Урок русского языка по теме "Корень слова с чередованием согласных". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели:

  • способствовать формированию представления о чередовании согласных в корне слова, развитию умения использовать в активном словаре и познавательной деятельности учащимися формулировку "чередование согласных в корне слова";
  • содействовать развитию навыка каллиграфического письма, орфографической зоркости, практического опыта правописания слова с безударной гласной и парной согласной в корне слова;
  • создавать условия для развития внимания, умения контролировать собственную деятельность, устойчивого интереса к русскому языку.

Оборудование: плакаты с изображением Осени, осеннего леса, старичка Лесовичка, грибов с загадками, печатные тексты, учебники, рабочие тетради, веера гласных букв, презентация к уроку.

Ход урока

I. Мотивационный момент.

- Ребята, сегодня на уроке нам предстоит очень интересная и серьезная работа. И поэтому вспомним наш девиз:

Не говори - не умею,
А говори - научусь!

II. Сообщение темы урока (проблемная задача). Постановка целей урока.

- Для того чтобы узнать тему нашего урока, посмотрите на рисунок (1 слайд с изображением заячьей семьи).

- Кого вы видите?

- Назовите всех членов этой семьи. (Заяц, зайчиха, зайчонок)

- Что объединяет эти слова? (имена существительные, одушевленные, родственные или однокоренные)

- Назовите два признака родственных слов. (сходны по значению, имеют общую часть - корень)

- Назовите корни в этих словах?

- Почему возникло разногласие?

- Может быть слова не родственные? (в корне слова согласный чередуется, меняется)

- Сформулируйте тему урока: "Корень слова с чередованием согласных"

- Какие цели мы поставим перед собой? Чему мы должны научиться?

(Будем учиться писать слова с чередованием в корне, правильно выделять корень в этих словах, повторим и закрепим орфограммы корня: безударную гласную и парные согласные)

- Сегодня на уроке мы будем работать по следующему плану (план урока на доске):

1) Гимнастика для кистей рук

2) Каллиграфическая минутка

3) Словарная работа

4) Гимнастика для глаз

5) Работа в парах по учебнику.

6) Физминутка

7) Закрепление изученного. Творческая работа.

8) Домашнее задание

9) Итог урока

10) Рефлексия

- Вы готовы? Тогда можем встречать гостью. Кто же это?

Опустел наш дивный сад,
Паутинки вдаль летят
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Всё мрачней лицо природы.

Угадайте время года. (осень)

III. Гимнастика для кистей рук. Каллиграфическая минутка.

- Волшебница Осень приглашает нас в осенний лес. Закроем глазки и мысленно перенесемся в сказочный лес.

- В осеннее царство тихонько мы входим,
Вот лес осенний, в него заходим.
Вперёд пока нельзя идти,
Осенние листья у нас на пути.

- Под осенними листьями каллиграфическая минутка. Для чего мы проводим каллиграфическую минутку? (ответы детей)

лЛл // лЛл //

лес лесок лесной

- Что объединяет эти слова? (они родственные) Почему? Выделите корень в словах и обозначьте ударение. В каком слове есть безударный гласный в корне? (лесной)

- Как называются слова, в которых гласный в корне под ударением? (проверочные)

- Перед работой в тетради выполним пальчиковую гимнастику.

1) разогреем каждый пальчик;

2) пальчики "здороваются".

IV. Словарная работа.

- А вот и сам хозяин леса встречает нас - Старичок Лесовичок. Поможем Лесовичку собрать грибы и отгадать загадки.

* Клейкие почки,
Жёлтые листочки,
С белой корой
Стоит под горой. (берёза)

* Что за дерево стоит:
Ветра нет, а лист дрожит? (осина)

* Неживая, а идёт,
Неподвижна, а ведёт. (дорога)

* Летит без крыльев и поёт,
Прохожих задирает.
Одним проходу не даёт,
Других он подгоняет. (ветер)

* Поле чёрно-белым стало
Падает то дождь, то снег.
А ещё похолодало -
Льдом сковало воды рек.
Мёрзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц, подскажи? (ноябрь)

- Что объединяет эти слова? (они словарные)

- Почему их так называют? Для чего мы проводим словарную работу?

