Цели:
- Продолжить знакомить учащихся с творчеством писателя, формировать навык осознанного, выразительного чтения, отрабатывать умения анализировать текст, обобщать, делать выводы.
- Развивать эмоциональную отзывчивость при чтении художественного произведения, умение выразить в устной речи впечатление от прочитанного.
- Воспитывать интерес к творчеству писателя, любовь и уважение к людям труда.
Оборудование:
2) к фрагменту игры "Звездный час":
- звездочки
- индивидуальные веера (с цифрами 0-6),
3) скороговорки (в конвертах),
4) выставка книг Е.Пермяка,
5) карточки с отрывками из произведений Е.А.Пермяка,
6) словари,
7) тесты (по вариантам).
План
I. Актуализация опорных знаний.
1. Звуковая разминка.
До города дорога в гору, от города с горы.
- У вас на партах лежат конвертики, высыпьте их содержимое на середину парты. Что вы видите? (Слова.)
- Какую работу вы предлагаете выполнить? (Из слов составить предложение.)
- Чем является ваше предложение? Для чего нужны скороговорки?
- Чтение скороговорки 2-3 раза.
2. Проверка домашнего задания. Описание зимы в произведениях С. Аксакова и А. Пушкина.
- какие из данных иллюстраций соответствуют этим произведениям?
- пересказ рассказа С.Аксакова "Снег" близко к тексту,
- чтение наизусть стихотворения А.С. Пушкина "Вот север, тучи нагоняя:"
Вывод: В произведениях С. Аксакова, С. Пушкина встретились такие выражения: мороз выжал влажность из сучьев, осыпал алмазным блеском, пошли косички по небу, север тучи нагоняет, дохнул, завыл:
- На самом деле могут происходить такие явления в жизни?
- А где вы с ними встречались?
- Верно, в сказках.
- Сегодня мы продолжим наше путешествие в мир сказок.
3. Фрагмент игры "Звездный час".
Правила игры:
- отвечая на вопросы, верный ответ (цифру), показываем при помощи веера,
- оцениваем работу сами (с середины парты за правильный ответ берем звезду).
а) Я считаю, что на нашем табло все названия сказок.
б) Я думаю, что все оставшиеся сказки являются народными.
в) Какая из этих сказок русская?
г) Шведская?
д) Украинская?
е) Татарская?
Выявление победителя.
II. Усвоение новых знаний, понятий и способов действия.
1. Цели и задачи урока.
- А сегодня мы с вами познакомимся со сказкой "Трудовой огонек". Написал ее Евгений Андреевич Пермяк. С творчеством этого писателя вы уже знакомы, читали немало рассказов и сказок. Некоторые из них мы сегодня вспомним. А сейчас нас ____________ (Ф.И. ученика) познакомит с жизнью и творчеством писателя.
2. Рассказ о жизни и творчестве Е. А. Пермяка, знакомство с выставкой его книг.
(Индивидуальное задание было задано за неделю до предстоящего урока и проверено).
Пермяк Евгений Андреевич 1902 - 1982
Евгений Андреевич Пермяк родился 31 октября 1902 года в Перми. Отец Евгения Виссова, мелкий почтовый служащий, умер очень рано. Матери было нелегко одной воспитывать сына, поэтому большая часть его детских и юношеских лет прошла в Воткинске, в обществе бабушки, деда и тетки, окруживших мальчика заботой, теплотой и вниманием. В Воткинске Женя учился в церковноприходской школе. В Воткинске молодой человек взялся за перо. В 1930 году Евгений Пермяк окончил педагогический факультет Пермского университета. Вскоре он переехал в Москву, начав писательскую карьеру в качестве драматурга. Его пьесы "Лес шумит" и "Перекат" шли практически во всех театрах страны. В годы Великой Отечественной воины Пермяк вместе с московскими литераторами находился в Свердловске. В это время он очень подружился с Павлом Петровичем Бажовым. По книгам П.П. Бажова Евгений Андреевич написал пьесы "Ермаковы лебеди", "Серебряное копытце". Евгений Пермяк поклонялся величию труда и воспевал его в своих романах, повестях и сказках. Всю свою жизнь Евгений Пермяк посвятил поискам "тайны цены" человеческого труда. Почти все книги писателя - о людях-тружениках, мастерах своего дела, об их таланте, творческом поиске, духовном богатстве. И всегда во всех произведениях Евгения Пермяка "поет" живое народное слово.
