Совершенствование умений осознанного, выразительного чтения. Е.Пермяк "Трудовой огонек"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Продолжить знакомить учащихся с творчеством писателя, формировать навык осознанного, выразительного чтения, отрабатывать умения анализировать текст, обобщать, делать выводы.
  • Развивать эмоциональную отзывчивость при чтении художественного произведения, умение выразить в устной речи впечатление от прочитанного.
  • Воспитывать интерес к творчеству писателя, любовь и уважение к людям труда.

Оборудование:

1) презентация к уроку,

2) к фрагменту игры "Звездный час":

  • звездочки
  • индивидуальные веера (с цифрами 0-6),

3) скороговорки (в конвертах),

4) выставка книг Е.Пермяка,

5) карточки с отрывками из произведений Е.А.Пермяка,

6) словари,

7) тесты (по вариантам).

План

I. Актуализация опорных знаний.

1. Звуковая разминка.

До города дорога в гору, от города с горы.

  1. У вас на партах лежат конвертики, высыпьте их содержимое на середину парты. Что вы видите? (Слова.)
  2. Какую работу вы предлагаете выполнить? (Из слов составить предложение.)
  3. Чем является ваше предложение? Для чего нужны скороговорки?
  4. Чтение скороговорки 2-3 раза.

2. Проверка домашнего задания. Описание зимы в произведениях С. Аксакова и А. Пушкина.

  • какие из данных иллюстраций соответствуют этим произведениям?
  • пересказ рассказа С.Аксакова "Снег" близко к тексту,
  • чтение наизусть стихотворения А.С. Пушкина "Вот север, тучи нагоняя:"

Вывод: В произведениях С. Аксакова, С. Пушкина встретились такие выражения: мороз выжал влажность из сучьев, осыпал алмазным блеском, пошли косички по небу, север тучи нагоняет, дохнул, завыл:

- На самом деле могут происходить такие явления в жизни?

- А где вы с ними встречались?

- Верно, в сказках.

- Сегодня мы продолжим наше путешествие в мир сказок.

3. Фрагмент игры "Звездный час".

Правила игры:

  • отвечая на вопросы, верный ответ (цифру), показываем при помощи веера,
  • оцениваем работу сами (с середины парты за правильный ответ берем звезду).

а) Я считаю, что на нашем табло все названия сказок.

б) Я думаю, что все оставшиеся сказки являются народными.

в) Какая из этих сказок русская?

г) Шведская?

д) Украинская?

е) Татарская?

Выявление победителя.

II. Усвоение новых знаний, понятий и способов действия.

1. Цели и задачи урока.

- А сегодня мы с вами познакомимся со сказкой "Трудовой огонек". Написал ее Евгений Андреевич Пермяк. С творчеством этого писателя вы уже знакомы, читали немало рассказов и сказок. Некоторые из них мы сегодня вспомним. А сейчас нас ____________ (Ф.И. ученика) познакомит с жизнью и творчеством писателя.

2. Рассказ о жизни и творчестве Е. А. Пермяка, знакомство с выставкой его книг.

(Индивидуальное задание было задано за неделю до предстоящего урока и проверено).

Пермяк Евгений Андреевич 1902 - 1982

Евгений Андреевич Пермяк родился 31 октября 1902 года в Перми. Отец Евгения Виссова, мелкий почтовый служащий, умер очень рано. Матери было нелегко одной воспитывать сына, поэтому большая часть его детских и юношеских лет прошла в Воткинске, в обществе бабушки, деда и тетки, окруживших мальчика заботой, теплотой и вниманием. В Воткинске Женя учился в церковноприходской школе. В Воткинске молодой человек взялся за перо. В 1930 году Евгений Пермяк окончил педагогический факультет Пермского университета. Вскоре он переехал в Москву, начав писательскую карьеру в качестве драматурга. Его пьесы "Лес шумит" и "Перекат" шли практически во всех театрах страны. В годы Великой Отечественной воины Пермяк вместе с московскими литераторами находился в Свердловске. В это время он очень подружился с Павлом Петровичем Бажовым. По книгам П.П. Бажова Евгений Андреевич написал пьесы "Ермаковы лебеди", "Серебряное копытце". Евгений Пермяк поклонялся величию труда и воспевал его в своих романах, повестях и сказках. Всю свою жизнь Евгений Пермяк посвятил поискам "тайны цены" человеческого труда. Почти все книги писателя - о людях-тружениках, мастерах своего дела, об их таланте, творческом поиске, духовном богатстве. И всегда во всех произведениях Евгения Пермяка "поет" живое народное слово.

