Организация и проведение занятий по курсу "Основы выбора профессии"

Разделы: Общепедагогические технологии


Мы живём в динамично меняющемся обществе. Общественные и экономические отношения предъявляют требования к работнику: будь активен!

Сегодня важны такие личные качества профессионала, как предприимчивость, интеллектуальность, ответственность, социально-профессиональная мобильность, склонность к коммерческому риску, способность принимать самостоятельные решения, гибкость, уверенное поведение, быстрая обучаемость.

У меня растут года,
будет и семнадцать.
Где работать мне тогда,
чем заниматься?
В.Маяковский

Находить восток и юг, рисовать квадрат и круг.
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
И не путать никогда острова и города.
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
М.Пляцковский

Сегодня нужно говорить о том, что школа должна помочь выпускнику 9, а потом и 11 класса научиться делать выбор, выбор своей будущей профессии.

В большом мегаполисе как Москва, есть возможность выбора жизненного и профессионального пути. Но далеко не все выпускники школ готовы использовать предоставляемые обществом возможности.

В нашей школе ведутся занятия в 8-11 классах, цель которых способствовать осознанному выбору профессии и профессионального будущего подростком.

Исходя из целей, понятны задачи, решаемые на таких занятиях:

Из чего выбираем, “поле выбора” Осознанный выбор, “как выбираем” Шаги по реализации профессионального выбора, “чего хочу достичь, и что для достижения своей цели буду делать”

Исходя из условий конкретной школы, занятия по профориентации могут вести подготовленные педагоги:

Школьные психологи Учителя – предметники (учителя истории, обществознания, географии, экономики, технологии)
Приглашённые специалисты - профконсультанты Классные руководители

При организации и проведении занятий по курсу педагоги школы решают организационные и педагогические задачи:

1. Иметь аргументы для рекомендации родителям наилучшего учебного маршрута для выпускника 9 класса
2. Знать наклонности учеников для результативного комплектования 10 профильных классов, с учетом их способностей и интересов
3. Выбрать профили старших классов в соответствии с профессиональным самоопределением выпускника 9 класса
4. Повысить интерес к учебе учащихся старших классов
5. При организации занятий формировать универсальные учебные действия

В нашем Центре образования курс “Основы выбора профессии” ведется в 8 классах, в рамках предпрофильной подготовки. Есть опыт преподавания у педагога – психолога, учителя экономики и учителя истории.

Чтобы жить, нужно иметь образование специальное, но еще нужно иметь образование общее, нужно уметь разбираться во всем, что совершается вокруг. А для этого нужно, если можно так выразиться, умение мыслить и понимать, нужна известная широта кругозора, известная высота развития.
Н.Рубакин, русский книговед и писатель

В основу планирования занятий были взяты материалы Г.В.Резапкиной “Программа профессионального самоопределения для подростков. Я и моя профессия. Москва, Генезис, 2007. Оснований для выбора данной программы было несколько: Г.В.Резапкина – педагог – практик, эта её программа логично может сочетаться с программой “Уроки самоопределения” (система классных часов для учащихся 5-9 классов). Автором изданы пособия для учителя, есть рабочие тетради для школьников, методическая поддержка оказывается на сайте http://metodkabi.net.ru/.

Исходя из особенностей классов, учитель использует различные виды заданий, над которыми работают школьники.

Самостоятельная работа Работа на уроке Внеурочная деятельность
Сделать компьютерную презентацию в формате Power Point (Интересная профессия, модная профессия, тяжелая профессия, моя будущая профессия) Тесты по профориентации Работа с заданиями рабочей тетради “Я и моя профессия” (Г.В.Резапкина) Посещение мероприятий в городе в рамках профориентационных программ
Устное выступление по темам “Профессии, востребованные в нашем городе”, “Социальная сфера нашего района”, “Профессии моей семьи” Работа с материалами журнала “Обучение и карьера”

http://www.start4you.ru

Работа с задания рабочих листов, составленных учителем

Специально для данного класса и урока

Участие в олимпиадах на базе СПО и Вузов, “Днях открытых дверей”

При организации занятий, учитель учитывает ранее полученные знания и опыт школьников.

Интересны занятия, на которых учитель организовывает работу с текстами притч. Их содержание выходит за рамки только профориентационной работы, идет развитие овладение и развитее универсальных учебных действий.

  • Прочитай притчу
  • Дай ей название.
  • Запиши одним предложением мораль притчи.
  • Объясни письменно, как мораль этой притчи связана с темой урока.
  • Сделай к притче рисунок.
  • Перескажи притчу классу, рисунок тоже представь на обсуждение

Притча от Пауло Коэльо

Старый мудрый китаец шёл по заснеженному полю, когда увидел плачущую пожилую женщину.

— Почему вы плачете? — спросил он.

— Потому что я думаю о своей жизни, молодости, красоте, которую я видела в зеркале, и о мужчине, которого я любила. Бог жесток, что дал способность помнить. Он знал, что я вспомню весну своей жизни и заплачу.