Выставка книг Евгения Пермяка
3. Угадай-ка (отрывки из произведений Е.Пермяка). Читают учащиеся, которым перед уроком розданы эти карточки.
- Боря, Семя и Петя тоже бы такой змей могли запустить. Даже лучше. Только чему-то они еще не научились, вот в чем беда. (Бумажный змей)
- Жила-была сварливая старуха. К тому же неряха. Стала она как-то шить. А у неряхи все нитки спутаны. Распутывала их, распутывала нерадивая торопыга да и крикнула: "Пропади вы пропадом!" (Пропавшие нитки)
- Хвалился Филя, что он все может делать. Все умеет. Заставили Филю траву косить. Весь день Филя косил. Ничего не накосил. Только время потерял. (Филя)
- Дельными подрастали сыны-дочери. В отца-мать пошли Маркеловичи. Никакая работа из рук не валится. Топорами машут, сохой пашут. Сеют и веют - все умеют. (Маркел-Самодел и его дети)
- На лесной опушке, в небольшой деревушке жил Ваня. Пришло Ване время за дело браться - мастерство по сердцу выбирать. А какое мастерство ему по сердцу - он не знает. Тогда ему отец и говорит: "Иди, сынок, в лес. Там увидишь, каким тебе мастером быть". (Семьсот семьдесят семь мастеров)
- Что объединяет все его произведения? (Тема труда.)
4. Словарная работа.
Групповая творческая работа. Ребята работают в трех группах. Каждой - для выяснения значения слов даются по два сочетания. В помощь им на столах различные словари. Выяснив значение, они должны составить с ними предложения
- В БЕЗДЕЛЬЕ ХОЛИЛА
- В ЛЕНОСТИ ПЕСТВОВАЛА
- РУКАМИ КВЕЛЫМИ
- РУКИ НА ВЕТРУ ДУБИТ
- ИЗЪЯН В ПРЯЖЕ ИЩЕТ
- ЛАКОВЫЕ САПОГИ
5. Чтение сказки (читают подготовленные учащиеся).
(Перед чтением вопрос):
- Почему сказка так называется? (Ответ после чтения)
6. Обмен мнениями о прочитанном. Анализ содержания по вопросам к тексту в книге.
- Почему не любили сына вдовы в деревне?
- Объясните выражение: "Чужой травой в трудовом поле сын вырос"
- За что упрекал сын свою мать? Что она поняла?
- Как вы понимаете выражение: "Пошел сын заново расти"?
- В каком возрасте ему пришлось это делать? Трудно или легко это было? Как же он "рос заново"?
- Как бабушка пестовала своих внуков? Почему она так поступила? Как, с каких лет приучала к труду самого меньшого внука?
7. Выводы.
- А сейчас мы выполним тест. Проверим, насколько внимательно вы слушали и читали сказку. (1мин)
Задание теста. Если вы согласны с данным утверждением, то должны поставить +, если нет то -.
Вариант 1
Сын дрова рубил, воду носил, пахал, косил. ______
Чужой травой в трудовом поле сын вырос. С руками - безрукий, с ногами-безногий.________
Солому метал - с телеги упал. Рыбу ловил - в пруд угодил, еле вытащили._______
Хороводы водил. Работать напарником приглашали, умельником величали._________
Затосковал парень, зарыдал, приговаривал : "Зачем ты меня, матушка, так любила?"________
Поняла мать, что ее слепая любовь злосчастьем сыновним обернулась._________
Вариант 2.
Ночи не спит сын, как дальше жить не знает.________
Настучал ему ветер, утешил, слезы высушил, добрый совет дал._________
Обул сын легкие отцовские сапоги, надел нарядную одежду и пошел бродить по свету.________
Нелегко было рослому парню в 21 год гвоздь в стену учиться бить.______
Мастером домой вернулся, на ткачихе женился._________
Без ума любила бабушка внуков, только с умом растила их. ________
- Кто выполнит тест, читает про себя 3 часть сказки и готовит ответ на вопрос:
- Подумайте, за что бабушку чтят внуки, какое богатство она оставила каждому из них? Как оно обернулось в жизни?
III. Рефлексия.
- Что нового вы узнали на уроке?
- Какие качества характера вы цените в своих товарищах?
IV. Домашнее задание: кратко пересказать сказку Е.А. Пермяка "Трудовой огонек", проверить тест своего соседа по парте.