Выставка книг Евгения Пермяка

3. Угадай-ка (отрывки из произведений Е.Пермяка). Читают учащиеся, которым перед уроком розданы эти карточки.

  • Боря, Семя и Петя тоже бы такой змей могли запустить. Даже лучше. Только чему-то они еще не научились, вот в чем беда. (Бумажный змей)
  • Жила-была сварливая старуха. К тому же неряха. Стала она как-то шить. А у неряхи все нитки спутаны. Распутывала их, распутывала нерадивая торопыга да и крикнула: "Пропади вы пропадом!" (Пропавшие нитки)
  • Хвалился Филя, что он все может делать. Все умеет. Заставили Филю траву косить. Весь день Филя косил. Ничего не накосил. Только время потерял. (Филя)
  • Дельными подрастали сыны-дочери. В отца-мать пошли Маркеловичи. Никакая работа из рук не валится. Топорами машут, сохой пашут. Сеют и веют - все умеют. (Маркел-Самодел и его дети)
  • На лесной опушке, в небольшой деревушке жил Ваня. Пришло Ване время за дело браться - мастерство по сердцу выбирать. А какое мастерство ему по сердцу - он не знает. Тогда ему отец и говорит: "Иди, сынок, в лес. Там увидишь, каким тебе мастером быть". (Семьсот семьдесят семь мастеров)

- Что объединяет все его произведения? (Тема труда.)

4. Словарная работа.

Групповая творческая работа. Ребята работают в трех группах. Каждой - для выяснения значения слов даются по два сочетания. В помощь им на столах различные словари. Выяснив значение, они должны составить с ними предложения

  • В БЕЗДЕЛЬЕ ХОЛИЛА
  • В ЛЕНОСТИ ПЕСТВОВАЛА
  • РУКАМИ КВЕЛЫМИ
  • РУКИ НА ВЕТРУ ДУБИТ
  • ИЗЪЯН В ПРЯЖЕ ИЩЕТ
  • ЛАКОВЫЕ САПОГИ

5. Чтение сказки (читают подготовленные учащиеся).

(Перед чтением вопрос):

- Почему сказка так называется? (Ответ после чтения)

6. Обмен мнениями о прочитанном. Анализ содержания по вопросам к тексту в книге.

- Почему не любили сына вдовы в деревне?

- Объясните выражение: "Чужой травой в трудовом поле сын вырос"

- За что упрекал сын свою мать? Что она поняла?

- Как вы понимаете выражение: "Пошел сын заново расти"?

- В каком возрасте ему пришлось это делать? Трудно или легко это было? Как же он "рос заново"?

- Как бабушка пестовала своих внуков? Почему она так поступила? Как, с каких лет приучала к труду самого меньшого внука?

7. Выводы.

- А сейчас мы выполним тест. Проверим, насколько внимательно вы слушали и читали сказку. (1мин)

Задание теста. Если вы согласны с данным утверждением, то должны поставить +, если нет то -.

Вариант 1

Сын дрова рубил, воду носил, пахал, косил. ______

Чужой травой в трудовом поле сын вырос. С руками - безрукий, с ногами-безногий.________

Солому метал - с телеги упал. Рыбу ловил - в пруд угодил, еле вытащили._______

Хороводы водил. Работать напарником приглашали, умельником величали._________

Затосковал парень, зарыдал, приговаривал : "Зачем ты меня, матушка, так любила?"________

Поняла мать, что ее слепая любовь злосчастьем сыновним обернулась._________

Вариант 2.

Ночи не спит сын, как дальше жить не знает.________

Настучал ему ветер, утешил, слезы высушил, добрый совет дал._________

Обул сын легкие отцовские сапоги, надел нарядную одежду и пошел бродить по свету.________

Нелегко было рослому парню в 21 год гвоздь в стену учиться бить.______

Мастером домой вернулся, на ткачихе женился._________

Без ума любила бабушка внуков, только с умом растила их. ________

- Кто выполнит тест, читает про себя 3 часть сказки и готовит ответ на вопрос:

- Подумайте, за что бабушку чтят внуки, какое богатство она оставила каждому из них? Как оно обернулось в жизни?

III. Рефлексия.

- Что нового вы узнали на уроке?

- Какие качества характера вы цените в своих товарищах?

IV. Домашнее задание: кратко пересказать сказку Е.А. Пермяка "Трудовой огонек", проверить тест своего соседа по парте.