Цели:
- способствовать формированию представления о чередовании согласных в корне слова, развитию умения использовать в активном словаре и познавательной деятельности учащимися формулировку "чередование согласных в корне слова";
- содействовать развитию навыка каллиграфического письма, орфографической зоркости, практического опыта правописания слова с безударной гласной и парной согласной в корне слова;
- создавать условия для развития внимания, умения контролировать собственную деятельность, устойчивого интереса к русскому языку.
Оборудование: плакаты с изображением Осени, осеннего леса, старичка Лесовичка, грибов с загадками, печатные тексты, учебники, рабочие тетради, веера гласных букв, презентация к уроку.
Ход урока
I. Мотивационный момент.
- Ребята, сегодня на уроке нам предстоит очень интересная и серьезная работа. И поэтому вспомним наш девиз:
Не говори - не умею,
А говори - научусь!
II. Сообщение темы урока (проблемная задача). Постановка целей урока.
- Для того чтобы узнать тему нашего урока, посмотрите на рисунок (1 слайд с изображением заячьей семьи).
- Кого вы видите?
- Назовите всех членов этой семьи. (Заяц, зайчиха, зайчонок)
- Что объединяет эти слова? (имена существительные, одушевленные, родственные или однокоренные)
- Назовите два признака родственных слов. (сходны по значению, имеют общую часть - корень)
- Назовите корни в этих словах?
- Почему возникло разногласие?
- Может быть слова не родственные? (в корне слова согласный чередуется, меняется)
- Сформулируйте тему урока: "Корень слова с чередованием согласных"
- Какие цели мы поставим перед собой? Чему мы должны научиться?
(Будем учиться писать слова с чередованием в корне, правильно выделять корень в этих словах, повторим и закрепим орфограммы корня: безударную гласную и парные согласные)
- Сегодня на уроке мы будем работать по следующему плану (план урока на доске):
1) Гимнастика для кистей рук
2) Каллиграфическая минутка
3) Словарная работа
4) Гимнастика для глаз
5) Работа в парах по учебнику.
6) Физминутка
7) Закрепление изученного. Творческая работа.
8) Домашнее задание
9) Итог урока
10) Рефлексия
- Вы готовы? Тогда можем встречать гостью. Кто же это?
Опустел наш дивный сад,
Паутинки вдаль летят
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Всё мрачней лицо природы.
Угадайте время года. (осень)
III. Гимнастика для кистей рук. Каллиграфическая минутка.
- Волшебница Осень приглашает нас в осенний лес. Закроем глазки и мысленно перенесемся в сказочный лес.
- В осеннее царство тихонько мы входим,
Вот лес осенний, в него заходим.
Вперёд пока нельзя идти,
Осенние листья у нас на пути.
- Под осенними листьями каллиграфическая минутка. Для чего мы проводим каллиграфическую минутку? (ответы детей)
лЛл // лЛл //
лес лесок лесной
- Что объединяет эти слова? (они родственные) Почему? Выделите корень в словах и обозначьте ударение. В каком слове есть безударный гласный в корне? (лесной)
- Как называются слова, в которых гласный в корне под ударением? (проверочные)
- Перед работой в тетради выполним пальчиковую гимнастику.
1) разогреем каждый пальчик;
2) пальчики "здороваются".
IV. Словарная работа.
- А вот и сам хозяин леса встречает нас - Старичок Лесовичок. Поможем Лесовичку собрать грибы и отгадать загадки.
* Клейкие почки,
Жёлтые листочки,
С белой корой
Стоит под горой. (берёза)* Что за дерево стоит:
Ветра нет, а лист дрожит? (осина)* Неживая, а идёт,
Неподвижна, а ведёт. (дорога)* Летит без крыльев и поёт,
Прохожих задирает.
Одним проходу не даёт,
Других он подгоняет. (ветер)* Поле чёрно-белым стало
Падает то дождь, то снег.
А ещё похолодало -
Льдом сковало воды рек.
Мёрзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц, подскажи? (ноябрь)
- Что объединяет эти слова? (они словарные)
- Почему их так называют? Для чего мы проводим словарную работу?
б.рёза | I группа записывает слова самостоятельно, располагая в алфавитном порядке. |
вет.р | |
.сина | II группа работает с учителем. |
д.рога | Работу I группы проверяю с
помощью вееров гласных букв, II группа обозначает ударение и подчеркивает безударные гласные. |
н.ябрь | |
- Что объединяет эти слова? (имена существительные, неодушевленные, нарицательные) На какие группы и по какому признаку можно их разделить?
- Составьте предложение с одним из слов, выполним синтаксический разбор.
Например, Берёзки надели золотые платья.
- Назовите слова, в которых безударный гласный требует проверки.
V. Гимнастика для глаз.
(слайд с изображением падающих листьев)
- Ребята, только глазками следим за падающими листьями.
VI. Работа по учебнику в парах.
- Пожалуйста, поднимите правую руку, а теперь левую. (меняем несколько раз)
- Что мы делали с руками?
- Можно ли сказать, что мы меняли положение рук?
- Можно менять каждый день платья?
- Когда вы играете в какие-то игры, вы весь день играете в одну игру или меняете их?
- В словаре русского языка записано, что смена одного другим называется чередованием.
Слайд: Чередование - последовательная смена одного другим.
- Давайте откроем учебник и посмотрим, как чередуются согласные в корне. (с. 95 работа с правилом)
- Упр. 1 с. 95-96 (записать два примера, подчеркнуть чередование согласных)
- Упр. 2 с. 96 (самостоятельно, взаимопроверка)
VII. Физминутка.
Мы пришли сегодня в лес,
Полный сказок и чудес,
Чтобы быть в порядке,
Проведём зарядку.
Руки поднимем и покачаем-
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули-
Ветер сбивает росу.
В сторону руки, плавно помашем-
К югу летят журавли.
И на носочки поднимемся выше-
Солнышко видим вдали.
Также тихо приседаем
И работу продолжаем.
VIII. Закрепление изученного. Творческая работа.
- Ребята, а вы заметили, как тихо в лесу. Давайте позовём эхо и спросим, что же случилось в лесу.
Инсценирование стихотворения Н. Сладкова "Эхо"
Эхо (ученица): - Ребята, помогите мне. Был сильный ветер и в предложениях пропали некоторые буквы. Помогите их вставить на место.
- Ребята, прочитайте текст и скажите, с какой целью мы будем выполнять это задание?
Текст: Тихо в . сеннем л.су. Птицы ул.тели в тёплые кр.я. В л.стве уснул ё . (ж//ш). Под н.гами шуршат сухие листья, нарушая т.шину.
I группа выполняет работу самостоятельно и придумывает продолжение (1-2 предложение).
II группа работает с учителем, вставляя пропущенные буквы и подбирая проверочные слова.
- Ребята, найдите в тексте слова с чередованием согласных в корне, выделите корень, подчеркните чередующиеся согласные. (тихо - тишина)
Проверка работы I группы, II группа в это время обозначает орфограммы в словах.- Озаглавьте текст.
IХ. Домашнее задание.
Упр. 5 с. 97, выучить правило с.95.
Х. Итог урока.
- Чему учились на уроке?
- Что нового узнали?
- Удалось ли достичь целей урока?
ХI. Рефлексия.
- Ребята, старичок Лесовичок прощается с вами, благодарит за работу и дарит каждому на память 3 кленовых листочка (красного, оранжевого и зелёного цвета). И он, и я хотим узнать, довольны ли вы своей работой на уроке?
На доске:
- Я очень доволен своей работой на уроке, так как:.(красный листочек)
- Я хорошо работал, но:.(оранжевый листочек)
- Я не доволен, потому что:.(зелёный листочек)
- высказывания учащихся.
- Спасибо всем за работу. (оценивание работы учащихся)