б.рёза I группа записывает слова самостоятельно, располагая в алфавитном порядке.
вет.р
.сина II группа работает с учителем.
д.рога Работу I группы проверяю с помощью вееров гласных букв,

II группа обозначает ударение и подчеркивает безударные гласные.

н.ябрь

- Что объединяет эти слова? (имена существительные, неодушевленные, нарицательные) На какие группы и по какому признаку можно их разделить?

- Составьте предложение с одним из слов, выполним синтаксический разбор.

Например, Берёзки надели золотые платья.

- Назовите слова, в которых безударный гласный требует проверки.

V. Гимнастика для глаз.

(слайд с изображением падающих листьев)

- Ребята, только глазками следим за падающими листьями.

VI. Работа по учебнику в парах.

- Пожалуйста, поднимите правую руку, а теперь левую. (меняем несколько раз)

- Что мы делали с руками?

- Можно ли сказать, что мы меняли положение рук?

- Можно менять каждый день платья?

- Когда вы играете в какие-то игры, вы весь день играете в одну игру или меняете их?

- В словаре русского языка записано, что смена одного другим называется чередованием.

Слайд: Чередование - последовательная смена одного другим.

- Давайте откроем учебник и посмотрим, как чередуются согласные в корне. (с. 95 работа с правилом)

- Упр. 1 с. 95-96 (записать два примера, подчеркнуть чередование согласных)

- Упр. 2 с. 96 (самостоятельно, взаимопроверка)

VII. Физминутка.

Мы пришли сегодня в лес,
Полный сказок и чудес,
Чтобы быть в порядке,
Проведём зарядку.
Руки поднимем и покачаем-
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули-
Ветер сбивает росу.
В сторону руки, плавно помашем-
К югу летят журавли.
И на носочки поднимемся выше-
Солнышко видим вдали.
Также тихо приседаем
И работу продолжаем.

VIII. Закрепление изученного. Творческая работа.

- Ребята, а вы заметили, как тихо в лесу. Давайте позовём эхо и спросим, что же случилось в лесу.

Инсценирование стихотворения Н. Сладкова "Эхо"

Эхо (ученица): - Ребята, помогите мне. Был сильный ветер и в предложениях пропали некоторые буквы. Помогите их вставить на место.

- Ребята, прочитайте текст и скажите, с какой целью мы будем выполнять это задание?

Текст: Тихо в . сеннем л.су. Птицы ул.тели в тёплые кр.я. В л.стве уснул ё . (ж//ш). Под н.гами шуршат сухие листья, нарушая т.шину.

I группа выполняет работу самостоятельно и придумывает продолжение (1-2 предложение).

II группа работает с учителем, вставляя пропущенные буквы и подбирая проверочные слова.

- Ребята, найдите в тексте слова с чередованием согласных в корне, выделите корень, подчеркните чередующиеся согласные. (тихо - тишина)

Проверка работы I группы, II группа в это время обозначает орфограммы в словах.- Озаглавьте текст.

IХ. Домашнее задание.

Упр. 5 с. 97, выучить правило с.95.

Х. Итог урока.

- Чему учились на уроке?

- Что нового узнали?

- Удалось ли достичь целей урока?

ХI. Рефлексия.

- Ребята, старичок Лесовичок прощается с вами, благодарит за работу и дарит каждому на память 3 кленовых листочка (красного, оранжевого и зелёного цвета). И он, и я хотим узнать, довольны ли вы своей работой на уроке?

На доске:

  • Я очень доволен своей работой на уроке, так как:.(красный листочек)
  • Я хорошо работал, но:.(оранжевый листочек)
  • Я не доволен, потому что:.(зелёный листочек)

- высказывания учащихся.

- Спасибо всем за работу. (оценивание работы учащихся)