Мудрец стоял на снежном поле и пристально смотрел в одну точку и думал. Неожиданно женщина перестала плакать:

— Что вы видите там? — спросила она.

— Поле роз, — ответил мудрец. — Бог был великодушен ко мне, когда он дал мне способность помнить. Он знал, что зимой я всегда смогу вспомнить весну и улыбнуться.

Профессия учёного интересна, важна для развития любого общества, но сегодня интерес к ней низок. На предметах естественного цикла ученики узнают об открытиях ученых. На занятии “Я б в учёные пошёл!” можно организовать обобщение фактического материала, обсуждение проблемы “Почему молодёжь не стремиться стать учеными?”

1. Заполните таблицу
Название школьного предмета Основы каких наук, изучаются на этом предмете
     
     

2.Дайте своё определение

наука учёный
   

3. Запишите названия наук, которые начинаются с предложенной буквы

А Е Б Г ...
         
О И П К ...
         

4. Вспомните материал “Структура деятельности” и заполните схему “Деятельность учёного”

Субъект деятельности Объект деятельности Цель Средства Мотивы Результат
           

Задания могут быть и такими.

Разминка для мозга

       
       
       
       
МАРС

….

….

….

ТОРТ

Что здесь нарисовано. Количества вариантов большое Сколько на рисунке квадратов? Весы составлены из девяти спичек и не находятся в состоянии равновесия. Требуется переложить в них пять спичек так, чтобы весы оказались в равновесии. Вычеркните девять букв, и у вас получится слово? Какое и что оно обозначает?

ХДОЕЛВОДЯИТЛЬБНУИККЬВ

Умение распоряжаться своим временем сегодня необходимо каждому. Несколько занятий по теме “Тайм - менеджмент” должны показать учащимся, где и как теряется время, какие техники его сохранения разработаны учёными. По итогам работы над темой возможен просмотр фильма или мультфильма “Сказка о потерянном времени”.

Управление временем

1. Прочитай пословицы и поговорки, размещённые ниже. Определи их тему (ы).

1. Деньги пропали - наживешь, время пропало - не вернешь.

2. Ждать - не устать, было б чего искать

3. Что хорошо для вторника, не всегда можно использовать в среду. (Польская пословица)

4. Надо много времени, чтобы лист шелковицы превратился в шелк. (Вьетнамская пословица)

5. О будущем говорить - чертей смешить.   (Японская пословица)

Ответ

2. Практическая работа (даётся учащимся на предыдущем занятии, для его выполнения необходимо честно прохронометрировать свой день )

тайм-менеджмент, time management, -
Хронометраж обычного рабочего дня ученика 8 класса
Сколько минут или часов тратится На что тратится это время
   
   

ХРОНОФАГИ

Хронофаги (от др.-греч.) (или поглотители времени, пожиратели времени) ХРОНОФАГИ одушевленные ...
...
неодушевленные ...

Что измениться в школе и городе, если работа по профессиональному самоопределению будет организована, все её участники осознают значимость педагогической помощи молодым “выбирающим жизнь”? Изменения будут огромны и в масштабах района, города, и в масштабах целого поколения:

- ученик, пройдя через цикл занятий, обретёт уверенность, навыки профессионального и личного самоопределения,

- выбор профессии и сферы деятельности будет проходить с учётом личных особенностей и с использованием знаний о городском рынке труда,

- школа кроме навыков учебной деятельности, учит школьников сознательно проектировать деятельность, жизненную и профессиональную.

Умением учиться всё время обладает не каждый, и в будущем понадобятся профессионалы, способные воспитывать в людях это качество – “век живи – век учись”, говорит проректор по научной работе Российского государственного гуманитарного университета Дмитрий Бак:

“Умение перестраиваться и меняться, умение учить учиться, а не учить конкретную сумму знаний – это аутопедагогика, это гуманитарное умение, которое очень часто забывают сейчас многие образовательные программы”.

Пусть работа по профессиональному самоопределению и станет началом в аутопедагогике в школах нашей страны.

Есть два важных выбора в жизни: принять обстоятельства такие, какие они есть, или принять на себя ответственность по их изменению. 
Неизвестный автор

1 Приложение 1 Рабочий лист к вводному занятию по “Основам выбора профессии”
2 Приложение 2 Из истории профессий в нашей стране
3 Приложение 3 Мир информации сегодня
4 Приложение 4 Что такое деятельность? Её структура
5 Приложение 5 Итоговое занятие
6 Приложение 6 К материалам пособия Профессиональное самоопределение: выбор профиля обучения и профессии. Учебное пособие. 9 класс

Проектирование индивидуальной версии образовательной траектории

7 Приложение 7 Словарь по профориентационной работе
8 Приложение 8 Я б в ученые пошел!
9 Приложение 9 Притчи к урокам
10 Приложение 10 Вариант организации работы с номером журнала “Обучение и карьера”