Мы живём в динамично меняющемся обществе. Общественные и экономические отношения предъявляют требования к работнику: будь активен!
Сегодня важны такие личные качества профессионала, как предприимчивость, интеллектуальность, ответственность, социально-профессиональная мобильность, склонность к коммерческому риску, способность принимать самостоятельные решения, гибкость, уверенное поведение, быстрая обучаемость.
У меня растут года,
будет и семнадцать.
Где работать мне тогда,
чем заниматься?
В.Маяковский
Находить восток и юг, рисовать квадрат и круг.
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
И не путать никогда острова и города.
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
М.Пляцковский
Сегодня нужно говорить о том, что школа должна помочь выпускнику 9, а потом и 11 класса научиться делать выбор, выбор своей будущей профессии.
В большом мегаполисе как Москва, есть возможность выбора жизненного и профессионального пути. Но далеко не все выпускники школ готовы использовать предоставляемые обществом возможности.
В нашей школе ведутся занятия в 8-11 классах, цель которых способствовать осознанному выбору профессии и профессионального будущего подростком.
Исходя из целей, понятны задачи, решаемые на таких занятиях:
Из чего выбираем, “поле выбора” | Осознанный выбор, “как выбираем” | Шаги по реализации профессионального выбора, “чего хочу достичь, и что для достижения своей цели буду делать” |
Исходя из условий конкретной школы, занятия по профориентации могут вести подготовленные педагоги:
Школьные психологи | Учителя – предметники (учителя истории, обществознания, географии, экономики, технологии) |
Приглашённые специалисты - профконсультанты | Классные руководители |
При организации и проведении занятий по курсу педагоги школы решают организационные и педагогические задачи:
1. | Иметь аргументы для рекомендации родителям наилучшего учебного маршрута для выпускника 9 класса |
2. | Знать наклонности учеников для результативного комплектования 10 профильных классов, с учетом их способностей и интересов |
3. | Выбрать профили старших классов в соответствии с профессиональным самоопределением выпускника 9 класса |
4. | Повысить интерес к учебе учащихся старших классов |
5. | При организации занятий формировать универсальные учебные действия |
В нашем Центре образования курс “Основы выбора профессии” ведется в 8 классах, в рамках предпрофильной подготовки. Есть опыт преподавания у педагога – психолога, учителя экономики и учителя истории.
Чтобы жить, нужно иметь образование специальное, но еще нужно иметь образование общее, нужно уметь разбираться во всем, что совершается вокруг. А для этого нужно, если можно так выразиться, умение мыслить и понимать, нужна известная широта кругозора, известная высота развития.
Н.Рубакин, русский книговед и писатель
В основу планирования занятий были взяты материалы Г.В.Резапкиной “Программа профессионального самоопределения для подростков. Я и моя профессия. Москва, Генезис, 2007. Оснований для выбора данной программы было несколько: Г.В.Резапкина – педагог – практик, эта её программа логично может сочетаться с программой “Уроки самоопределения” (система классных часов для учащихся 5-9 классов). Автором изданы пособия для учителя, есть рабочие тетради для школьников, методическая поддержка оказывается на сайте http://metodkabi.net.ru/.
Исходя из особенностей классов, учитель использует различные виды заданий, над которыми работают школьники.
Самостоятельная работа | Работа на уроке | Внеурочная деятельность | |
Сделать компьютерную презентацию в формате Power Point (Интересная профессия, модная профессия, тяжелая профессия, моя будущая профессия) | Тесты по профориентации | Работа с заданиями рабочей тетради “Я и моя профессия” (Г.В.Резапкина) | Посещение мероприятий в городе в рамках профориентационных программ |
Устное выступление по темам “Профессии, востребованные в нашем городе”, “Социальная сфера нашего района”, “Профессии моей семьи” | Работа с материалами журнала “Обучение и карьера”http://www.start4you.ru | Работа с задания рабочих листов,
составленных учителем Специально для данного класса и урока |
Участие в олимпиадах на базе СПО и Вузов, “Днях открытых дверей” |
При организации занятий, учитель учитывает ранее полученные знания и опыт школьников.
Интересны занятия, на которых учитель организовывает работу с текстами притч. Их содержание выходит за рамки только профориентационной работы, идет развитие овладение и развитее универсальных учебных действий.
- Прочитай притчу
- Дай ей название.
- Запиши одним предложением мораль притчи.
- Объясни письменно, как мораль этой притчи связана с темой урока.
- Сделай к притче рисунок.
- Перескажи притчу классу, рисунок тоже представь на обсуждение
Притча от Пауло Коэльо
Старый мудрый китаец шёл по заснеженному полю, когда увидел плачущую пожилую женщину.
