отличия.
(Слайд 6) Et voilà ces 2 magots, 2 figures des commerçants chinois. [Un Magot signifie «гротескная статуэтка, урод, образина»]. Правильное название кафе по-русски – 2 маго, а не «2 макаки» или «2 кубышки», как иногда неправильно переводят.
Работа с портретом Доры Маар.
Et maintenant, parlons d’un célèbre portrait de Dora, « Le portrait de Dora Maar 5 » qui se trouve au Musée Picasso à Paris.
(Слайд 7 (1-3 – фронтальная работа):
1. Quel est le genre du tableau? (Le portrait)
2. Quel est le mouvement de peinture? (Учащиеся приходят к выводу, что это не импрессионизм с его мелкими раздельными и контрастными мазками, а что-то иное, реальное и в то же время нереальное: Ce n’est pas l’impressionnisme : il y a des lignes nettes, et aussi des choses réelles et pas réelles → le surréalisme (+ un peu de formes géométriques « venues » du cubisme). Переход к Слайду 8, затем назад.)
3. Quelles couleurs utilise le peintre? (Le rouge, ... Toutes les couleurs, toute la palette.)
4. Décrivez Dora (la pose, le visage, les cheveux, les yeux (un oeil), le nez, la bouche, les doigts.
Учащиеся в парах или микро-группах готовят описание Доры. (Время выполнения задания около 5 минут; домашнее задание к этому уроку – повторить слова для описания внешности. Рассказы заслушиваются полностью или частично.)
Примерный рассказ: C’est une jeune femme. Elle est assise sur une chaise marron. Ses coudes s’appuient sur la chaise, sa main droite touche l’oreille et la joue. Elle a des cheveux (assez) longs et bruns (ou noirs) avec une petite frange, des grands yeux avec des longs sourcils fins, un nez droit, des doigts longs et fines avec des onlges rouges (avec le manicure rouge). Nous voyons aussi une petite oreille avec une boucle d’oreille. Sa bouche est fine et son menton est rond. Elle porte une jupe rouge à carreau et, peut-être, un veston noir. Elle réfléchit ou plutôt elle se regarde dans la glace.
Примечание: de ou des grands yeux? В современных французских текстах встречаю только 2-й вариант.
(Слайд 9) Выполнение задания № 5: выражение сходства, сравнения.
Работа со стихотворением Жана Кокто « La jeune femme ».
En regardant les portraits surréalistes de femmes, un ami de Picasso Jean Cocteau a écrit, en 1935, le poème qu’on peut rapporter à ce portrait de Dora. Écoutons-le ! (аудиозапись или чтение учителя). (Слайд 10)
La jeune femme Que voulez-vous que j’y fasse Comment cela se fait-il Que voulez-vous que j’y fasse |
Как это случилось?
figure f – лицо |
Traduisons la poésie.
Перевод в парах или микро-группах, затем зачитывание. Обратить внимание учащихся на следующие грамматические формы:
- Что вы хотите, чтобы я сделал? – faire au subjonctif, вариант: «Что мне тут делать?
- конструкция ne...que (только);
- местоимение en (их)
- Analisons le poème. Qu’est-ce que nous voyons ? (В сильной группе обсуждение на французском языке.)
- отсутствие пунктуации (точки, запятые, вопросительные знаки);
- повтор строк, face / profil.
(Слайд 11: «Релаксация»: бюст Доры Маар в Париже. Фото учителя, 2010 г.) Ce buste se trouve dans la cour derrière l’église Saint-Germain-des-Prés dans le quartier Saint-Germain.
Самостоятельная работа. Учащиеся получают карточку с заданиями. (Слайд 12; может быть использован на следующем уроке для работы над ошибками.)
Test 1. Avez-vous une mémoire d’éléphant ? Répondez Vrai, faux ou on ne sait pas. 1) Dora Maar et Pablo Picasso se sont connus au café. |
Clés
1) vrai, 2) faux, 3) vrai, 4) vrai, 5) faux, 6) on ne sait pas (нет в материале урока).
jeune femme élégante, marron; (longs cheveux bruns, un nez classique; une jupe rouge, un veston noir. 1 балл даётся за 2 правильных ответа (форма и место прилагательного), за 1 – 0,5 балла).
Подведение итогов урока (что узнали, впечатления, чьи ответы можно отметить).
Домашнее задание (Слайд 13, работа может быть начата на уроке):
а) Перевести высказывания Пикассо и прокомментировать их (на русском).
b) Индивидуальные задания (по выбору, индивидуально или микро-группой, срок выполнения – не меньше недели)
Devoirs à domicil I. Traduisez ces citations. II. Devoirs au choix. |
Сlés (I)
1. Искусство смывает пыль повседневности с души.
2. Я не ищу, я нахожу.
3. Некоторые художники изображают солнце желтым пятном, другие же превращают желтое пятно в солнце.
4. Кто видит человеческое лицо правильно: фотограф, зеркало или художник?
II. Слайды 14-25 – из презентации ученицы к исследованию, представленному на научно-практической конференции (МХК) – могут быть использованы как «пример для подражания».
Источники информации
-
-
http://www.pablo-ruiz-picasso.ru/
- http://www.christies.com/features/picasso-femme-assise-robe-bleue-1618-3.aspx
- http://columbus.russianamerica.com/common/humor/story.php/268449?id_cr=
- http://ru.wikipedia.org/
- http://lenta.ru/news/2011/11/02/start/
- http://fr.wikipedia.org/wiki/Dora_Maar
- Le Nouvel Espaces 2. Livre de l’élève. – Hachette FLE.
- Le Nouvel Espaces 2. Guide pédagogique. – Hachette FLE.