— Почему вы плачете? — спросил он.
— Потому что я думаю о своей жизни, молодости, красоте, которую я видела в зеркале, и о мужчине, которого я любила. Бог жесток, что дал способность помнить. Он знал, что я вспомню весну своей жизни и заплачу.
Мудрец стоял на снежном поле и пристально смотрел в одну точку и думал. Неожиданно женщина перестала плакать:
— Что вы видите там? — спросила она.
— Поле роз, — ответил мудрец. — Бог был великодушен ко мне, когда он дал мне способность помнить. Он знал, что зимой я всегда смогу вспомнить весну и улыбнуться.
Профессия учёного интересна, важна для развития любого общества, но сегодня интерес к ней низок. На предметах естественного цикла ученики узнают об открытиях ученых. На занятии “Я б в учёные пошёл!” можно организовать обобщение фактического материала, обсуждение проблемы “Почему молодёжь не стремиться стать учеными?”
1. Заполните таблицу
2.Дайте своё определение
3. Запишите названия наук, которые начинаются с предложенной буквы
4. Вспомните материал “Структура деятельности” и заполните схему “Деятельность учёного”
|
Задания могут быть и такими.
Разминка для мозга
МАРС …. …. …. ТОРТ |
|||||||||||||||||||
Что здесь нарисовано. Количества вариантов большое | Сколько на рисунке квадратов? | Весы составлены из девяти спичек и не находятся в состоянии равновесия. Требуется переложить в них пять спичек так, чтобы весы оказались в равновесии. | Вычеркните девять букв, и у вас
получится слово? Какое и что оно обозначает? ХДОЕЛВОДЯИТЛЬБНУИККЬВ |
Умение распоряжаться своим временем сегодня необходимо каждому. Несколько занятий по теме “Тайм - менеджмент” должны показать учащимся, где и как теряется время, какие техники его сохранения разработаны учёными. По итогам работы над темой возможен просмотр фильма или мультфильма “Сказка о потерянном времени”.
Управление временем 1. Прочитай пословицы и поговорки, размещённые ниже. Определи их тему (ы). 1. Деньги пропали - наживешь, время пропало - не вернешь. 2. Ждать - не устать, было б чего искать 3. Что хорошо для вторника, не всегда можно использовать в среду. (Польская пословица) 4. Надо много времени, чтобы лист шелковицы превратился в шелк. (Вьетнамская пословица) 5. О будущем говорить - чертей смешить. (Японская пословица) Ответ 2. Практическая работа (даётся учащимся на предыдущем занятии, для его выполнения необходимо честно прохронометрировать свой день )
ХРОНОФАГИ
|
Что измениться в школе и городе, если работа по профессиональному самоопределению будет организована, все её участники осознают значимость педагогической помощи молодым “выбирающим жизнь”? Изменения будут огромны и в масштабах района, города, и в масштабах целого поколения:
- ученик, пройдя через цикл занятий, обретёт уверенность, навыки профессионального и личного самоопределения,
- выбор профессии и сферы деятельности будет проходить с учётом личных особенностей и с использованием знаний о городском рынке труда,
- школа кроме навыков учебной деятельности, учит школьников сознательно проектировать деятельность, жизненную и профессиональную.
Умением учиться всё время обладает не каждый, и в будущем понадобятся профессионалы, способные воспитывать в людях это качество – “век живи – век учись”, говорит проректор по научной работе Российского государственного гуманитарного университета Дмитрий Бак:
“Умение перестраиваться и меняться, умение учить учиться, а не учить конкретную сумму знаний – это аутопедагогика, это гуманитарное умение, которое очень часто забывают сейчас многие образовательные программы”.
Пусть работа по профессиональному самоопределению и станет началом в аутопедагогике в школах нашей страны.
Есть два важных выбора в жизни: принять
обстоятельства такие, какие они есть, или принять
на себя ответственность по их изменению.
Неизвестный автор
1 | Приложение 1 | Рабочий лист к вводному занятию по “Основам выбора профессии” |
2 | Приложение 2 | Из истории профессий в нашей стране |
3 | Приложение 3 | Мир информации сегодня |
4 | Приложение 4 | Что такое деятельность? Её структура |
5 | Приложение 5 | Итоговое занятие |
6 | Приложение 6 | К материалам пособия Профессиональное
самоопределение: выбор профиля обучения и
профессии. Учебное пособие. 9 класс Проектирование индивидуальной версии образовательной траектории |
7 | Приложение 7 | Словарь по профориентационной работе |
8 | Приложение 8 | Я б в ученые пошел! |
9 | Приложение 9 | Притчи к урокам |
10 | Приложение 10 | Вариант организации работы с номером журнала “Обучение и карьера” |